По сравнению с другими историко-архитектурными памятниками, которые своей историей возникновения уходят в годы средневековья, Новоплановский мост построен значительно позже - во второй половине 19 века. Он соединил Старый город с его новой частью, так называемым Новым планом.
Сооружение этого моста было обусловлено главным образом невыгодным расположением существующего Польскофольварецького моста, соединявшего Старый город с другими пригородами. Кроме того, значительная скученность населения Старого города осложняла рост застройки всего губернского центра.
Группа высших правительственных чиновников во главе с царем Николаем I, осмотрев в 1842 году Каменец-Подольский, пришла к выводу, что город действительно оказался в критическом положении, и в связи с этим возник вопрос: переводить губернский центр в Винницу или оставить его здесь?
Лишь благодаря тому, что на царя и чиновников произвёл большое впечатление сам город и своеобразный ландшафт местности, было решено губернский центр не переводить и начать строительство нового моста. В 1843 году столичные архитекторы разработали проектный план сооружения моста. Шли годы, а практически всё оставалось на бумаге.
Так выглядела северо-восточная часть Старого города до постройки моста
Только в 1864 году назначенный на должность губернского архитектора академик Александр Иванович Песке разработал проект моста. При значительных коррективах, внесенных губернской строительной и дорожной комиссией, этот проект был утверждён. Для постоянного надзора за сооружением моста главное управление назначило инженера капитана Якова Костенецкого
(того самого, который занимался обвалом стены в Новом замке в 1872 году). 12 июня 1864 года состоялась торжественная закладка Нового моста. После пушечного салюта на дно котлована опустили медную доску с выбитыми на ней именами генерал-губернатора, губернатора и епископа.
Мост на современной карте города.
Яндекс-панорама Вот как описал это событие в "Подольских епархиальных ведомостях" Павел Троицкий, ключарь Кафедрального собора:
"Когда вы впервые подъезжаете к Каменцу, в нескольких верстах от него вам даже в голову не придёт, что этот губернский город занимает такое малое пространство, как и есть на самом деле, что в Каменце теснота чрезвычайная, что население, большая часть которого - евреи, весьма не соизмеримо с пространством, которое занимает город. Впрочем, если быть справедливым, из всех губернских городов Российской империи теснейшим и грязным является Каменец.
Этот своеобразный оптический обман, из-за которого вы, не видя Каменца, и не заподозрите, как он мал и тесен, имеет место потому, что два больших каменецких пригорода - Русские и Польские фольварки, не так далеко друг от друга расположеные, но разделеные огромными скалами, при приближении к Каменцу за несколько верст, сливаются и делают из него не только большой, но весной и летом богатый роскошной зеленью город, который напоминает вам, с одной стороны, Киев, а с другой - белокаменную Москву у Дорогомиловской заставы.
Соединить два пригорода - Русские и Польские фольварки - более 30 лет было заботой правительства, вызванной общей потребностью жителей, которые, кроме неудобства с воздухом, чувствовали крайнюю нехватку колодезной воды. Большинство жителей утоляла жажду из грязных потоков неторопливого Смотрича, в который вывозились все городские нечистоты. Одиночные счастливцы, имея значительные средства и возможность держать лошадей, привозили себе воду с каменецких пригородов.
В разное время выдвигались различные проекты, как соединить Каменец с его пригородами, но из-за их исполнительской сложности и нехватки средств у правительства, они так и остались предложениями - кстати, еще и потому, что правительство долго не мог определиться: оставить ли Каменец, который примостился в углу на окраине губернии, губернским городом.
Судьбу Каменца решил блаженной памяти покойный император Николай I, который в 1842 году посетил город. Он повелел Каменцу остаться губернским городом, и немедленно распорядился составить проект его расширения, указал, где должны быть новые улицы, где будут стоять православный собор и другие церкви. Во время Крымской войны (1853-1856) двусмысленная политика Австрии чуть не лишила Каменец первенства над другими городами Подолья. Надолго останется памятным для каменчан то время, когда в одной депеше высочайшем повелением приказали немедленно перевести губернию в Брацлав, а другой, вслед за ней, Каменцу велели снова быть губернским городом. Это произошло в июле 1854 года.
Война закончилась. Между тем нехватка воды, теснота улиц, большое количество жителей, не соответствующее пространству, занимающего Каменцем, снова возбудили мысль о строительстве моста, который, соединяя город с его пригородами, облегчил бы, особенно зимой, доставку жителям всего необходимого для жизни, а самое главное - воды.
Но постоянная смена начальников губернии - за 20 лет от 1840 до 1860 года их было 7 - и коварство евреев, которые опасались, что когда появится мост, снизятся цены за квартиры и за развоз воды в дома, до последнего тормозили это неотложное дело. Когда в августе 1860 года управление Подольской губернией перешло к нынешнему начальнику Рудольфу Ивановичу Брауншвейге, переписка о строительстве моста завершилось.
Была ассигнована сумма и было велено провести торги. Строить мост окончательно поручили каменецкому купцу второй гильдии, еврею Ицку Аксельруду, известному своей благонадёжностью, а также епархиальному начальству, благодаря строительству церквей в Ушице, Ольгополе, а ещё несколько ранее устройством замечательной Свято-Георгиевской церкви в пригороде Каменца - на Польских фольварках.
Такое желанное для жителей Каменца событие как закладка моста, столько лет с нетерпением ожидаемае каменчанами, решили осуществить торжественно, в присутствии начальника края - Киевского генерал-губернатора Николая Николаевича Анненкова, которого ждали в июне на ревизию в Каменец.
12 июня 1864 года, в половине двенадцатого, большой колокол на
Архиерейской церкви сообщил духовенству и жителям Каменца, что пора собираться на крестный ход.
Перед двенадцатым часом с загородной дачи в холодную Архиерейскую церковь прибыл Его Преосвященство Преосвященнейший Леонтий, епископ Подольский и Брацлавский. После облачения в одежду Его Преосвященства, монахов и духовенства к храм не замедлил прибыть генерал-губернатор в сопровождении начальника губернии и высших гражданских и военных чинов.
Начался крёстный ход с хоругвями и иконами к месту закладки. Утром небо было пасмурно; но в это время появилось солнце и разогнало тучи, словно для того, чтобы беспрепятственно быть свидетелем торжества, желаемого для всех жителей Каменца, но особенно радостного для православных.
Преосвященнейший и духовенство в праздничных одеждах, генерал-губернатор в сопровождении начальника губернии, военных и гражданских чинов, певчие в парадных костюмах, пели ирмосы, при огромном наплыве народа, жителей города - православных, католиков, евреев - направили свой ход к главной городской площади, где солдат и казаков расставили шеренгами вдоль пути крестного хода. Пересекая площадь, спустились к месту закладки, где был устроен шатёр и приготовлено всё необходимое для богослужения.
Началось освящение воды. При погружении креста и при выводе певчими "Спаси, Господи ..." послышалась стрельба из пушек, которую на некоторое время прервала речь, произнесенная Его Преосвященством и весьма приспособленная к нынешним торжествам.
При закладке моста, кроме генерал-губернатора и губернатора, дивизионного начальника войск, находившихся в Каменце-Подольском и его окрестностях, генерала графа Нирода, было еще 5 генералов. Когда закончилась речь, то под пение "Тебя, Боже, хвалим" и под стрельбу пушек в заранее приготовленное место заложили вместе с чеканными в этом году монетами, окроплённую святой водой медную таблицу с написанными на ней временем закладки и именами Его Преосвященства, Преосвященнейшего Леонтия, генерал-губернатора Николая Николаевича Анненкова, начальника губернии Рудольфа Ивановича Брауншвейге, при которых осуществилась столь знаменательное и так долго ожидаемое событие. Затем провозглашены были многая лета Государю Императору, Императрице, наследнику и всему царскому дому, святому Синоду, Его Преосвященству, градоначальнику и вождям, христолюбивому воинству и всем православным христианам.
Каждое провозглашение многих лет сопровождалось стрельбой из пушек. По окончании крестного хода духовенство с Его Преосвященством пригласили на завтрак, во время которого пили заздравные тосты за Государя Императора, начальника края, Его Преосвященство, начальника губернии, за счастливое начало и окончание строительства моста. Так завершились торжества по случаю закладки каменного моста в Каменце. Через три, максимум четыре года Каменец должен иметь совсем другой вид и превзойдет внешним видом и жизненными удобствами многие другие губернские города Российской империи. Его жители без затруднений смогут совершать сообщение с пригородами, потреблять замечательную воду и дышать чистым воздухом. Дай Бог, чтобы вслед за мостом быстрее засияли купола и кресты
нового православного Кафедрального собора, который мог бы быть наравне с католическими костелами".
Строительство моста продолжалось почти десять лет. Лишь в конце 1873 года все строительные работы были закончены. Главными элементами только что построенного моста стали 6 опор, деревянная подкосная система и перекрытия в виде балок и настила. Длина его составляла 136 метров, высота - 38 метров.
Торжественное открытие моста состоялось 19 января 1874 года.
Подробности строительства Новоплановского моста Вид с юга. 1868 год.
Вид с севера. Вероятно, 1873 год
Фото Михаила Грейма предоставил
haiduk-kamienec Мост на фотографии 1874-1876 годов.
Справа и слева от мостовых перил видны ещё неубранные деревянные леса. Вероятно, продолжаются некоторые отделочные работы.
Мост на
карте города 1884 года.
Ригельно-подкосная система моста - деревянная конструкция, при которой подкосы упираются своими вершинами в ригель.
После этого Новый план начал интенсивно развиваться. В конце 19 века на Бульварной (теперь Шевченко) и Петербургской (теперь Леси Украинки) улицах появились здания женской гимназии (1882-1885), казённой палаты (1882-1885), городской думы
(1897 (?) -1901), множество жилых домов чиновников, купцов, помещиков.
Вид на мост со стороны Нового плана.
Фотографии начала 20 века.
Вид на мост со стороны Старого города.
Вид на мост со стороны Нового плана.
Мост и долина реки Смотрич в 1918 году.
До Октябрьской социалистической революции основные конструкции моста не нуждались в ремонте. Лишь в 1922, затем в 1933 годах были проведены небольшие ремонтные работы (заменены перила и деревянный настил).
И только в 1939-1940 годах осуществлена первая основная реконструкция его верхней части. Вся деревянная откосная система заменена балочной системой перекрытия опор. Основной вес настила лёг на две продольные стальные фермы, которые имели высоту до двух метров. На фермы было положено около 300 бетонных плит.
В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года железобетонные конструкции верхней части были взорваны при отступлении сапёрами Красной армии.
В годы послевоенной пятилетки строительно-монтажным управлением №2 (начальник С.В. Климовский) проводились работы по восстановлению этого сооружения. В конце 1950 года строительные работы завершились, и в январе 1951 года Новоплановский мост был вновь введен в эксплуатацию.
Восстановление моста в 1948 году.
В 1950 годы въезды на мост были украшены пилонами со скульптурами.
На восточной стороне это были фигуры воинов: пехотинца и танкиста.
На западе, со стороны Старого города, стояли скульптуры девушек: рабочей и колхозницы.
Вид на мост в 1970-х
Мост в 1984 году.
Автор фото Александр Карельский
Во время последней реконструкции моста 17 декабря 2005 года пилоны и скульптуры были демонтированы.
Вид на мост с воздушного шара.
Мост в 2002-2003 годах.
Автор фото Александр Волков.
В 2005-2006 годах на мосту был произведён капитальный ремонт. В период ремонта проезд в Старый город осуществлялся по Старому мосту с Польских фольварок и по Замковому мосту со стороны Подзамче.
Так Новоплановский мост выглядит сейчас.
Автор фото
zamki-kreposti
Фото darriuss
Подробности строительства Новоплановского моста Новоплановский мост в 1960-х Источники:
Папевська С. "Новопланівський міст". "Прапор Жовтня", 1984.О. Будзей. "ЗАКЛАДИНИ КАМ'ЯНОГО МОСТА В КАМ'ЯНЦІ-ПОДІЛЬСЬКОМУ". Газета "Подолянин"