"Встретились на фуршете новый и старый русские (НР и СР). НР ест все подряд, а СР ходит между столиками, иногда только то одно то другое пробует. НР удивляется:
- Ты что не ешь? Халява же!
- Не хочу.
- Как это?
- Ну я когда хочу есть - ем, а когда не хочу есть - не ем.
- Ну ты прям ЖИВОТНОЕ!"
Когда впервые узнал об этой забавной теории, то воспринял ее легко и некритично, как факт. Уж очень складно все выглядело, а с точки зрения русского языка, еще и забавно (Хлебоу-Маслоу-Икроу:). Но потом начали образовываться вопросы и неясности. К примеру, в тех случаях, когда люди по каким-то причинам воспитывались в звериных сообществах, то ни о какой такой "пирамиде Маслоу" там и речи не шло. Насколько я понимаю, интересы таких "маугли" навсегда ограничивались первым-вторым этажами. Точно так же, как и у зверей - сформировавших их "культурную" среду. Т.е. следует понимать, что Маслоу описал не свойства человеческой психики, а чисто культурные приоритеты и их проявления у современного социализированного в обществе человека. Т.е. фактически это свойства не человека, а члена общества. Причем, весьма вероятно, проявления этих свойств различаются не только и не столько в зависимости от каких-то индивидуальных особенностей людей, а в первую очередь именно из-за их культурных отличий. К примеру, у негров на "велфэре" никакого ренессанса не наблюдается, несмотря на массу свободного времени, скорее наоборот, вместо зажигательных танцев и джаза (характерных для периода их жестокой эксплуатации) - тупой бодибилдинг, повальная наркомания и дебильный рэп. Примерно такие же низменные проявления характерны и для многих других национальных культур. Причем, именно для их национальных культур, а не для представителей этих национальностей. Оказавшись в другой культурной среде, решительно оторвавшись от родоплеменных корней и отказавшись от своей "благородной" национальной дикости, они становятся, в культурном плане, практически неотличимы от окружающих. Бывает и наоборот, когда в результате чрезмерной "толерантности" высококультурного общества к представителям примитивных культур или же его сознательного "опускания" силами собственных элит (современная Европа - живой пример), оно само начинает стремительно дичать и деградировать. В процессе культурного роста общества - растет и пирамида потребностей его членов, а при регрессе - рушится, как Вавилонская башня.
Вероятно, главная "ошибка" Маслоу состоит в том, что он смешал вместе, как объективные биологические потребности человека, так и его субъективные желания, обусловленные влиянием общества, семейным воспитанием и культурным наследием. Причем, реализация этих потребностей возможна только в рамках конкретного общества, их сформировавшего... При отрыве от высокоразвитого общества, от культурных традиций, практически неизбежно начинаются стремительные процессы примитивизации личности. Происходит спуск по склонам пирамиды Маслоу, к самому ее основанию, "возвращение к корням". Это явление хорошо заметно на примере деградации современных элит, "культурная" жизнь которых является яркой иллюстрацией этого явления. В отрыве от породившего их советского общества они фактически озверели. Безграничный гедонизм (фуагра, пармезан, хамон, дорогие игрушки, дешевые понты, всевозможные сексуальные извращения и т.д.) и параноидальное стремление к безопасности - это живые свидетельства их обитания на самых нижних ступеньках пирамиды потребностей. Именно тогда, когда они должны были бы устремиться к ее вершине. Причем, создается впечатление, что большая часть наших "элитариев" если и не находится уже на самой нижних ступеньках пирамиды, то быстро соскальзывает к ее основанию. Постепенно уподобляясь знаменитому "кадавру неудовлетворенному желудочно" Стругацких, стремясь "свернуть пространство и остановить время". Существование некоторых рудиментов и атавизмов высокой культуры пока обеспечивается лишь статусным потреблением, когда наши "кадавры" вынуждены спать на балете и давиться марочной кислятиной, лишь потому, что это престижно и дорого-богато. Парадокс такой ситуации, когда на вершине социальной пирамиды оказались обитатели культурного днища (или уже там опустились до такого состояния, в процессе), приводит к тому, что все самые активные члены общества пытаются деградировать вслед за ними. Искренне считая такое поведение единственно правильным и едва ли не эталонным для нормального человека. Хотя, культурное ядро общества, прекрасно осознает гибельность такого курса, пытается организовать сопротивление. Беда в том, что многие еще не поняли принципиальную закономерность и неизбежность деградации буржуазного общества, вообще и до конца, и пока искренне верят, что эту проблему можно решить не выходя за рамки капиталистической парадигмы. Наивно надеясь избежать предстоящей революции и гражданской войны.
Кстати, из пирамиды Маслоу следует простой и очевидный вывод, чтобы решить демографическую проблему в масштабе всего человечества (планете Земля трудно будет обеспечить достойный уровень жизни более 100 миллиардов человек, а космическая экспансия дело непростое), надо население Земли, или поставить на грань выживания, чтобы людям было не до размножения, или поднять уровень развития народных масс до вершин пирамиды, тогда размножение перестанет быть для людей значимой целью, уйдет на периферию смыслов и будет легко регулироваться ненасильственными морально-этическими способами (средствами культуры и искусства, к примеру) или же их гражданской сознательностью. Хотя, на самом деле, выбора здесь нет, потому что первый вариант приведет к почти мгновенному (по историческим понятиям) уничтожению всей нашей цивилизации.