Почтовая открытка
Автор фотографии Михаил Грейм
В процессе строительства в начале 1780-х
здания римо-католической семинарии на
главной рыночной площади города, фасад которой формировал южную сторону усадьбы
кафедрального костёла Св. Апостолов Петра и Павла, появилась потребность организовать главный вход в усадьбу и одновременно в семинарию.
До этого вход в усадьбу костёла находился в западной части ограды, со стороны когда-то широкой
Иезуитской (Францисканской) улицы. Эта улица в 18 веке почти утратила своё значение и превратилась в узкий переулок.
В 1781 году Каменец посетил польский Великий князь Литовский и польский король Станислав II Август (Станислав Антоний Понятовский - Stanisław Antoni Poniatowski).
В честь торжественного посещения им кафедры была сооружена новая арка в пышных формах позднего барокко. Арка получила название арки (брамы) Станислава Августа, а позже - Триумфальной. Известно ещё название Кафедральная арка. Автором этого сооружения был архитектор и комендант крепости Ян де Витте.
Станислав II Август (Станислав Антоний Понятовский)
Арка на современной карте
Яндекс-панорама Архитектура сооружения, построенного из кирпича и облицованного белокаменными тёсаными плитами, была выдержана в стиле античных триумфальных арок. Два массивных пилона, между которыми был проезд, в плане создавали прямоугольное сооружение. Пилоны, декорированные парами пилястр ионического ордера, были соединены лучковым сводом, обрамлённым профилированным архивольтом.
Пилястры несли развитый антаблемент, на гладком фризе которого была вырезана латинская надпись:
HAC INTRABAT STANISLAU AUGUST REX DIE XI 9BRIS 1781 ANNO - Здесь проходил король Станислав Август 11 ноября 1781 года.
Старейшие фотографии арки. Вторая половина 19 века
Слева католическая семинария, справа Кафедральный костёл
Автор снимка Юзеф Кордыш. 1860-е
План сооружения.
Обмер Ю. Нельговского.
Высота пилонов вместе с антаблементом составляла 5 метров, высота свода арки - 3,5 метра. Арку перекрывала крыша с незначительным склоном от центра на четыре стороны, покрытая каменными плитами. Крышу увенчивала пирамидальная скульптурная композиция, установленная в геометрическом центре прямоугольного плана, а на углах были установлены четыре пьедестала со статуями путти (мальчиков) на
акротериях. Арка в 1960-х. Фото Е. Пламеницкой
Динамика движений статуй мальчиков была направлена к центру, где на большом пьедестале в виде основы колонны возвышался изысканной формы резной белокаменный фонарь высотой 3 метра, оформленный
волютами (спиралевидный завиток с кружком в центре) и завершённый развитым карнизом.
Скульптуры путти. Фото Е. Пламеницкой.
Путти - по-латински putus - маленький мальчик или Аморетто, буквально Амурчик; от латинского слова amor - любовь. Образ мальчика с крыльями, встречающийся в искусстве барокко и ренессанса. Символизирует предвестника земного или ангельского духа. Происходит из греческой и римской мифологии.
На карнизе, на постаменте в форме другого, но уже глухого фонаря, также декорированного волютами, стояла статуя святого Яна Непомука. В отличии от динамичных архитектурных форм и и фигур мальчиков она была наполнена статикой и спокойствием.
Статуя святого Яна Непомука. Фото Е. Пламеницкой.
Высота скульптурной композиции над антаблементом составила 6,4 метра, всего сооружения - 10, 6 метров.
Триумфальная арка очень гармонично сочеталась со
зданием католической семинарии. Основой гармонии был контраст между предельно простой, но пропорционально уравновешенной архитектурой большого строения семинарии и изысканной скульптурной пластикой архитектурных форм небольшой и одновременно монументальной арки.
Фотографии Триумфальной арки в разные времена.
1910-е
1915 год.
Реставрация арки. Лето 1988 года
Фото Юрия Савина
Современный вид
Источник Современный вид со стороны усадьбы костёла
Арка на почтовой открытке начала 20 века
Художник Г.К.Лукомский (1884 - 1952) "Каменец-Подольск. Кафедральные ворота"
Римо-католическая семинария.
_____________________________________________________________________
Источник
О.Пламеницька. "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" - Кам'янець-Подільський: Абетка, 2005.