Dec 09, 2011 00:48
В рамках Международного Фестиваля театров танца ЦЕХ’2011 (Россия ― Италия) 3-4 декабря в Центре современного искусства "Винзавод" прошли вечера одноактных балетов Contemporary Dance компании "Провинциальные танцы" (Екатеринбург): легендарная "Свадебка" в восстановленной редакции 2011 года и московская премьера спектакля "SEPIA".
В 2000 году "Свадебка" произвела фурор на московской сцене и была удостоена "Золотой Маски" в номинации "Лучшая работа балетмейстера/хореографа" (Татьяна Баганова, И.Стравинский "Свадебка", театр "Провинциальные танцы", Екатеринбург), но за последние 7 лет в Москву этот спектакль не привозили ни разу. Так что сразу по нескольким причинам эти гастроли "Провинциальных танцев" никак нельзя было пропустить!
Идея, постановка и хореография ― Татьяна Баганова.
Сценография ― Татьяна Баганова, Виктория Мозговая.
Свет ― Нина Индриксон.
Костюмы ― Виктория Мозговая.
Изготовление костюмов ― Лариса Кравцова.
Исполнители:
Ольга Севостьянова, Екатерина Савельева, Алёна Лежава, Ксения Михеева, Ксения Степанова, Олег Степанов, Антон Лавров, Антон Милованов
Музыкальная основа спектакля (звучит аудиозапись "Свадебки" в исполнении Концертного хора и оркестра имени Баха, Лондон) ― хоровое произведение на тему русской крестьянской свадьбы И.Ф.Стравинского (1882-1971), представляющее собой "русские хореографические сцены с пением и музыкой" для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных.
Материал для "Свадебки" Игорь Стравинский начал собирать ещё в 1912 году, тогда же он активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым, по заказу которого для "Русских Сезонов" был написан балет "Жар-птица" (1910), что принесло Стравинскому европейскую славу. Но основная работа над произведением (кстати, на либретто самого композитора по русским народным песням из сборника П.В.Киреевского) пришлась уже на 1921-1923 годы, когда стало понятно, что вернуться в Россию Стравинскому уже не удастся, а первое исполнение "Свадебки" состоялось 13.06.1923 в Париже.
"Свадебка" Игоря Стравинского состоит из 4-х частей, разделенных на два действия: первый - "У невесты (Коса)", "У жениха", "Проводы невесты", и второй - "Красный стол".
Несмотря на ёмкий состав исполнителей: смешанный хор, сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, 4 фортепиано и ударные, ― композитор писал "Свадебку" не как оперу, а как музыку для балета. Кроме того, действующие лица: Жених, Невеста, Мать Жениха, Дружко, ― задумывались как абстрактные персонажи. Причём голоса солистов не закрепляются за действующими лицами даже условно: по ходу действия автор свободно меняет их драматургические функции.
В постановке Татьяны Багановой балет идёт как одноактный (продолжительность 30 минут), в нём участвуют 4 мальчика и 5 девочек, но сложность исполнения основанной на фольклоре хореографии Contemporary Dance (и связанные с этим колоссальные физические нагрузки исполнителей, а для зрителей - это, конечно, сплошное удовольствие и драйв!) только добавляет "театральной условности" в происходящее на сцене… Сразу несколько "женских" ролей (даже Мать Жениха) исполняют мужчины с подвязанными бутафорскими косами, да и Дружко, кажется, тоже трансформировался ― в младшую сестру Жениха (тот ещё характер: она одета по случаю свадьбы во всё чёрное). Впрочем, бессюжетным этот балет "Провинциальных танцев" тоже не является, так как в его основе ― свадебный обряд северных славянских народов, когда жених должен был собственноручно обрезать косу невесты (символ женской силы).
Балет "SEPIA" был создан Татьяной Багановой в США по заказу American Dance Festival в рамках программы "Интернациональные хореографы" в 2010 году. Однако московской публике этот спектакль был показан на Фестивале ЦЕХ'2011 впервые.
Идея, постановка и хореография ― Татьяна Баганова.
Свет ― Нина Индриксон.
Сценография, дизайн костюмов ― Анастасия Соколова.
Изготовление костюмов ― Лариса и Наталья Кравцовы.
Музыка ― фрагменты Восьмой симфонии Авета Тертеряна.
Исполнители:
Ольга Севостьянова, Екатерина Савельева, Алёна Лежава, Ксения Михеева, Ксения Степанова, Олег Степанов, Антон Лавров, Антон Милованов, Владимир Голомолзин.
"SEPIA" поставлена по мотивам романа Кобо Абэ "Женщина в песках". В спектакле о женщине напоминает широкобёдрая тень на заднике сцены, а песок, который периодически струится из прозрачных подвесных ёмкостей, покрывая сцену причудливыми следами и росчерками танцевальных па, ― это и среда обитания персонажей, и символ "текучести" времени, и даже философский образ бесконечной трансформации сознания.
Концепцию спектакля в буклете фестиваля объясняют две цитаты из романа-первоисточника: "Может быть, как раз отсутствие формы и есть высшее проявление силы" и "Основная идея рассматривать песок как отрицание стабильности не так уж безумна, движение одной восьмой миллиметра, мир, где существование ― цепь состояний…"
Начинается череда этих превращений и переходов "из одного состояния в другое" с метаморфоз огромного кокона из крафт-бумаги (действительно, костюмы, световое оформление, вся цветовая гамма спектакля ― это всё сепия, то есть светло-коричневые, песочные оттенки, присущие старинным монохромным фотографиям, да и само слово "сепия" по звучанию напоминает лёгкий шелест пересыпающегося песка). Зрители, привыкнув к полутьме, видят лежащий на сцене обычный свёрток, а он потом начинает оживать (шурша и шевелясь), буквально распарываемый извивающимися, как пробивающиеся к свету ростки, конечностями четырёх "упакованных" в него танцовщиц. Обрывки бумаги они, как жуки-скарабеи, скатывают в объёмные комки и перетаскивают в темноту противоположного угла сцены. Заинтригованная публика едва успевает отметить, что образы и хореография персонажей ассоциируются с "жизнью насекомых", как вдруг слабое пятно сценического света "обнаруживает" стоящие у края сцены мужские фигуры, странным образом нами до этого момента не замеченные...
Вот умеет Татьяна Баганова держать зал в тонусе! Да и танцовщики из "Провинциальных танцев" снова продемонстрировали свою прекрасную физическую форму и артистический талант! А персонажи балета благодаря изобретательной хореографии за 35 минут сценического времени проходят извилистый путь эволюции от "жизни насекомых" до "ритуальных танцев иных цивилизаций"…
балет,
contemporary dance,
Свадебка,
"Провинциальные танцы",
sepia,
Стравинский