2. Понятия субъекта и объекта.
Вопрос о независимой от познающего сознания действительности далеко не однозначен, так как в раскрытии здесь нуждаются как понятие сознания, так и понятие независимого от него внешнего мира, так, наконец, и способ, каким следует мыслить отношение между ними
(
Read more... )
Так-таки и невозможно? Я вот легко проделываю эту операцию. Вы чем-то обосновываете невозможность такого сомнения, помимо очевидности?
Reply
А что тогда есть в этом тексте? "Субъект, о котором думают, что он воспринимает восприятия" - это, Вы считаете, очень однозначное определение, которое очевидно исключает понимание субъекта как субстрата и вместилища?
Усомнится в бытии чужого имманентного объекта невозможно :)
Почему сразу чужого: включаем рефлексию - и вот у нас готово сомнение в бытии того самого нашего объекта, который мы породили, находясь в положении субъекта, наивно считающего содержания сознания "данностью".
Но речь ведь шла об имманентном бытии. Вот в этом усомниться никак невозможно. По понятию имманентного просто. Вы говорили о содержаниях сознания. "Имманентны" они, как можно было понять, именно в том смысле, что присущи сознанию. Это вполне в рамках понятия. Если же Вы считаете, что им к тому же имманентно бытие, то это весьма нетривиальное утверждение, которое требует обоснований. Никакой "очевидности" тут нет. Содержания сознания - это не Бог, которому ( ... )
Reply
Reply
Reply
Да нет никакой формы у объекта, нельзя усомниться в том, чего нет :) Какая форма у дерева - форма дерева? Это просто генерация тавтологии.
Про форму можно осмысленно говорить, когда вы выходите в некоторую рефлексивную позицию и начинаете расщеплять объекты в мышлении - на форму и материал (в онтологической рефлексии), или на форму и содержание (в эпистемологической рефлексии). Но это уже дальнейшие шаги разворачивания теории познании (или какой другой рефлексивной практики).
Я же обсуждаю существенно более ранние шаги, базовые основания самой теории познания, где у объекта (пока) никаких форм нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Надо только иметь в виду, что это не настоящее яблоко, а яблоко из примера, Настоящее яблоко - реально, а не имманентно :)
Reply
Reply
С чего вдруг? Если у меня нет понятия яблока, то я никогда не увижу яблока.
Понятие яблока - конечно же, относится к имманентному, т.е. к содержанию сознания.
Reply
С моей точки зрения форма - то, что придает объекту бытие, поэтому усомниться в форме значит усомниться в бытии.
Reply
Потому что Вы ученый и придаете всему форму своего бытия (как ученого в смысле). Ну, и ученые, как известно, не любят разбираться с основаниями своих рассуждений :)
Reply
Имманентность это характеристика бытия объекта (а не содержания, скажем).Т.е. бытие содержания сознания состоит не в его содержательной определенности (бытие красного состоит в том, что оно красное), а в его отношении к сознанию (бытие красного состоит в том, что это красное имманентно сознанию, что оно "в" сознании или как бы это ни выражать ( ... )
Reply
Reply
Не понимаю, как можно всерьез принимать эту примитивную схему. Схоласты произвольно выделили часть бытия, назвали его "сущностью" и противопоставили всему остальному. Ясно же, что существовать, в самом общем смысле, значит быть тождественным себе. А тождество может быть по самым разным признакам - не только по способу отношения к сознанию, но и по наличию листьев, ствола и ветвей.
Если Вы говорите, что А есть А, это, конечно, справедливо, но что в этом толку?
Как что толку? Вот Вы, допустим, говорите, что бытие - это когда А=B (красное есть слово, красное есть кровь и т.д.), а я говорю, что бытие - это когда А=А и не иначе. По-моему, это отчетливо разные позиции.
А при чем тут понятие красного? Пусть рушится, это не имеет значения, всё равно ведь я вижу красное как красное.
Вопрос-то был в том, как усомниться в красном. Ну и вот: я вижу красное, но понимаю, что это только мое мнение, поскольку понятие красного рухнуло.
Reply
Leave a comment