Совместное пребывание мужчин и женщин.
Доводы из хадисов.
1. Передаётся со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми лучшими рядами для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими - последние. Для женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а самыми худшими - первые». Сахих Муслим, 4/159.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к этому даже во время молитв, когда раб наиболее близок к своему Господу, опасаясь того, что мусульмане окажутся под влиянием шайтана и пойдут на поводу у своих страстей. Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к установлению преграды между мужчинами и женщинами во время молитв, то, как же можно утверждать обратное относительно других периодов времени? Это является доказательством того, что представители обоих полов должны быть отделены друг от друга на рабочих местах и в любое другое время.
2. Абдуллах ибн Масуд, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вся женщина является ауратом, и когда она выходит (из дома) к ней устремляется шайтан. Ближе всего к довольству своего Господа она находится тогда, когда пребывает в глубине своего дома». Хадис хороший, достоверный. Ат-Тирмизи 1173; Ибн Хузайма 3/93; Ибн Хиббан 12/412, 413; Ибн Аби Шейба 2/157; аль-Баззар 5/428; ат-Табарани 9/295, 10/108; ад-Дайлами 6713; аль-Хатиб «Тарих» 8/451; ад-Даракутни «Иляль» 5/314; «Маджму аз-заваид» 2/35 был передан в форме маукуф, однако ад-Даракутни признал достоверным только в виде марфу. Аль-Мунзири и аль-Хайсами сказали: «Его передал ат-Табарани в «аль-Авсат» от Ибн Умара с достоверным иснадом». См. «Маджму аз-заваид» 4/314; «Тархиб ва ат-Тархиб» 1/304.
Ат-Тыйби, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Из данного хадиса становится ясно, что шайтан наущая людей, не может ввести их в искушение до тех пор, пока женщина находится у себя в доме. А когда она выходит из своего дома, то в искушение впадает и сама и другие, так как женщина это первая дверь, ведущая к ловушкам шайтана». Аль-Мунави «Файз аль-кадир» 6/266.
Аль-Мунзири, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Его слова «обращает на нее свой взор шайтан» означают, что он (т.е. шайтан) устремляет на нее свой взор и начинает проявлять к ней пристальное внимание, поскольку она взяла одну из причин, которые позволяют ему подчинить ее себе. Причина же эта заключается в ее выходе из своего дома» . «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 1/306.
3. Умм Хумайд ас-Саидийа, передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей, а совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома, а совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени, а совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети». Ибн Хузайма 3/95; Ибн Хиббан 5/595; «Маджму аз-заваид», 2/33; Ибн Аби Щейба 2/157; Ахмад 6/371; Ру’йани 2/233; Ибн Аби Асим «аль-Ахад уаль-Масани» 6/150; ат-Табарани 25/148; Ибн Абд аль-Барр «ат-Тамхид» 23/398; хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 3/318 передал от имама Ахмада и ат-Табарани. Сказал: «Иснад переданный Ахмадом является хорошим. Доказательством является сообщение, переданное Абу Давудом через Абу Масуда».
Несмотря на праведность и богобоязненность этой сподвижницы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ей то, что является лучшим решением для неё, и перечислил ей места совершения молитв в порядке их превосходства. Самым худшим местом молитвы для женщины является то место, которое больше всего отдалено от её дома. Потому что, преодолевая этот путь, она потратит больше времени, и больше будет находиться на виду у людей. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желая, чтобы женщины без нужды не покидали своих домов, указал им на появление всевозможных опасностей, если дело будет обстоять иначе.
4.Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, запретил входить к женщинам и оставаться с ними наедине.
Передают со слов 'Укбы бин 'Амира, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не входите к (посторонним) женщинам!» Один из ансаров спросил: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Такой родственник - это гибель!» Аль-Бухари 9/330 ном. 5232; Муслим 14/153; ат-Тирмизи 1171; ад-Дарими 2645; Ахмад 4/149; Ибн Катан «Китаб ан-назар» стр. 198; «Таргиб» 4/195; аль-Байхаки 7/90; аль-Байхаки «Шуаб» 5437; ад-Дайлами 1551; аль-Макдиси «Умдат аль-ахкам» 306; ан-Насаи «Ишрат ан-ниса» 338; «Фатх аль-Бари» 9/330; Ибн Джаузи «Зад аль-масир» 6/34; «Рийад ас-салихин» 1630; аль-Ираки «Тархут Тасриб» 7/39.
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остаётся наедине с (посторонней) женщиной, если только не будет с ней близкого родственника! (махрам)». Аль-Бухари 9/331 ном. 5233; Муслим 9/109; ат-Тирмизи 2779; аль-Байхаки «Шуаб» 5444; «Рийад ас-салихин» 1631.
Амир бин Рабиа передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не успеет мужчина остаться наедине с женщиной, как третьим между ними будет шайтан». Муслим 1341; ат-Тирмизи 2165, 2254; ан-Насаи 3898; Ахмад 1/18, 26. 3/446; аль-Хаким 1/114,198; аль-Байхаки «Шуаб» 5454; аз-Зайлаи «Насбур райа» 4/249; «Тархиб» 4/196; «Тархут Тасриб» 7/40.
5. Хадисы запрещающие обращать взор на что-либо запретное.
Джарир сказал: «Я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о случайном взгляде, и тогда он приказал мне отвести в сторону свой взгляд». Муслим 14/138; Абу Давуд 2148; ат-Тирмизи 2776; аль-Хаким 2/396; аль-Байхаки 7/90; Ахмад 4/358; ат-Тайалиси стр. 93; ад-Дарими 2646; Ибн Катан «Китаб ан-назар» стр. 71; Ибн Аби Шейба 3/409. Достоверный хадис.
Передаётся от Бурайды что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али: «О Али! Пусть за твоим первым взором не следует другой, ибо, поистине, первый взор за тебя (если он случаен - комментарий из «Аун аль-Мабуд» ), а второй взор против тебя (так как ты это сделал по своему выбору - комментарий из «Аун аль-Мабуд» . Абу Давуд 2149; ат-Тирмизи 2927; Ахмад 5/353,357; Ибн Кясир 3/292; ад-Дарими «Рикак» 3; аль-Байхаки 7/90; аль-Хаким 2/212; ад-Дайлами 8312; Ибн Катан «Китаб ан-назар» стр. 73; аль-Баззар «Кашф аль-астар» 2/159; «Маджму аз-заваид» 4/255. Хадис достоверный.
Сообщается, что 'Абдуллах бин 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Когда) аль-Фадль сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошла какая-то женщина из племени хас'ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она - на него, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону». Муслим 9/97; аль-Бухари книга хаджа, ном.1513; Малик 841; аш-Шафии «аль-‘Умм» 2/97, 7/196; Абу Ханифа «Муснад» 249; Ахмад 1/219,251,329,346; ат-Тайалиси 347; ад-Дарими 1838-40; Абу Давуд 1809; ат-Тирмизи 928; ан-Насаи 5/117,8/228; Абу Йа’ла 2384; Ибн Хузайма 3031-36; Ибн Хиббан 3979; аль-Байхаки 4/328. Хадис достоверный.
Сообщается, что Умм Салама, сказала: (Однажды, когда) я находилась у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которого была также и Маймуна, пришёл Ибн Умм Мактум { слепой от рождения человек из числа асхабов}. Это было уже после того, как нам было велено надевать покрывала, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Закройтесь от него!» Мы сказали: «О посланник Аллаха, разве он не слепой и (разве это не помешает) ему увидеть и узнать нас?!» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Так, может быть) и вы обе слепы и тоже не сможете увидеть его?» . Хадис достоверный. Абу Давуд 4112; ат-Тирмизи 2778; «Джам’ аль-фаваид» 4358; Ахмад 6/396; «Рийад ас-салихин» 1626; аль-Байхаки 7/91; ан-Навави «Шарх сахих Муслим» 10/97; аль-Миззи «Тахзиб аль-камаль» 3/703; Ибн Катан «Китаб ан-назар» стр. 208,363; Ибн Хиббан 12/387; Ибн Кясир 3/284; аль-Байхаки «Сагир» 2467; Ибн Каййим «Илам аль-муваккиин» 4/125; Ибн Муляккин «Бадр аль-мунир» 1490; «Тальхис хабир» 3/148; «Фатх аль-Бари» 9/337.
Аиша прикрывалась (хиджабом) от слепых мужчин. Когда ей сказали: «Он же слепой и не видит тебя», она ответила: «Однако я вижу его». Аль-Кайравани «Мухтасари мудаввана» 215; «Найль аль-аутар» 6/125; Ибн Хаджар «Тальхису хабир» 1488; Ибн Са’д 8/178.
Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, да будет доволен ими всеми Аллах, зная о запретности пребывания мужчин вместе с женщинами, препятствовали этому и удерживали от этого людей.