Пишет
stpneuma:
"Ода игумену. Кратенько, написано на коленках.
Буду писать долго и подробно несколькими постами. Но сегодня коротко - сама суть.
Совсем кратко: игумен Василий находился в полном послушании старца Наума. Никто из братии, кроме него и благочинного старца не знали, но это не напрягало. Говорят, что игумен о каждом приходящем брате звонил старцу и спрашивал как с ним быть. Это тоже было нормально. Потом расскажу о всяких случаях, с этим связанных.
Он даже спрашивал, каких телочек и бычков отдавать, каких оставлять. Злые языки говорили, что он даже спрашивал, как назвать родившуюся корову или бычка, но точно знаю, что это враки, потому как бывало бычков мы назвали сами с отцом Корнилием - зав. скотным двором.
Лично я в свое время сказал отцу честно: «отец, твой духовник о. Наум, слава Богу, но мой духовник ты. Благословляйся у него на что хочешь, и как хочешь, но меня благословлять будешь ты». Его такая позиция вполне устроила и мы жили относительно мирно.
А в чем успех отца Василия? Не в смирении, не в духовных качествах (об этом потом) а, как ни странно, в послушании. Итак, пару слов об уставе, который благословил о. Наум:
- Правило (утренние молитвы, полушница, три канона, акафист, глава Евангелия, две Апостола), Литургия (начало в 5:30 до ~9:00) и вечерняя служба (начало в 17:00 до ~19:30) для всех обязательны, кроме тех, кто на стратегических послушаниях (кухня, коровник, дежурный). А такие послушания тоже давались по череде на неделю, т.е. никто без служб не зависал на долго; Служба по полному уставу, как написано в Указаниях. Кроме библейских песней на каноне. И кроме Пасхальной службы - там канон немного подсокращали;
- Сам игумен присутствует на всех службах, по возможности, сидит в алтаре или служит;
- На клирос гнали всех, кто на что-то способен;
- Трапеза везде, кроме трапезы, запрещена; Даже чай в кельях запрещен; Исключения - больные;
- На трапезе читаются жития святых (еще полгода назад я думал, что это стандартно по умолчанию во всех монастырях, но как выяснилось - нет);
- Исповедь ежедневно на вечерних правилах; Исповедует игумен, в его отсутствие благочинный;
- Никаких баб; Допускалось, чтоб днем приходили прихожанки помогать закатывать банки, квасить капусту и т.п. Малейший намек на флирт, шутка, подмигивание - анафема (шутка, но предупреждение строгое однократное, потом такая женщина не допускалась до помощи);
- Всё силами братии, никаких мирских работников;
- Рулит монастырем игумен де-факто; Сам проводит разнарядку, вникает во все проблемы; В его отсутствие благочинный; Никаких мирских работников;
- Своеволие строго каралось;
- Свободного времени днем не было: после службы завтрак, разнарядка, работа. Обед. Работа до 16:30. Служба, ужин, правило. И потом часик был почитать, отдохнуть. Времени свободного много не было;
- Любимчиков, блатных, особо приближенных к игумену не было. Как следствие, стукачей тоже. На это игумен говорил тому, кто жаловался на тайный грех брата тайком: «если грешит тайно, то попадется сам рано или поздно явно». И ничего не предпринимал. Но серьезные случаи разбирались и решались;
- Курение категорически запрещено. Курили многие, тайком, попадались, но преследовалось жестко;
- Бухло исключено полностью;
- Все, кто прожил более полугода до сентября, по желанию могли поступить в духовное училище заочно;
- Была библиотека, очень хорошая;
- Сроки стандартные для желающих монашества: год - трудник, год - послушник, постриг. Бывали исключения. Это общий принцип;
- За мелкие нарушения (не погасил свет где нужно, зимой без шапки, разговоры с незнакомцами, попытка поспорить с игуменом, рукоблудие, просыпание правила однократное, незначительное своеволие) была минимальная такса: 40 земных поклонов; Её принимали как подарок без ропота и радостно выполняли. Не знаю, почему так, но даже как наказание это не воспринималось. Злые языки говорят, что дав кому-то поклоны, отец Василий такое же количество потом келейно выполнял сам. Но мне кажется, что это враки, потому как он бы тогда делал их тысячами и ему некогда было бы управлять монастырём.
- Игумен трапезничал вместе со всеми; На столах у всех было одно и тоже; Элитность по жрачке отсутствовала;
- На трапезе всё свое, что возможно. Молочка - полный спектр, овощи - свои, яйца - свой курятник, мука - покупалась пшеница в Томской области, а в монастыре была мельница. Как пример приведу случай: просит повар игумена перед праздником майонез купить, какое-то блюдо забацать хочет. А тот говорит: яйца есть, масло есть, горчица сухая есть - делайте сами! Вот так!
- Трудник от монаха отличался только одеждой. В остальном устав для всех один;
- СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЗА-ПРЕ-ЩЕ-НЫ!!! Тайком у многих были. Звонить по воскресениям по благословению игумена;
- По воскресениям желающие могли посмотреть фильм, прошедший цензуру;
- Если сильно устал, изнемог, вымотался -
можно было испросить выходной. Отказывали редко;
- Монастырь был огражден забором. Вход посетителям только во время службы. Днем монастырь был закрыт для прохожих.
---
Это основные моменты. Потом еще напишу про нюансы.
Казалось бы - ничего сверхъестественного. Минимум. Нормальные, обычные требования для желающих спастись. Это я не переходил еще к личности игумена. Перечисленного уже хватало для того, чтобы братия спасалась. Я думаю только за то, что отец Василий железной волей, смирением и послушанием даже до смерти сумел сохранить такой Устав, достоин высшей Награды. И вы, дорогие читатели, можете вообразить как это сложно. Воистину, Крест игуменский только по предназначению.
В других постах продолжение обязательно последует. Спасибо за внимание.
Рад буду, если Вам понравилось".
отсюда