"Свадебка" и "SEPIA"

Dec 09, 2011 00:48

В рамках Международного Фестиваля театров танца ЦЕХ’2011 (Россия ― Италия) 3-4 декабря в Центре современного искусства "Винзавод" прошли вечера одноактных балетов Contemporary Dance компании "Провинциальные танцы" (Екатеринбург): легендарная "Свадебка" в восстановленной редакции 2011 года и московская премьера спектакля "SEPIA".

В 2000 году "Свадебка" произвела фурор на московской сцене и была удостоена "Золотой Маски" в номинации "Лучшая работа балетмейстера/хореографа" (Татьяна Баганова, И.Стравинский "Свадебка", театр "Провинциальные танцы", Екатеринбург), но за последние 7 лет в Москву этот спектакль не привозили ни разу. Так что сразу по нескольким причинам эти гастроли "Провинциальных танцев" никак нельзя было пропустить!

Идея, постановка и хореография ― Татьяна Баганова.
Сценография ― Татьяна Баганова, Виктория Мозговая.
Свет ― Нина Индриксон.
Костюмы ― Виктория Мозговая.
Изготовление костюмов ― Лариса Кравцова.
Исполнители:
Ольга Севостьянова, Екатерина Савельева, Алёна Лежава, Ксения Михеева, Ксения Степанова, Олег Степанов, Антон Лавров, Антон Милованов

Музыкальная основа спектакля (звучит аудиозапись "Свадебки" в исполнении Концертного хора и оркестра имени Баха, Лондон) ― хоровое произведение на тему русской крестьянской свадьбы И.Ф.Стравинского (1882-1971), представляющее собой "русские хореографические сцены с пением и музыкой" для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных.
Материал для "Свадебки" Игорь Стравинский начал собирать ещё в 1912 году, тогда же он активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым, по заказу которого для "Русских Сезонов" был написан балет "Жар-птица" (1910), что принесло Стравинскому европейскую славу. Но основная работа над произведением (кстати, на либретто самого композитора по русским народным песням из сборника П.В.Киреевского) пришлась уже на 1921-1923 годы, когда стало понятно, что вернуться в Россию Стравинскому уже не удастся, а первое исполнение "Свадебки" состоялось 13.06.1923 в Париже.
"Свадебка" Игоря Стравинского состоит из 4-х частей, разделенных на два действия: первый - "У невесты (Коса)", "У жениха", "Проводы невесты", и второй - "Красный стол".
Несмотря на ёмкий состав исполнителей: смешанный хор, сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, 4 фортепиано и ударные, ― композитор писал "Свадебку" не как оперу, а как музыку для балета. Кроме того, действующие лица: Жених, Невеста, Мать Жениха, Дружко, ― задумывались как абстрактные персонажи. Причём голоса солистов не закрепляются за действующими лицами даже условно: по ходу действия автор свободно меняет их драматургические функции.
В постановке Татьяны Багановой балет идёт как одноактный (продолжительность 30 минут), в нём участвуют 4 мальчика и 5 девочек, но сложность исполнения основанной на фольклоре хореографии Contemporary Dance (и связанные с этим колоссальные физические нагрузки исполнителей, а для зрителей - это, конечно, сплошное удовольствие и драйв!) только добавляет "театральной условности" в происходящее на сцене… Сразу несколько "женских" ролей (даже Мать Жениха) исполняют мужчины с подвязанными бутафорскими косами, да и Дружко, кажется, тоже трансформировался ― в младшую сестру Жениха (тот ещё характер: она одета по случаю свадьбы во всё чёрное). Впрочем, бессюжетным этот балет "Провинциальных танцев" тоже не является, так как в его основе ― свадебный обряд северных славянских народов, когда жених должен был собственноручно обрезать косу невесты (символ женской силы).

Балет "SEPIA" был создан Татьяной Багановой в США по заказу American Dance Festival в рамках программы "Интернациональные хореографы" в 2010 году. Однако московской публике этот спектакль был показан на Фестивале ЦЕХ'2011 впервые.
Идея, постановка и хореография ― Татьяна Баганова.
Свет ― Нина Индриксон.
Сценография, дизайн костюмов ― Анастасия Соколова.
Изготовление костюмов ― Лариса и Наталья Кравцовы.
Музыка ― фрагменты Восьмой симфонии Авета Тертеряна.
Исполнители:
Ольга Севостьянова, Екатерина Савельева, Алёна Лежава, Ксения Михеева, Ксения Степанова, Олег Степанов, Антон Лавров, Антон Милованов, Владимир Голомолзин.

"SEPIA" поставлена по мотивам романа Кобо Абэ "Женщина в песках". В спектакле о женщине напоминает широкобёдрая тень на заднике сцены, а песок, который периодически струится из прозрачных подвесных ёмкостей, покрывая сцену причудливыми следами и росчерками танцевальных па, ― это и среда обитания персонажей, и символ "текучести" времени, и даже философский образ бесконечной трансформации сознания.
Концепцию спектакля в буклете фестиваля объясняют две цитаты из романа-первоисточника: "Может быть, как раз отсутствие формы и есть высшее проявление силы" и "Основная идея рассматривать песок как отрицание стабильности не так уж безумна, движение одной восьмой миллиметра, мир, где существование ― цепь состояний…"
Начинается череда этих превращений и переходов "из одного состояния в другое" с метаморфоз огромного кокона из крафт-бумаги (действительно, костюмы, световое оформление, вся цветовая гамма спектакля ― это всё сепия, то есть светло-коричневые, песочные оттенки, присущие старинным монохромным фотографиям, да и само слово "сепия" по звучанию напоминает лёгкий шелест пересыпающегося песка). Зрители, привыкнув к полутьме, видят лежащий на сцене обычный свёрток, а он потом начинает оживать (шурша и шевелясь), буквально распарываемый извивающимися, как пробивающиеся к свету ростки, конечностями четырёх "упакованных" в него танцовщиц. Обрывки бумаги они, как жуки-скарабеи, скатывают в объёмные комки и перетаскивают в темноту противоположного угла сцены. Заинтригованная публика едва успевает отметить, что образы и хореография персонажей ассоциируются с "жизнью насекомых", как вдруг слабое пятно сценического света "обнаруживает" стоящие у края сцены мужские фигуры, странным образом нами до этого момента не замеченные...
Вот умеет Татьяна Баганова держать зал в тонусе! Да и танцовщики из "Провинциальных танцев" снова продемонстрировали свою прекрасную физическую форму и артистический талант! А персонажи балета благодаря изобретательной хореографии за 35 минут сценического времени проходят извилистый путь эволюции от "жизни насекомых" до "ритуальных танцев иных цивилизаций"…

балет, contemporary dance, Свадебка, "Провинциальные танцы", sepia, Стравинский

Previous post Next post
Up