Пишет паси овец пастырь
nickolaybabkin:
"Младостарцы вместо старцев
А сегодня в Оптиной есть старцы? - спросил кто-то из паломников.
- В Оптиной больше нет старцев, - ответил монастырский экскурсовод.
Это очень хорошо понимал святитель Игнатий Брянчанинов: "душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований". 18 век и синодальная эпоха стали духовным кризисом и упадком монашества. "Монашество, - писал святой, - доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством"
Мне вспомнились эти мысли святого во время проповеди иеромонаха. Он говорил, что нужно носить с собой блокнот и записывать все совершенные грехи, подражая подвижникам, точнее, инокам.
Во-первых, духовность и монашество - это не одно и то же. Например, аскетикой и умно-сердечным деланием можно заниматься в миру, а не только в обители.
Во-вторых, не все советы святых универсальные и подходят каждому: "слепо и без рассуждения пытаясь применить советы и опыт древних Отцов, множество людей подвергают себя опасности сильно повредить своей душе", - предупреждает святой.
Многие ездят в монастыри в поисках старцев, чтобы узнать как поступить и спросить совета. "Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов" (1Кор.4:15), "не будьте рабами людей" (1Кор.7:23). Нужно руководствоваться Писанием и святыми отцами. Священник - это тот, кто может помочь в духовной жизни советом, но не указанием и приказом. Желание получить готовый ответ от батюшки - это просто нежелание познавать свою веру и Господа, или попытка снять с себя ответственность за принятие решения. По этой причине многие не могут и шага ступить без благословения, а если не получают его - идут к другому священнику.
Сегодня дух старчества жив в святынях, в истории обителей и даже в расписаных стенах монастыря. Но благодать действует повсюду, таинства везде одинаковые. Лучше ходить в свои храмы к своим батюшкам, чем гоняться за старцами по монастырям".
отсюда