сбор мнений по вполне конкретному вопросу...

Jul 12, 2014 00:08


Заранее оговорюсь, что пишу этот пост только лишь с целью разобраться с ситуацией и просто поговорить об этом.
Речь пойдет об обучении совсем маленького ребенка (3-4 лет) таким сложным навыкам как чтение, письмо, арифметический счет ( Read more... )

детское развитие

Leave a comment

Comments 23

polosatka July 11 2014, 22:38:16 UTC
вопрос мне близкий. На своем ребенке наблюдаю, как он сам, в процессе просто жизни постигает вот эти все бытовые вещи в пределах пяти, иногда и на 10 замахивается:). Сам спрашиваетЮ мол, на прилавке в булочной лежат 8 булочек, если мы купить две, то останется шесть. В принципе, я ему говорила про плюс-минус, но не нарочито, а в духе собственного бормотания, типа достань мне три помидорки из ящика, так, теперь к ним еще плюс одну, типа того. А он сам в автобусе очень любит считать входящих и выходящих пассажиров, такой бытовой счет обожает просто. Буквы тоже, как ты пишешь - сам выучил давным-давно. Насчет осознанного обучения всем этим навыкам - пока не сформировала четкого мнения. Знаю только про себя саму - я научилась читать в три года и сразу стала постоянно читать-читать. Но! Мама говорит, что я до этого просто обожала слушать длинные тексты, и потом просто продолжила это дело (люблю до сих пор, чем длиннее текст, тем лучше:). Про арифметику - ей со мной занимались целенаправленно по играм Никитина и всё такое, инициатива шла от ( ... )

Reply

kakoh July 12 2014, 08:12:10 UTC
меня очень смущает формат "занятий/заданий". Там поисутствует какой-то неприятный мне момент шаблонности. Я уже заметила такую вещь, что иной раз можно дать Эрику новое по типу задание на листочке, а он его решает, не зная постановки задачи. Хотя, ты знаешь, что недавно я для себя открыла тетрадки от Жени Кац, которая в их предисловии пишет, что вопросы сформулированы так, что иногда правильного ответа нету или их несколько. Вот такой посыл мне лично более симпатичен, чем банальные решалки, где ребенок уже заведомо знает в каком виде выдать ответ ( ... )

Reply

polosatka July 12 2014, 19:02:12 UTC
мне кстати вот еще кажется, что мы с тобой по-разному понимаем слово "задание". Я под этим словом подразумеваю вообще почти всё, т.е. не именно задания из тетрадки а-ля 7 гномов:), у которых лишь один вариант решения. "Заданиями" я называю, скорее, мой стиль общения с сыном вообще! То есть, скажем, прошу его принести мне две луковицы (когда готовлю), и спрашиваю его попутно, например - а вот как ты думаешь, что было бы, если бы лук был совсем без кожуры изначально, как помидоры? Или - а как ты думаешь, что было бы, если бы огурцы были оранжевые, как морковка? Т.е. я с ним так разговариваю в виде "заданий" часто, это некие такие познавательные вызовы, что ли, из серии "А как ты думаешь? А какие тут могут быть варианты? Предположи, как...?". Потом, тоже заданиями я называю игры-головоломки из серии rushhour, тот же лабиринт и всё такое - т.е. под "заданием" я имею в виду всё, что вызывает на размышления ( ... )

Reply

kakoh July 12 2014, 19:19:32 UTC
Про задания как Oberbegriff тебя поняла. Согласна.
Про рисование не убеждаешь. А зачем ребенка вводить в рамки рисования на основе геометрических фигур? Я лично вижу кошку не как составное из двух кружков и овала. Это намного сложнее. И вот зачем редуцировать этот объек? Пусть он будет пока не понятен ребенку для воспроизведения, но зато когда станет понятен, то ты представляешь, какие горизонты открываются?
Про образы в чтении это просто супер, что Улли до этого дошел. Потому что я лично до сих пор не дошла до этого. И вот боюсь ранним чтением убить в своем ребенке это качество. Хотя опять же понимаю, что научить читать его могу с полуоборота. Но для него это будет символьная заниматика. Он склонен к такому, но это с чтением как таковым не имеет ничего общего.

Reply


simeon_galkin July 11 2014, 23:14:49 UTC
мое видение - нет никакой проблемы:)

я бы все оставила как есть и ребенок потихоньку опытным путем научится читать и считать в пределах 10, 20, 100

НО!
непонятно -какие у Вас задачи и цели?

у нас в школу идут в 4 и (сильно зависит от школы), в нашей, например, школе сразу нахрапом стали давать книжки читать, слова писать, разбирать слова по буквам, считать и т.п.
То есть если к такой школе готовиться, то можно и научить читать, чтобы поступить в хорошую школу или быть в топе класса обычной.....например)

а если ребенок идет в школу в 7 лет, то я бы расслабилась и занималась бы всем подряд понемногу.
И потом математика - это же не только плюс-минус. Можно делать логические задачи и т.п.

Reply

kakoh July 12 2014, 07:24:49 UTC
ой, это же очень сильно, школа с 4-ех лет, еще и с умением читать. На каких детей расчитаны?
Наши местные школы более гуманные, с 6 лет и без требований уметь читать, писать. Насколько я поняла, важно, чтобы ребенок к школе обладал навыками восприятия информации разными каналами и логической ее обработки. Тема подготовки к школе меня, честно сознаться, совершенно не волнует, потому что вижу, что у сына в познавательном и речевом плане дефицитов нету.
Меня больше интересует тенденция вообще: стимулировать (активно) или нет обучение подобным навыкам. Я интуитивно склоняюсь к тому, чтобы не гнать лошадей, а дать ребенку созреть. Созреть не в плане "он может овладеть техникой", а в плане ему эта техика нужна для решения конкретных задач. А с другой стороны, что в этом случае первично. Техника постижеия, а потом интерес постигнуть или наоборот??? Ответа, видимо, на этот вопрос нету. Это я так для поразмышлять и опытом обменяться.

Reply

simeon_galkin July 14 2014, 10:28:10 UTC
приходишь в школу в 4 года.
если метишь в крутую рейтинговую, то да, надо и то и се(
мы ничего не умели, пошли в первую попавшуюся (частную) и нам повезло - школа отличная.

у меня просто всегда было такое представление, что читать и считать он и в школе научится, а мы с ним лучше музыку послушаем, в театр-музей сходим, русские книжки почитаем, поиграем-погуляем

Reply


utunuuu July 12 2014, 04:21:58 UTC
в тех же размышлениях, тоже ребенок на такой стадии примерно. думаю,пущай учит..между делом и когда интересно.

ну и всякие задачки для ума и головоломки со словами тогда можно будет дать. а деть это любит.

боюсь иного..перекос в сторону правого полушария и так есть в восприятии. не бвдет ли избытка ?

Reply

kakoh July 12 2014, 07:30:56 UTC
вот, кстати, про перекосы меня тоже вопрос мучает. Мне всегда казалось, что я очень хорошо чувствую своих детей, что им надо, что интересно. И до сих пор я просто подхватывала их интерес и подкидывала пищу для ума, так сказать :-) Получалось очень даже органично и я вижу, что жажда знаний не утихает.
Но может быть это не самая лучшая стратегия. Может стоит и другие каналы развивать? Может как раз на противовесе и надо акцент делать? Если слишком общо выращилась, то я про логика+энциклопедические знания vs. творчество

Reply

utunuuu July 12 2014, 08:24:32 UTC
так вот о той же ..логика без творчества= простое выполнение придуманного уже ведь. а логика плюс творчество= придумать новое,свое. творчство без логики=хаос. а творчество с системой-что-то интересное, бллее глубокое.
короче, надо все,наверное

но как это гармонично сделать

эх..

Reply

kakoh July 12 2014, 08:32:25 UTC
вот я прям в том же ключе думаю. И как пример, что программист или инженер самые что ни на есть творческие профессии.

Reply


giraffka July 12 2014, 09:18:15 UTC
Я тоже в задумчивости про учить не учить (пока чтению решила не учить, но иногда играть чуток - как придётся)
про плюс-минус (именно названия операций) решила, что они вообще не нужны сейчас - сделала такой вывод из чтения той же Жени Кац про то, что важнее сейчас числа всяко-разно почувствовать (хотя Фель в пределах трёх про плюс-минус тоже соображает уже сам по себе)

А вообще, я зашла написать, что у меня младший брат всю школу почти только энциклопедии и читал (научился читать лет в пять формально, перед школой в 6 натаскали - мог книжки читать, но не очень хотел - на фоне читающей запоем всё подряд меня выглядел типа бледно). Короче, в 11 классе у него что-то перещёлкнуло, он в итоге читает раз в 10, наверное, больше всяких стихов, чем я, перевёл художественную книжку с итальянского и т.п. Это я просто к тому, что про дальнейшее развитие в таком возрасте не угадаешь :)

Reply

kakoh July 12 2014, 11:51:14 UTC
да вот как и во всем видимо надо выдерживать золотую середину. Хотя все больше склоняюсь пустить процесс на самотек. Но методический материал, игры, книги должны быть в свободном доступе и в большом колличестве :-)

Reply


mummiha July 12 2014, 09:38:44 UTC
Катя, а у меня к тебе вопрос. Я так понимаю вы знаете немецкии алфавит. А как ты делила между русским и немецким? Я стараюсь костику больше на русском читать, немецким занимается папа и естественно значительно реже чем я. Во время чтения он может спросить: "а это ЧЁ?" И показывает на отдельно взятые буквы. Таким образом некоторые буквы русского алфавита он знает. При просмотре книг на немецком он тоже спрашивает буквы и что делать? Ведь есть похожие по написанию, но разные по звучанию буквы.

Reply

kakoh July 12 2014, 12:04:15 UTC
Ты же знаешь, что у нас растет неполучившийся билингва :-)
Буквам мы специально не учили. Есть у нас шикарная книжка-букварь от duden с картинками. И на каждой странице стоит в углу соответствующая буква. Так вот Эрик обратил внимание именно на эти буквы, спрашивал как называются и очень быстро их выучил. Тогда у него была экстремальная фаза познания разных символов: марок машин, цифр итд.
Вот так и вышло, что немецкий алфавит он выучил. Но твой вопрос меня тогда тоже мучил. И я случайно разговоилась на эту тему с коллегой Штеффена, которая изначально работала долгое время в начальной школе и много интересовалась именно двуязычными детьми и их обучением. Так вот она порекомендовала учить читать именно на ведущем языке. Мол если ребенок уяснить суть чтения на одном, то переложить систему на другой (с учетом, что ребенок вторым языком тоже владеет) ему будет совсем несложно и это осваивается за пару недель. То есть в твоем случае я бы продолжила объяснять все на русском без оглядки на папу с его немецким :-)
Это потом само автоматом

Reply


Leave a comment

Up