Я Фантомас, я сумрачный гений,
Я Фантомас, я песня без слов,
Я Фантомас, я блеф и судьба поколений,
Я Фантомас, я призрак больших городов!
Бригада С
Естественно, что Фантомас не мог просто взять и
утонуть. Гений преступного мира всегда выживает. Даже один из всех пассажиров. И пусть его дальнейшие "подвиги" были не столь триумфальными, как первое появление. Но даде если продолжения романов про Фантомаса не стали масштабной серией, они бесспорно заслуживают того, что бы мы уделили им внимание.
Как это не покажется удивительным, но первое произведение, которое можно считать продолжением оригинального Фантомаса, появилось буквально следом после выхода самой первой книги - в 1910 г. Причем это оказался сразу же кроссовер. Поймать злодея в маске вызвался невероятно популярный в тот момент герой бульварных детективов Ник Картер. Авторами театральной постановки Nick Carter vs Fantômas стали два водевилиста Alexandre Bisson и Гийом Ливе.
Пьесса открывается с судебного заседания над неким мистером Мелвилом. Его преступления настолько безжалостны, что ни у кого не остается сомнений: на скамье подсудимых именно Фантомас. И подсудимый тут же это доказывает, когда прямо в зале судебного заседания похижает богатую наследницу Хелен Додлер. И теперь Нику картеру предстоит распутать это дело.
В 1911 г. Arnould Galopin выпускает рассказ The Man in Gray в котором "американский Шерлок Холмс" Аллан Диксон вместе с Шерлоком Холмсом расследуют в Лондоне убийства, которые словно совершены вернувшимся Джеком-потрошителем. Помимо того, что Фантомас играет в этой истории одну из ключевых ролей, так еще и дана история происхождения этого героя. А уже через год, в 1912 г. в романе Tenebras, The Phantom Bandit Аллану Диксону пришлось вступить в жесткую схватку с преступником Тенебрасом. Видимо, автор решил не заморачиваться спорами за авторские права на персонажа, популярность которого в то время как раз шла на взлет с невероятной скоростью, и потому создал своего героя внешностью и повадками очень напоминающими Фантомаса. И тем самым положил начало целой серии литературных преступников, отличавшихся от нашего героя исключительно именем.
Было бы удивительно, если бы Фантомасу не пришлось вступить в противостояние с самим Шерлоком Холмсом.
Вернее его племянницей
Эмили и учеником молодым Гарри Диксоном. Великий сыщик погибает в схватке с королем преступности, но даже это не убеждает Скотланд-Ярд в том, что Фантомас не выдумка французских журналистов. Эмили и Гарри должны найти гения преступности до того, как на виселицу отправят жениха Эмилии, обвиняемого в убийстве Холмса. Но в историях про Холмса и Фантомаса всегда есть "второе дно".
Бельгийские авторы Pierre de Wattyne и Yorril Walter выпустили свою пьесу Sherlock Holmes vs Fantômas в середине августа 1914 г. По понятным причинам она прошла незамеченной и буквально до 2009 г., когда во Франции не вышел вариант переработанный в повесть Frank Morlock была неизвестна читателям.
Следующее продолжение имеет довольно заковыристую историю.
В 1920 г. в США вышел 20-серийный мини-сериал, который начинается примерно там же где закончилась последняя книга Сувестра и Аллена: после неудачной морской катастрофы Фантомас неожиданно "всплывает" в Америке. Фильм был также показан на родине самого героя. Вот только его сократили до 12 серий. Оба варианта сериала давно считаются утерянными, но по его мотивам существует роман Дэвида Уайта Fantômas in America.
По сюжету Фантомас возвращается в 1917 г. в Нью-Йорк, накануне вступления Америки в Великую войну. Его дьявольский план: захватить профессора Харрингтона, единственного человека, знающего секрет Эльдорадо и золотодобычи. Его цель: править новым миром. Его метод: сеять ужас! Единственный человек, который стоит у него на пути: детектив Фредерик Диксон.
И вот с этого момента то и начинается путаница. Во многих источниках можно встретить информацию, что в 1923 г. вышла версия написанная француженкой F.J. Janin по французской, т.е. укороченной, версии сериала. Однако при этом сообщается, что именно эта французкая версия более полная и расширенная. Как книга, написанная по сокращенной версии сериала смогла стать расширенной версией фильма? И какая из двух версий книги более приближена к оригинальному первоисточнику? Мсье Фантомас всегда умел запутывать следы и ставить в тупик!
Однако вскоре к своему знаменитому герою вернулся один из его создателей - Марсель Аллен. Прослужив на фронте чуть больше года он вернулся к писательской карьеры. Но вот писал он про все что угодно от патриотической героики до хоррора, а вот возвращаться к своему главному герою он, кажется, не собирался. Может быть ему действительно не хватало соавтора в лице Пьера Сувестра, может были какие то иные причины, но к романам о Фантомасе Аллен не возвращался практически 13 лет (написанный автором в 1919 г. роман "Фантомас Берлина", не смотря на название к данной серии не относится).
И может быть и совсем не вернулся, если бы не самая банальная причина. В 1926 г. он женился на бывшей подруге своего покойного соавтора. Естественно, что молодеженам нужны были деньги и тогда Аллен делает попытку возродить Фантомаса. По традиции книги выходили в еженедельниках, а потом становились отдельными томами.
Вот только новые романы не оказались столь удачными. Параллельно с ним автор писал еще несколько книжных серий и к Фантомасу возвращался лишь в периоды особо сильной потребности в деньгах. Последняя книга про героя в маске вышла в 1963 г., почти за 6 лет до смерти Аллена. Сам автор утверждал, что персонаж ему осточертел. При этом он еще успел придумать сюжеты для серии комиксов о Фантомасе, которая была быстро свернута по цензурным соображения.
Когда Аллена спрашивали не желает ли он окончательно расправиться со своим главным героем он отвечал: "Рукопись последнего романа, в котором умирает Фантомас, я перед смертью положу в свой гроб. Мы скончаемся вместе". Доподлинно не известно была ли эта просьба исполнена. Но судя по тому как потомки Аллена ревностно хранят авторские права на персонажей серии не исключено, что этот финальный роман еще однажды всплывет.
Вот как выглядели книги серии написанные Марселем Алленом.
Фантомас воскрес? / Fantômas est-il ressuscité? (1925)
Фантомас, король черного рынка / Fantômas, Roi des Recéleurs (1926)
Фантомас в опасности / Fantômas en Danger (1926)
Реванш Фантомаса / Fantômas prend sa Revanche (1927)
Фантомас атакует Фандора / Fantômas Attaque Fandor (1928)
Это Фантомас? / Si c'était Fantômas? (1935)
Да, это Фантомас! / Oui, c'est Fantômas! (1937)
Фантомас играет и выигрывает / Fantômas Joue et Gagne (1946)
Фантомас влюбляется / Fantômas Rencontre l'Amour (1947)
Фантомас похищает блондинок / Fantômas Vole des Blondes (1948)
Фантомас там правит бал / Fantômas Mène le Bal (1963) (данное произведение очень сложно назвать полноценным романом, т.к. он состоит всего из 31 страницы и может рассцениваться как своеобразный эпилог к предыдущей книге. Потому отдельным изданием он не выходил!)
После смерти Марселя Аллена литературных продолжений не появлялось очень долгое время, но зато Фантомас становится героем другого вида искуства - комиксов. Причем первые выпуски выходили опять таки по сюжетам придуманным Алленом, но не имевшими к его книгам ни какого отношения. В 1941 г. в еженедельнике Gavroche (№ с 24 по 30) публиковался комикс Fantômas contre les Nains, которую быстро прервали по цензурным соображениям. Другая серия от автора Fantômas et l'Enfer Sous-Marin так и не была опубликована.
Затем с ноября 1957 г. по март 1958 г. в Opera Mundi выходила ежедневная черно-белая полоса Fantômas (всего их вышло 192), нарисованная Pierre Tabary и являющейся адаптирующая первые два романа. Семнадцать журналов Fantômas fumetti адаптирующие первую, вторую, третью и пятую книги были опубликованы Del Duca в 1962 г. и 1963 г. В 1969 г. Opera Mundi вернулась к герою и выпускала еженедельник Fantômas color page с целиком новыми историями.
И в том же году мексиканское издательство Editorial Novaro начало выпуск масштабной серии комиксов, в которой Фантомас ни когда не снимает белоснежную маску и напоминает скорее Джеймса Бонда с его техническими гаджетами. Поимкой преступника-миллардера занимается полицейский инспектор Жерар. Эти истории часто заимствовали сюжетные ходы из оригинальных романов, но ссылки на них никогда не содержали. Здесь приведем несколько обложек для ознакомления, но практически любой из 732 можно полюбоваться
здесь.
Было бы удивительно, если бы эпоха постмодерна ни каким бы образом не включила в себя фигуру Фантомаса, который некоторым образом ее и породил. В 1975 г. легендарный Хулио Кортасара выпустил Fantomas contra los vampiros multinacionales - некая смесь новеллы, комикса, левого политического манифеста и альбома с кинонуарными фотографиями, рассказывающая через образы массовой культуры о пагубном зле в лице корпораций.
В 1990 г. в Нидерландах в серии Collectie Detectivestrips вышла комикс-адаптация первых трех романов, авторами которых были L. Dellisse и G. Laverdure.
De zaak Beltham (1990)
Juve contre Fantômas (1991)
Le Mort qui Tue (1995)
Пусть и эпизодическое но возвращение Фантомаса в литературу состоялось в довольно захватывающем кроссовере La Ligue des Héros (2002), которую написал Xavier Maumejean, соотечественник Сувестра и Аллена. Впрочем все подробности можно прочесть здесь.
Не обошелся без Фантомаса и великий Алан Мур в комиксе про выдающихся литературных персонажей. Жаль только, что его появление было лишь эпизодическим. В комиксе Лига Выдающихся Джентльменов: Черное досье / The League of Extraordinary Gentlemen: Black Dossier (2007) герои читают то самое черное досье. Из него мы узнаем, что в 1909 г. французское правительство создает свой ответ ЛВД под названием Les Hommes Mystérieux («Таинственные Господа»).
В нее вошли (слева на право): Никталоп (сверхчеловек, с искусственным сердцем, видящий в темноте и способный дышать под водой - персонаж произведений Жана де ля Ир), Арсен Люпен («вор-джентльмен» из романов Мориса Леблана), лидер Лиги Жан Робур (воздухоплаватель и изобретатель из романа Жюля Верна "Робур-Завоеватель"), Мсье Зенит (альбинос с алыми глазами, использующий наркотик, дающий ему необычные способности, злодей и «вор-джентльмен» из комиксов Энтони Скина про детектива-паранормальщика Секстона Блейка и его ассистента Тинкера) и собственно наш герой - самый коварный и жестокий член Лиги.
В 2019 г. в завершающем серию комиксе Лига Выдающихся Джентльменов №4: Буря / The League of Extraordinary Gentlemen, Volume IV: The Tempest было показано как собственно произошла в 1913 г. схватка в парижской опере между французской и английской Лигой.
C 2009 г. по 2010 г. французы Serge Lehman и Fabrice Colin выпустили еще один масштабный комикс-кроссовер La Brigade Chimerique, глаными героями которого стало большое количество литературных героев. На полях Первой Мировой войны родились новые герои. Под воздействием газов и ренгеновских лучей появились люди наделенные сверхспособностями, которые взяли контроль над мировыми столицами. Ученые восхищались их способностями, а массовая литература сделал их иконами. Однако в центре Европы появилась угроза из-за которой на мир обрушится новая Мировая война, после которой на смену европейским героям придут американские.
Перечислить всех героев, которые задействованы в этой серии и ее спин-оффах просто невозможно. А для того, что бы подробно разобраться в этом сложном и противоречивом мире по нему было выпущено несколько энциклопедий. Назовем лишь основных героев (хотя на самом деле их значительно больше): Ирен Жолио-Кюри (дочь Марии Кюри) и доктор Мабузе.
David Eveleigh написал серию пастиишей про супергоиюню Ив, в которой в умелой форме пародирует все штампы супергероики. Было довольно интересным ходом, когда он решил сделать антогонистом своей героини именно Фантомаса. Их своеобразному противостоянию посвящена трилогия All Hallows Eve Vs. Fantômas.
The Spectre Of Crime (2012)
The Woman In White (2013)
Kiss And Live To Tell (2013)
В 2017 г. история "фантомасной" литературы замкнулась довольно своеобразным образом. Французкий дуэт авторов Olivier Bocquet и Julie Rocheleau выпускают комикс La Colère de Fantômas, в основе которого лежит тот самый первый роман Сувестра и Аллена. Все герои остались на своих местах и сюжет так же не претерпел особых искажений.
Единственному, кому удалось хоть как то пробить эту стену и пусть и всего на три романа и один рассказ вернуть нашего героя в литературу стал итальянец Rino Casazza. Рассказ предворяющей серию вышел в 2017 г., а вся трилогия увидела свет в 2020 г. Но о ней мы уже говорили в теме, посвященной
Огюсту Дюпену, поскольку именно он являлся главным противником преступника в этой серии. Здесь же добавим только то, что из-за сложности с авторскими правами Жюву пришлось изменить имя, а главного героя еще зовут Фантом. Но не смотря на то, что сам главный злодей выглядит более зрелой копией себя из романов Сувестра и Аллена эту историю вполне можно расценивать как приквелл и читать ее с интересом.
В 2020 г. команде Apex Society, собранной Чевеком из мрамора Рексом Романом из известных героем Pulp-литературы так же пришлось встретиться с Фантомасом. После неудачной охоты за ним в Африке противостояние продолжилось в привычных декорациях Парижа.
И, к сожалению, на сегодняшний день это последнее появление данного героя. Но литературный успех был продолжен на киноэкране, о чем мы поговорим в этой теме. А пока растворяемся в парижской ночи...