Ключевые моменты в искусстве (часть первая)

Jul 22, 2019 11:06


Ли Чешир - старший редактор издательского отдела Галереи Тейт в Лондоне. Его книга «Ключевые моменты в искусстве» не так давно вышла в издательстве Ad Marginem. Написанная простым языком она содержит перечисление исторических фактов, которые он считает поворотными для искусства последней тысячи лет.





Я прочел ее на одном дыхании. Не со всем был согласен. Но вполне допускаю, что новая информация требует обдумывания. Факт в том, что эта книга событие само по себе. Как с информативной (нового потрясающе много!) точки зрения, так и с содержательной - добавление связанных с тем или иным событием, с точки зрения автора, другого, создает впечатление целостности всего происходящего.

Я перечислю лишь некоторые события, снабдив их информацией из открытых источников и своим собственным видением. Если же вам интересно - оригинальная книга определенно стоит, чтобы ее купить.

1. Чимабуэ встречает юного Джотто рисующего на скале (1270-е, деревня Веспиньяно близ Флоренции)

Со временем Джотто превзошел своего учителя, стал главным архитектором Флоренции и считается одним из величайших мастеров итальянского Возрождения. Считается, что именно он начал рисовать с натуры живых людей, чего не делали до него более двухсот лет.



Фреска Джотто "Поцелуй Иуды", 1303-05 гг, Падуя.

Почему «Поцелуй Иуды» - шедевр, можно прочесть вот здесь.

2. Брунеллески демонстрирует изобретенную им линейную перспективу (1413, Флоренция)

Линейная перспектива явилась методом достоверного изображения трехмерных предметов на плоскости.



Описанная позже Леоном Баттиста Альберти линейная перспектива и ее схема.

Брунеллески открыл принципы линейной перспективы, известные древним грекам и римлянам, но потерянные или игнорируемые в Средневековье. Согласно этим принципам, можно нарисовать план здания, используя одну точку, по мере приближения к которой детали становятся меньше. Красивая история об этом событии и ее разбор с точки зрения архитектора есть вот здесь.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - тоже творение Брунеллески.

3. Ян ван Эйк заканчивает Гентский алтарь (6 мая 1432 года)

Монументальный алтарь должен был украсить личную капеллу жены Йоса Вейдта в церкви Святого Иоанна Богослова в Генте. Вейдт не только оплатил работу Яна ван Эйка, но и за очень крупную сумму купил для себя и супруги право быть упомянутыми на каждой службе в соборе Гента в течение… вечности. И если службы уже не проводятся, а имена не упоминаются, то Гентский алтарь по-прежнему поражает своей красотой и мастерством.



"Поклонение агнцу", центральная часть алтаря

4. Рафаэль украшает фресками личные покои папы Римского (мая 1508 года, Рим)

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов.



Двадцатипятилетнему Рафаэлю было поручено расписать только одну комнату, но первая же исполненная им фреска («Спор о таинстве Евхаристии») настолько поразила папу гармонией и красотой, что он распорядился отстранить от работы других художников и полностью доверился молодому урбинцу.

Так получилось, что одна комната на много лет решила судьбу европейских искусств.

5. Дюрер печатает гравюру с изображением носорога (1515 год, Нюрнберг)

Впервые с III века н. э. в Европе живой носорог появился в Португалии, в Лиссабоне в 1515 году. Носорога привезли из Индии в подарок португальскому королю Мануэлу от правителя княжества Камбей в Западной Индии. Затем он был выставлен на всеобщее обозрение и через некоторое время отправлен в подарок римскому папе, однако корабль, везший носорога папе, затонул.



Зарисовки и гравюры лиссабонского носорога попали к Дюреру. Дюрер изобразил носорога, никогда не видев его, используя рисунки и описания очевидцев. На его гравюре носорог закован в латы. Кроме того, Дюрер наделил носорога изогнутым рогом на спине, чешуйчатыми ногами и зазубренным гребнем на спине. Указанные черты не свойственны настоящим носорогам. Несмотря на анатомические неточности, эта гравюра получила известность в Европе и неоднократно копировалась в течение последующих трёх столетий.

Гравюра считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца 18 столетия. Позднее она была заменена более достоверными рисунками. Про гравюру говорили, что «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство».

6. Инквизиция допрашивает Веронезе (18 июля 1573 года, Венеция)

Дело было в 1571 году. В доминиканском соборе Santi Giovanni e Paolo пожар уничтожил трапезную вместе с картиной Тициана «Тайная вечеря». Братья-доминиканцы попросили Тициана её восстановить по эскизам, но живой классик два года оставался глух к их просьбе, ссылаясь на занятость другими проектами. Тогда доминиканцы обратились к Паоло Веронезе, который в ту пору был и помоложе, и победней - и он охотно исполнил заказ, создав собственную версию евангельского сюжета.



Открытие трапезной с новой версией «Тайной вечери» от Веронезе вызвало в Венеции аншлаг. Толпы горожан ломанулись в доминиканский собор - смотреть новый шедевр и восхищаться. А главный инквизитор взял картину на карандаш.

Составленное им обвинение основывалось на том, что в сцене «Тайной вечери» представлено слишком много фигур, которые не упоминаются в евангельском свидетельстве (300 лет спустя российская цензура захочет запретить одноимённую картину Н.Н. Ге за то, что апостолов на картине слишком мало). Делу о «ереси» был дан ход, и в субботу 18 июля 1573 года Паоло Веронезе предстал перед судом Инквизиции.

По делу Веронезе вердикт суда инквизиции был трогательно беззуб. Художника обязали «исправить все свои ошибки и переписать картину за собственный счёт в течение трёх месяцев». В случае неисполнения судебного решения ему пригрозили повторным разбирательством и наказанием. Выслушав приговор, живописец не стал ничего исправлять в своей картине. Он просто переименовал её в «Пир в доме Левия» (именно такое решение предлагал папе Микеланджело в сценке «Монти Пайтона»).

7. Караваджо убивает человека (28 мая 1606 года, Рим)

В пылу драки после словесной перебранки 28 мая 1606 года он убил человека, Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел.



8. Банкротство Рембрандта (14 июля 1656 года, Амстердам)

Деятельность Рембрандта это еще и попытка превратить свои мастерские в крупное коммерческое предприятие задолго до Фабрики Уорхолла.

Дело о банкротстве Рембрандта Харменса ван Рейна стало выдающимся процессом для голландской арбитражной практики XVII века. Так, именно дело Рембрандта заставило юристов внести в законодательство положение о том, что сделки по выводу активов, проведенные должником, находящимся в заведомо предбанкротном состоянии, признаются ничтожными. До Рембрандта было лишь представление о том, что так делать нельзя, это казалось настолько само собой разумеющимся, что никому в голову не приходило зафиксировать это на бумаге. И вот в 1656 году слушается дело о банкротстве Рембрандта, который не смог вовремя погасить кредит, взятый несколько лет назад на покупку дома. Выясняется, что ипотечный заемщик Рембрандт перед самым судом попытался переписать купленный в кредит дом на сына Титуса. Амстердамские юристы сделку развернули и заодно восполнили пробел в законодательстве, строжайше запретив подобные фортели.



В банкротстве Рембрандта было еще много интересных нюансов, этому процессу даже посвящены специальные исследования. Так, примечательно, что Рембрандт, с 19 лет профессионально занимавшийся живописью, добился того, чтобы его признали банкротом не как живописца, а как частного предпринимателя, потерпевшего урон "в море и торговле". Для истории искусства это спасло позднего Рембрандта: живописцы-банкроты изгонялись из профессиональной саморегулируемой организации - гильдии Святого Луки. А членство в этой СРО отнюдь не было формальностью: не будучи членом гильдии, невозможно было получить ни одного заказа, за этим хорошо следили.

9. Лувр открывается в качестве публичного музея (10 августа 1793 года, Париж)

В 1661 году Людовик XIV начал строить Версаль, который с 1682 года стал официальной королевской резиденцией. Лувр был заброшен и оставался пустым до тех пор, пока в 1725 году Академия искусств не стала устраивать в Лувре художественные салоны.



Впервые двери музея были открыты для широкой публики 10 августа 1793 года, во время Французской Революции. При Первой империи именовался музеем Наполеона, который и сам внес особый вклад в расширение коллекции. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства.

10. Британский музей открывает для обозрения мраморы Парфенона (осень 1816 года, Лондон)

Одно из главных сокровищ Британского музея - скульптура Парфенона. Вывезенные в начале 19 века из Греции лордом Элджиным статуи и рельефы до сих пор - предмет спора между двумя странами. Разграбление Парфенона было осуждено еще современниками Элджина. Но нельзя не признать, что если бы эти произведения остались на своем месте, они превратились бы в руины. В Британском музее скульптура экспонируется идеально.



Греция неоднократно просила вернуть экспонаты с момента обретения ею в 1832 году независимого статуса. Кампанию усилили в 2009 году, когда открылся новый музей у подножия холма Акрополя.

«В этом музее можно разместить мрамор. Мы ведем священную битву за уникальный памятник», - отметил Павлопулос. Британский музей отказался вернуть скульптуры, заявив, что они были приобретены Элгиным в соответствии с юридическим контрактом с Османской империей. Музей и другие британские учреждения также сопротивлялись кампаниям по репатриации. Закон запрещает им разбивать коллекции.

Продолжение ( часть 2 и часть 3)

Познавательно, История, Лытдыбр, Круто, Искусство

Previous post Next post
Up