Бурса сегодня нежизнеспособна?

Jun 01, 2018 00:35

Прот. Всеволод Чаплин:

"Куда идет бурсацкая "система"?

Отец Георгий Максимов дал смелую и предельно правильную оценку проблем современных семинарий:

image Click to view



https://www.youtube.com/watch?v=ofblfep_bPM .

Подписываюсь под каждым словом. И добавлю вот что.

1. Бурса сегодня нежизнеспособна. Стремительное падение количества и качества поступающих - самое яркое свидетельство об этом. Готовить священников из вчерашних школьников, особенно современных, инфантильных - безумие. Ничего толкового из этого не получается. Уникальные исключения не в счет. К пастырству надо готовить зрелых людей - минимум с 25-летнего возраста. Но в бурсацкую казарму они не пойдут, рыть канавы и подчиняться всякой мелюзге не будут. Рукополагать же в священники надо по канонической норме - не ранее 30 лет (как человек, рукоположенный в 23 года, особо на этом настаиваю).

2. Спасти духовную школу и вообще подготовку духовенства может переход к преимущественно вечернему (но не заочно-фиктивному) обучению зрелых людей, крепко связанных с приходскими общинами и духовно готовых стать пресвитерами. Казарма для этого не нужна - в отдельных случаях сгодится обычное общежитие. Вечернее обучение надо не убивать, как сейчас, а постепенно делать основной формой. Та же Московская духовная семинария вполне могла бы открыть вечернее отделение в Москве. А опыт Свято-Тихоновского университета показывает, что такое обучение становится наиболее правильным, хотя и нуждается в большем приспособлении именно для нужд подготовки пастырей.

3. Я знаю людей, которые позитивно оценивают опыт быта и субординации в армии. Я даже знал людей, которые позитивно оценивали годы, проведенные в сталинских лагерях. Я не знаю ни одного человека, который - не в официальном контексте, а в доверительной беседе - хорошо говорил бы о бурсацкой «системе» (образовательный процесс - другое дело). Большинство людей желает из нее поскорее вырваться - на приход, на «особое послушание» или куда-то еще. Я не понимаю, зачем искусственно поддерживать эту «систему», заимствованную у латинян и ныне зашедшую у них в тупик. Деградирует она и у нас. А большинство лучших священников - как раз не из числа ее питомцев."
отсюда

P.S. Удивляет "фигура умолчания" у сих глашатаев правды-матки:
оба правдоруба в своих огненных глаголах умолчали
заглавнуб причину недобора в семинарии:
они готовят бесправных попо-холопов,
фактически - крепостных.
Быть православным священником ныне в матушке России -
это каждый Божий день ступать по минному полю.
И церковная Система, с коей сталкивается бурсак в семинарии
изначально пронизана недоверием и неуважением к личности учащегося.
Она по сути своей лицемерна и бесчеловечна,
ничего евангельского и христианского в ней нет.
Система ломает личность,
настоящее образование подменяет
бессмысленным зубрежом и долбежом
и выпрастывает из своего садка рабов,
с фиктивным "образованием".

Из зрительских отзывов на видео от Георгия Максимова:

"Сейчас я вам напишу в чем проблема семинарии. Вы можете соглашаться со мной, а может и нет - дело ваше. Но на мой взгляд, (взгляд бывшего семинариста) проблемы следующие: всей администрации в семинарии АБСОЛЮТНО наплевать на духовное состояние учащихся, начиная от деж.пома и кончая проректорами. Им плевать на все переживания и чувства семинаристов. Им плевать на все те духовные переломы и трудности, которые есть в душе и жизни каждого семинариста. Администрацию волнует только, чтобы семинаристы соблюдали устав семинарии, зазубривали до автоматизма преподаваемый материал и беспрекословно выполняли все "послушания." Если что либо из этого будет нарушено, администрация семинарии сразу же прибегает к радикальным методам наказания, типа того как лишение семинариста дней каникул, внеочередные послушания или унижения на пед.совете...ну или сразу - угроза отчисления или само отчисление. Вместо того, чтобы попытаться найти саму причину духовной проблемы семинариста и помочь справиться с ней, его тупо НАКАЗЫВАЮТ. И в этом никто не может помочь. Даже духовник семинарии, который, как правило, во всем поддерживает решения пед.совета и воспитательского совета. А еще в семинарии в воспитательском совете часто участвуют люди совершенно не понимающие ничего в жизни церкви светские люди - вот от них только и жди справедливого решения. Семинария в наше время - это конвейер современного духовенства.@

@Уважаемый иерей Максим! В утверждении, что в семинарии не должно быть духовной поддержки Вы не правы. Семинария это закрытое учебное заведение, где кроме всего должна быть психологическая поддержка как это есть в любых учебных закрытых учреждениях. А семинария, как один из духовных институтов, просто обязана оказывать духовную поддержку. Из собственного опыта могу сказать, что проблема семинарий в том, что там практически нет преподавателей с педагогическим образованием. Большая часть преподов провинциальных семинарий это вчерашние выпускники других духовных школ, которые понятия не имеют как преподавать, как общаться со студентами и т.д.
После семинарии я пошел учиться в гуманитарный педагогический университет, получил образование преподавателя психологии, некоторое время сам преподавал с духовной семинарии (около 6 лет - ушел по доносу секретаря епархии, который решил выслужиться перед новым архиереем таким низким способом). Сейчас работаю по специальности. Имея опыт семинарской жизни, собственного преподавания и полученных знаний по специальности, могу сказать, что на 80% всех проблем внутренней жизни семинарий это отсутствие нормальных педагогических кадров.
"Нет хуже начальника, чем вчерашний раб" - говорили древние римляне. Когда я видел как вчерашний пацан-выпускник, роптавший на проблемы "системы", по окончании семинарии оставался в этой же самой семинарии преподавателем и начинал точно также морщить студентов, всегда возникал вопрос: зачем нужна такая система, которая кроме системы ничего не рождает? "повелители" получают пример от "повелителей".
Другой пример это преподы священники с высшим светским педагогическим образованием: студенты к ним тянутся. Именно такие священники помогают многим семинаристам двигаться по пути дальнейшего духовного и карьерного роста: дьяконства и священства.
Любовью можно вылепить из этих неокрепших пацанов настоящих пастырей, а нагоняйкой - вырастить "деспотов". Как-то так...@

"Отец Георгий, молодежь берут именно потому, что они не сформировались. Их легче ломать под себя, под систему. 30-летнего мужика попробуй сломай. Это не выгодно начальству. Нужно воспитывать "простите/благословите", а не "я считаю иначе".
Вот вам и рыба с головы."

"Ситуация 1917 года повторяется: революцию творили семинаристы, сейчас вполне может быть то же самое.
Но с другой стороны, я окончил семинарию стационарно в 28 лет (сейчас учусь в академии), и у меня есть мирское образование, но должен сказать, что у администрации отношение к семинаристам далеко не одинаковое. Старших даже больше наказывают за малейшие проступки, а инициатива все равно наказуема, как и мотивация. Священноначалие само во многом виновато, что семинария портит молодых пацанов, которые в самом деле ни грамма в жизни не соображают."

"конечно на государствен уровне давно уже лет как 5 мин признается семинария.высшим образованием бакалавр.незнаю где бесплатно но в украине платно.одесса год 500 долар это 2007год.а кормили в одессе отвратно при том что платили мы.все время макароны.рыба изредка.мясное вообще не видали.если раз в год.при то что семинар.обязаны работать на послушание и многое в ущерб учебе.печалька.учиться не давали.ток работа работа.говорят ночью учи.при том что отбой в 22.00 а с послушание приходили в 8 .9.при том что помытся надо.ка?баня 2 раза в неделю.ужас..в остальное время мылись в умывальниках.при том что за это ругали.я так понял лучше ходить вонять?короче поступать в семинарию можно.но не нужно.лучше заочно.здоровье подорвешь.кормят просто еда вся протухшая.......семинаристов рукопологают не то что в нарушении всех правидл...например девственность из всех семинаристов мне хватит пальцев одной руки назвать кто не занимался сексом....и это пастыри..при том что не голословно .лично знаю.....есть и которые с замужными спят...короче ужас....ниче хорощешо....а монастырь который при семинарии все сваливает на учащихся...чтоб деньгами не траться на рабочих....строика копка все семинаристы....бесплаитное рабочая сила.........короче не видно плюсов...и это еще не все сказано есть и похуже вещи.как домогательства сексуальные...семинарии надо либо закрыть ток заочная форма.либо проверки устраивать и не верить дурным начальникам семинарии как в казани у нас все хорошо.а верить семинаристам...никто не говорит что семинаристы хорошие а преподы и др плохие...просто наплевательское отношении к семинаристам как к рабам....и никто не продает деньги мы сами плат им за обучение...........понятное дело может видим только плохое но только святые могут устоять...там где в семинарии бухают.пьют...либо быть изгоем...хорошо говорит пока ты ссам в этой шкуре не был....невозможно из болота(семинарии )выйти не испачкавшимся...а пример преподы и священники что в семианрии какой дают???сами перед нашим носом и бухают..и т.д.............да есть хорошие стороны не отрицаю в семинарии...это старцы которые помогают...."

"Заочка - это не учёба, система нужна, очка учит дисциплине, те кто ноет по поводу системы или несправедливости действительно должны уходить и в этом должна им помогать система, нас на первом курсе было 72 человека, а закончили 22 из которых были только один или 2 священника, несколько диаконов. Действительно человек должен понимать, куда идёт, а система должна утвердить его в принятом в начале своего пути решении или же заставить поменять его. Нужно помнить, что над всеми дежпомами, ректорами и т.д. есть Господь, Который не попускает нам испытаний сверх наших сил, а ещё то, что справедливости нет нигде, т.к. даже Бог не поступает по отношению к нам по справедливости! Если по справедливости, то почти все мы должны бы сейчас не читать или смотреть это, а гореть в аду, т.к. не идеальны, но Бог терпит нас и ждёт нашего покаяния. Христос нигде в Евангелии не призывал к справедливости! Справедливость - термин Ветхого Завета, где глаз за глаз, а Новый Завет - это любовь, которой нет почти ниукого, и это - САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА И ПРОБЛЕМА и семинарий и всей нашей жизни!"

"В военных училищах проблем с дисциплиной не больше, чем в СССР.
Видимо, проблема в экуменистическом характере современных образовательных методик. Молодежь гиперчувствительна к фальши.
Не знаю, как в семинариях, а крах воскресношкольного образования связан именно с этим.
Главное - фундамент. Остальное, со временем, наладится."

отсюда

Георгий Максимов, очерки бурсы, Всеволод Чаплин

Previous post Next post
Up