Симфония...

Feb 26, 2008 22:36

Не без некоторого лукавства подвожу
своего дорогого гостя и к
"Вербному воскресению в Москве" - совсем невеликой картине
Вячеслава Григорьевича Шварца,
вроде как немца по родословию,
но писавшего только на сюжеты допетровской Руси.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785931/
Деспота, по обыкновению, умиляется,
а иногда даже и утирает умилительныя слёзки:
"Вот она Святая Русь, вот само воплощение симфонии
между Церковью земной и набожнейшей царской властию!
У нас в иезуитском колледже отец Жорж нам всё говаривал:
русский патриарх Никон ведь никто иной и есть
как православный предтеча Второго Ватиканского собора!"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785930/
Сам же я, посматривая на патриаршее шествие на осляти
уже не посолонь, а супротив исконной традиции,
вспоминаю ядовитыя словеса
пешешествовавшего примерно тогда же
на самый край свету протопопа АввАкума:
"Посмотри-тко на рожу-ту, на брюхо-то,
никониян окаянный, - толст ведь ты!
Как в дверь небесную вместитися хощешь?..
А Христа на кресте пишешь раздутова:
толстехунек миленькой стоит,
и ноги-те у него, что стулчики.
Ox, ох, бедныя!
Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев!
А все то кобель борзой Никон, враг,
умыслил, будто живыя писать,
устрояет все по-фряжьскому, сиречь понеметцкому...
Знаю все ваше злохитрство, собаки, бляди,
митрополиты, архиепископы, никонияна, воры,
прелагатаи, другия немцы руския!"
Сидючи уже не раз в Пушкинском доме,
какой с благословения Дмитрия Сергеивича Лихачёва
и стал оплотом Питерского староверия,
всегда приходится выслушивать
нелицеприятную "правду матку"
про "господствующее исповедание":
"В стоянии до смерти соловецких сидельцев
не на стороне же их вешателей
да сажателей на кол
прикажете находиться?
Да и хранителями древнерусской литературы
только одни староверы в просвещённой России и оказались,
а никонияне типа Филарета Дроздова,
рукописи только ведь жечь распоряжались!"
В 70-х годах Александр Солженицин
повторил мысль Дмитрия Сергеевича Мережковского,
о том что истоки русской революции
коренятся в так и неуврачёванном русском расколе.
Отца Александра Шмемана буквально взорвало
от "безграмотности совеского неофита":
три года в Вестнике РСХД велась бурная полемика,
в какой неловко стало потом
именно за маститого протопресвитера,
совсем нечутко оправдывавшего топорность реформ
задами из дореволюционного "полемического" богословия.
А неофитствующий писатель
тогда и вывел главную причину церковных исправлений:
"Это было искушение властью:
Никон мечтал о кафедре Константинопольского патриарха,
царь Алексей Михайлович грезил о византийским престоле.
Что и явилось отправной точкой
великого церковного преступления,
с которого и началась гибель России!"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785929/
Уже лет десять, как патриарха Никона
братия Иверского Валдайского монастыря
упорно движит к прославлению,
а сожжённый в Пустоозёрске шальной поп растрига
на пути этой канонизации
и стоит как кость в собачьем горле.
Да и само староверие,
по сравнении с нашим как кур во щи
общипанным никоянством,
светится внутренной правдой,
уже хотя бы потому,
что у них есть святой протопоп АввАкум,
а у нас его нету: "Долго ли муки сея, протопоп, будет?"
И я говорю: "Марковна, до самыя смерти!"
Она же, вздохня, отвещала: "добро, Петровичь, ино еще побредем".

Русский музей

Previous post Next post
Up