Пробуем учить слушателей - новичков в тренировках с отягощениями - делать анализ предлагаемых клиенту упражнений. Вариантов упражнений может быть несколько, но тренер обязан видеть какие-то отличия в каких-то параметрах. Одна из характеристик - травмоопасность упражнения. Кроме соблюдения / несоблюдения правил безопасности (разминка, техника, страховка, исправность оборудования и т.п.) на эту характеристику могут влиять другие параметры, например, техническая сложность, естественность и применяемое отягощение.
Родилась полусерьёзная формула для оценки травмоопасноcти упражнения:
(Техническая сложность) х (Естественность) х (Величина отягощения) = (Степень травмоопасности)
Техническая сложность. Сложность освоения при обучении двигательным действиям
1 балл - Простое для освоения
2 балла - Может быть сложным для освоения при обучении слабо координированных новичков
3 балла - Сложное для освоения для большинства клиентов
Естественность. Учитывая, что опорно-двигательный аппарат сформировался в процессе эволюции для выполнения определенных движений, оценка в этом контексте естественности/неестествественности (движение, режим, нагрузка)
1 балл - Естественное
2 балла - В принципе естественное, но с непредельными нагрузками и нечасто / Естественное, но в изолированном варианте не встречается
3 балла - Абсолютно неестественно, в повседневной жизни исключено
Величина отягощения
1 балл - Незначительное
2 балла - От умеренного до значительного
3 балла - Предельное
Степень травмоопасности: от 1 балла (1 балл * 1 балл * 1 балл. Абсолютно безопасно для всех) до 27 баллов (3 балла * 3 балла * 3 балла. Категорически исключить!)
Естественно, в реальной работе пользоваться именно формулой и оценкой в баллах необязательно (хотя, почему нет?). Мне интересно мнение коллег, достаточны ли перечисленных мною характеристики для оценки травмобезопасности выбранного упражнения.
Я пока не буду приводить примеры использования формулы, попробуйте, что получится у вас. Попробуйте привести в пример какие-либо сочетания указанных характеристик применительно к тем или иным упражнениям и ситуациям