Брунеллески и Перспектива. Архи-сказка #9.

Jun 21, 2012 13:12





Photo (с) gbatistini

Мне кажется, что это было примерно в 1415 году от рождества. Место действия - Флоренция, площадь Сан Джованни. На паперти собора Санта-Мария-дель-Фьоре Филиппо Брунеллески показывал фокус. Маэстро стоял в лицом к расположенному напротив зданию Баптистерия, держал в правой руке доску с дырочкой в центре. Сквозь неё он смотрел то на зеркальце, зажатое в левой руке, то на фасад Сан-Джованни. Время от времени он передавал эти аксессуары кому-либо из толпившиеся вокруг друзей, поклонников или просто оказавшихся рядом флорентийцев.

Счастливец становился на место, которое ему указывал Филиппо, подносил доску к лицу и через отверстие смотрел на здание Баптистерия. Затем вид через отверстие заслонялся небольшим зеркальцем, но тем не менее странным образом... зритель продолжал видеть Сан-Джованни.

Не очень понятно? А на самом деле все просто.

Вот смотрите!



Фасад Баптистерия

На доске, которая по-итальянски называется "ведута" Филиппо изобразил вид на Сан-Джованни с паперти Дуомо. Рисовал тщательно со всеми подробностями, а вместо неба поместил серебрянную, отполированную до зеркального блеска, пластинку. Затем в той точке, которая по его мнению является своеобразной проекцией линии визирования на фасад Баптистерия, он просверлил в доске расширяющееся конусообразное отверстие. Таким образом в отверстие можно было наблюдать, как само здание баптистерия, так и зеркальное отражение ведуты Брунелесски. Причем (и это с гордостью подчеркивается библиографами) на ведуте зритель видел настоящее небо, отражавшееся в серебрянной пластинке.



Через дырочку видно баптистерий.



А в зеркальце снова видно баптистерий.



Прим. Этого мальчика с зеркальцем я давным-давно нашел где-то в сети и использовал тут для моих схем. Да простит меня автор, не знаю его имени, но предполагаю, что это Jim Anderson !

Вот такая красивая легенда об изобретательности и рисовальном таланте великого флорентийца. Какой в ней процент правды, мы не знаем, поскольку сама ведута не сохранилась, свидетели сами ничего не описали, а история дошла до нас через третьих лиц. Тем не менее благодаря ей Брунеллески получил общепризнанный статус "изобретателя перспективы".

Это конец сказки, дальше будет длинно и нудно, так что всем читать не обязательно!

Брунеллески - архитектор, а архитекторы, как правило, не оставляли в истории архивы своих графических работ. Во всяком случае до примерно 18 века мало что сохранилось. Поэтому придется доверять описаниям библиографов и историков. Благодаря им об изобретении Брунелесски мы не раз слышали и читали, но почти уверен, ни один из вас ни разу не встречал никаких его рисунков, выполненных в соответствие с правилами этой системы. Между прочим, а что это за правила?

Вопрос совсем не праздный и не такой уж простой, как это может показаться на первый взгляд. Дело в в том, что речь по идее должна идти о так называемой ренессансной перспективе, которая кроме этого известна как центральная перспектива, прямая перспектива, фронтальная (фасадная) перспектива, перспектива с одной точкой схода и т.д. Но если отвлечься от заумности всех этих названий, суть ренессансной перспективы сводится к простейшему набору действий - берем совершенно плоский прямоугольный фасад (то, что мы сегодня называем ортогональной проекцией) и к нему добавляем одну или две боковые (верхние) поверхности, ориентированные к одной точке схода, чаще всего расположенной на линии горизонта. Например, как этом рисунке.



Все основные сведения о ведуте Филиппо и всем, что с ней связано очень удачно сконцентрированы на сайте , посвященном его творчеству. Цитаты, выделенные курсивом, которые я буду использовать ниже, заимствованы мною из этого источника.

Итак первая цитата:

На... картине, квадратной формы, размером около сорока сантиметров, Филиппо изобразил флорентийский баптистерий, видимый с порога центрального портика собора. Изображение было дано с фронтальной точки зрения, так что точка схода линий располагалась по центральной оси. Небо Филиппо покрыл серебром, которое он тщательно отполировал, чтобы в нем отражались "воздух и облака". Из этой сообщаемой Манетти детали явствует, что Брунеллески подходил к решению своей задачи не как живописец, а как архитектор, которому важно было передать на плоскости наружный объем здания. В точке схода линий Брунеллески сделал небольшое отверстие конусообразной формы. Зритель должен был взять картину, повернутую к нему задней стороной, в левую руку и взглянуть через дырочку на отнесенное на некоторое расстояние зеркало, которое он держал в правой руке и которое должно было быть размещено параллельно плоскости картины. Тогда в зеркале он видел отображение картины, но повернутое в другую сторону. К зеркалу Брунеллески прибег для проверки своей перспективной конструкции на предмет симметрии и совпадения центрального луча (зеркальное отображение сразу же выявляло дефекты перспективного построения).

Ведуту Брунеллески должен был рисовать в зеркальном варианте, что, согласитесь, совсем непросто. Но, если учитывать идеальную симметрию баптистерия, задача Филиппо упрощалась. И для чего собственно все эти сложности? Чтобы сформулировать, как утверждают некоторые, основной закон перспективы? Какой? Что сформулировал Брунеллески?

Логично предположить, что не он открыл основной постулат перспективы, основанный на особенностях зрения человека - предметы по мере удаления от нас зрительно уменьшаются. Это ясно, поскольку основано на личном опыте каждого. Но примечательно, что на основе сказанного обычно формулируется базовый инструмент перспективы - параллельные линии сходятся в одной точке. Что может быть более общего в архитектурном рисунке, чем эта фраза? Возможно именно в этом была суть изобретения Брунеллески? Или все гораздо проще, и его ведуты - обычный пиар-ход? .... А может быть он наивно надеялся изобрести самый лучший по тем временам архитектурный "рендеринг"?

Ну ладно, не будем спорить с почти его современниками, и временно согласимся с их утверждениями, что Филиппо в первую очередь занимала идея абстрактной точки схода, идея пересечения конуса лучей плоскостью, которая вместе с лучами должна была воспроизвести реальный образ в математически точных пропорциях. Давайте лучше в этом свете посмотрим на объект, выбранный им для эксперимента.

Флорентийский Баптистерий



http://www.historyfish.net/images/abbeys/italy/it_florence_baptistry.jpg

Суть формы - восьмигранная призма, увенчанная восьмиугольной пирамидой. Это ее фотография, сделанная в 19 веке.



„Prospetto del Duomo di Fiorenza”. Engraving with original colour, engraved and published by Georg Balthasar Probst, Augsburg 1760 or later.

Эта гравюра старше. На ней и на последующих фотографиях - форма и структура площади, взаимоотношение размеров Баптистерия и Дуомо.



http://en.wikiarquitectura.com/index.php/File:Baptistery_10.jpg



Сегодня застройка уплотнилась, но на интересующей нас оси собор-баптистерий, к счастью, пусто. (Эта и три последующие фотографии взяты из карт Гугла).







А эту фотографию мне давным-давно прислал господин Полковник. Сам я в последние годы не сподобился попасть во Флоренцию, так что огромное ему спасибо!



Я намеренно попросил автора сделать мне снимок Баптистерия с той самой точки, на которой веками ранее Филиппо демонстрировал свой опыт. Обратите внимание, фотограф стоит точно на оси здания, на ступенях Дуомо, т.е. на высоте превышающей обычный рост человека. Но и этого недостаточно, чтобы захватить объективом все здание Баптистерия в обычной фронтальной проекции. Приходится задирать фотоаппарат, и в результате мы получем дополнительную верхнюю точку схода.
Само собой такой вариант Брунеллески изобразить не мог. И, кстати сказать, человеческий глаз тоже не может видеть такую картину. А что же видит человек?



Зрителю, чтобы охватить взглядом весь фасад Баптистерия нужно постоянно поднимать и опускать голову и (или) глаза, рассматривая объект как-бы отдельными кадрами. На этой схеме я попробовал условно и очень грубо разложить то, что видит человек на 3 отдельные картины.

Первая картина- самая нижняя - результат взгляда перпендикулярного плоскости фасада, все вертикали, обратите внимание строго вертикальны. Так мы видим, например, нижний ярус фасада.

На второй и на третьей картинах мы постепенно поднимаем взгляд, смотрим последовательно на второй и третий ярус. Теперь появляется схождение линий вверх. В реальности при осмотре высоких сооружений наш мозг комбинирует не три, как в моем примере, а бесконечное множество отдельных "кадров". В результате реальная картина более похожа на результат панорамной съемки и называется перцептивная перспектива. Ниже я попробовал сфотошопить нечто подобное.



Такую картину Филиппо изобразить тоже не мог, так как способ перцептивной перспективы развился столетиями позже, а описан был только авторами середины 20 века. Наибольший вклад из них внес академик Борис Раушенбах.



На третьей картине я выпрямил вертикальные линии, тем самым приблизив картинку к ренессансной перспективе. Я не стал рисовать на ней линию горизонта, а тем более точки схода, которые по объективным причинам попасть в картину не могут - боковые стенки не перпендикулярны центральной. Но тем не менее, это самое близкое, что могло быть изображено на ведуте Филиппо Брунеллески.

Не хочу показаться вам занудой и на этом остановлюсь. Мне кажется, что как бы не старались зрители, они не могли увидеть в отверстии ведуты такую картину. Если я в чем то неправ, буду рад об этом узнать.

Италия - Italy, 100, Филиппо Брунеллески - Filippo Brunellesc, Арх-штудии, Архи-Факты, Архи-Сказки

Previous post Next post
Up