Как делают кафельную плитку.

Jan 09, 2014 17:13



Незабываемая экскурсия по заводу "Нефрит-керамика" в Никольском прямо не выходя из дома. Таинственные закоулки керамического производства. Беспилотные роботы. Фонтаны шликера. Брызги глазури. Пыль, жар и шум по ту сторону монитора. Радость, удивление и восхищение по эту сторону монитора.
Ну а поводом для радости было простое желание прикупить центнер глазури для своей мастерской. Для чего она мне тоже покажу в конце поста.
Итак, по-порядку.

Все начинается в цехе заготовки шликера. Шликером называют взвесь глины в воде, по консистенции напоминающую густые сливки. Вот он фонтанирует над виброситом. Вибросито - это, как вы конечно догадались, сито, которое вибрирует.



А из сита он поступает в резервуары ниже поверхности пола. Там перемешивается-перемешивается, в него добавляются электролиты и плавни, обеспечивающие стабильность технических параметров сырья. Далее по трубам шликер отправляется прямиком в ад.
В предверии ада стоят накопители и насосы.



Насосы закачивают шликер под большим давлением в жерло ада. Там, в жерле, горят синим пламенем газовые горелки. Шликер распыляется и пока долетает до дна воронки превращается...



... превращается в пресс-порошок. Сыпучий и горячий.



Он высыпается прямо на ленту транспортера и отправляется к прессам. Труба цеха производства пресс-порошка, кстати, производит огромное количество облаков, потому что пар из нее валит постоянно.
Пресс штампует плитку прямо из сухого пресс-порошка. Тот факт, что в сырье отсутствует вода позволяет получать идеально ровные плитки. Знаете, почему стопка наших тарелок похожа стопку блинов, у которых края волнами идут, а стопка чешских тарелок похожа на лист тетради в линеечку? Потому что за бугром посуду штампуют из фарфорового пресс-порошка, а у нас формуют из пластичной массы, содержащей воду.



Затем по ленте роликов плитки уезжают в печь для утильного  обжига. Вот там, где лампа горит, находится вход в печь.



Печка итальянская.



Вдоль всей полосы конвейера протянут трос аварийной остановки. В случае чего достаточно дернуть за него и все остановится. На фотографии он внизу.



Общий вид печи.



Обжиг плитки происходит при температуре 1050 градусов. Тоннельная печь обеспечивает непрерывность процесса обжига. В середине максимальная температура, на входе и выходе - минимальная. Плитки сначала медленно нагреваются, а потом также медленно остывают.
На выходе они уже не серые, а привычного терракотового цвета.



Дальше по конвейеру они поступают к роботу-укладчику, который складывает их в большие контейнеры. Он слева, в клетке, в конце ленты транспортера.



К подъехавшей плитке он присасывается вакуумными захватами и переносит ее в контейнер.
Сложенную в контейнеры плитку увозит другой робот. Он управляется компьютером и движется строго по определенной траектории. Вон он, на фотке везет 337 контейнер. А вот он уже пустой куда-то поехал:

image Click to view



После того, как один робот передает контейнер с утильными плитками другому роботу, другой робот тоже присасывается к ним и выкладывает их на новую ленту конвейера.



И плитки мчатся дальше, навстречу новому обжигу.



Самое завораживающее в этом процессе - это поворот плитки вокруг своей оси. Можно вечность скоротать, наблюдая за этим чудом.

image Click to view



Хотя нет. Там еще много всего завораживающего, пойдемте дальше.
Плитки очищаются от пыли,



увлажняются,



и попадают в камеру ангобирования. Эта занавеска вовсе не занавеска, а самый обыкновенный белый ангоб, которым льется на проезжающую плитку. Быстро и ровно плитка покрывается белоснежным ангобом.



А следом уже поджидает такая же завеса глазури. Вжжик и плитка покрыта белоснежной глазурью.



Те, кто не до конца потратил свою вечность на процессе поворота плитки могут добить ее на процессе полива:

image Click to view



Век бы любовался.
Потом резиновые колесики бережно удаляют с краев плитки глазурь. Сначала с широкой стороны, потом с узкой.



Следующий пункт программы - камера с клеем. Он распыляется на глазурь, укрепляя ее.



Он очень даже не повредит, потому что дальше плитку ждут предобрые валы. Ну, это для тех, кто еще помнит о чем сказка "Городок в табакерке".



Сверху на вал стекает краска. Голубенькая, тоненькой струйкой, видите? А чуть подальше к валу прижимается резинка, которая распределяет красочку по поверхности вала равномерно. На валу имеется рисунок, который пропечатывается на проезжающую мимо плитку. Длина окружности вала кратна размеру плитки, и расстояние между валами тоже. Это чтобы рапорт орнамента не нарушался и мы могли наслаждаться однообразием симметрии. Ну или унынием повтора - кому что по душе. Обратите внимание на трос с надписью STOP на предыдущем снимке. Это все тот же трос, что и в начале был.



Если снять с ленты плитку сразу после валов, то увидим вот что:



Потом плитки проносятся через камеру аэрографа. В нем наносятся разные фактурные рисунки, но в данный момент она бездействует.



Все. Полет окончен. Теперь плитки собираются в огромный ролл-бокс. Или роллер-бокс? Ну, как-то так он называется. Укладывает, разумеется, робот. Неолудитам тут есть где порезвиться ))



Боксы огромные.



Роллер-боксы к печи увозит кто? Ко-нечно Вааася, тын-тыры-дырым, Вааася, тын-тыры-дырым, Ва-ся, ну кто его не знает?



Пошутил. Нет тут никакого Васи. Робот по строгой траектории подъезжает, поднимает и увозит. Вон какую тропку протоптал уже.
В нужный момент робот подает роллер-бокс к ленте, ведущей на второй уровень печи. Той же самой, где и утиль обжигается, но повыше. Видите нашу старую знакомую лампочку? Там мы уже были, прессованые плитки в обжиг провожали.





Печь, как я уже говорил, итальянская и вся линия тоже. Хотя нет, не вся. Тут еще есть одна штуковина засекреченая. Фотографировать ее нельзя. И она, штуковина эта, испанская. По секрету расскажу вам, что это крутейший принтер, который может печатать прямо по сырой глазури. ОООчень крутая вещь. Представляете? Никаких деколей и шелкографии! Прямая печать из файла. Крутотень крутотеньская. Причем головки там плавающие настолько, что оплывают даже рельеф. То есть печатать можно не только на плоскости, но и на НЕ плоскости. Я там для marinni гротески печатал.
Но вернемся на линию. Первый человек.



Она сидит и смотрит, как из печи выезжают плитки. Целую смену смотрит. Раньше я думал, что нет ничего однообразнее работы смотрителя эскалатора, но теперь я так не думаю. Там хоть люди живые шевелятся, а тут... Я бы уснул минуты через две такой деятельности, наверно.
Чуть позади стоит центр управления полетами.



Дальше плитки бегут уже блестящие. 1050 градусов бесследно не проходят.



И, о чудо, снова люди! Они выбраковывают и сортируют. Делают пометочку маркером на плитке, если ее надо в какой-нибудь сорт отложить или в помойку сбросить.



А дальше снова робот.



Он лазером считывает иероглифы сортировщиц.



Не видно как, но как-то он сбрасывает брак в отвал.



А дальше угадаете что? Правильно. Робот.



Он готовит стопочки для упаковки.

image Click to view



И вот, финишная прямая. Тут снова робот. Он раскладывает по паллетам коробочки с плиткой. Человек за кадром тоже присутствует. Когда робот зацепился лапкой за паллету, он беспомощно завис. И только Человек мощным нажатием на кнопку сенсорного монитора вернул его к жизни.

image Click to view



Вот и все. Я забрал свои бочки с глазурью и коробки с утильной плиткой и уезжаю.



Я керамист и глазурь мне нужна для работы. Чтобы сделать вот такие майоликовые откосы, например:



Такие тоже сделаны на основе этой глазури.
И камин покрыт той же глазурью:



И даже эти ручки:



Я много чего делаю с использованием именно этой глазури. Если интересно, то в журнале керамиста по тэгу " работы моей мастерской" можно посмотреть все варианты применения.

Но вернемся на производство. В этот момент внимательный читатель должен воскликнуть: "Как это все?!"
Есть тут внимательный читатель?
Специально для внимательных - цех заготовки глазури. Его то мы не посмотрели, верно?
Тут стоят здоровенные шаровые мелницы.



Эти барабаны изнутри выложены уралитовыми блоками (чтобы не было контакта глазури с железной оболочкой и чтобы барабаны не протирались быстро). Ингридиенты глазури перемалываются уралитовыми циллиндрами, которые начинают перекатываться в тот момент, когда барабан начинает вращаться. Вращается он долго. Очень долго. А потом глазурь пропускается через вибросито.



Отсюда глазурь отправляется к тем завесам, помните? Ну, где сначала ангоб, а потом глазурь на плитку льется. Приятно, когда читатель внимательный и все помнит :)
Теперь вы знаете кунг-фу, как делается кафель.
Хотите узнать, как делают тарелки, чайники и чашки в промышленных масштабах и почти без роботов?

Оригинал поста тут.

керамика, завод, эмаль, производство, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up