По официальной версии форт Ино (Николаевкский) начал строиться в 1909 году в местечке Инониеми в поселке Инонкюля (слово Ино, в переводе на русский означает приблизительно «не хорошее место») для защиты входа в Финский залив совместно с морскими батареями Красная Горка, Серая Лошадь и фортов Крондштадта.
Памятник строителям форта в расположении полигона Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета (ВИТУ).
Автор всех кликабельных фото - Владимир Беляев.
В составе форта было 2 береговые батареи на 4 152-мм пушки Канэ, 2 батаереи на 8 254-мм орудий и 8 279-и мм гаубиц, которые стреляли на 15-18 км. Вокруг орудий был целый подземный городок, покрытый 2-х метровым слоем бетона, рассчитанный на попадание крупнокалиберных снарядов корабельной артиллерии. Там были снарядные погреба, казармы, железная дорога для доставки снарядов к орудиям, командные и наблюдательный пункты. Позиции были прикрыты 3-метровым бетонным бруствером.
Форт был окружен стрелковым валом с бетонными опорными пунктами и приспособлен для круговой обороны. Там вокруг все до сих пор на несколько километров вокруг перекопано, выравнено и устроено для стрельбы.
В 1912 году в форту начали строить две батареи на 8 305-мм орудия - башенную и открытую. Башенная представляла из себя (да и сейчас представляет) громадное бетонное сооружение с двумя башнями. Внутри - казематы, орудийные погреба, казармы, подземная железная дорога по которой на вагонетках возили снаряды, электрический подъемник. Все это имело пароводяное отопление (трубы до сих пор есть, хотя нагреватели все оторваны). К 1916 году обе батареи были боеготовы.
Вокруг устроены бетонированные траншеи с укрытиями для пушек и пехоты, от которых к башенной батарее ведут подземные ходы.
14 мая 1918 года башенные батареи форта Ино подорваны личным составом, а сам форт захвачен финнами. По условиям Тартуского договора, финны обязаны были уничтожить все укрепления форта, что они и сделали.
Лев Троцкий в своих мемуарах "Первая измена" писал:
"Форт Ино, - совместно с расположенным на южном побережье Финского залива фортом Красная Горка, представляет совокупность батарей (10-и 12-дюйм.), предназначенных для воспрепятствования неприятельскому флоту проникнуть к Кронштадту и во внутренние воды Финского залива. Со стороны суши форт обеспечен очень слабо. Он был взорван красными 14 мая 1918 г. Из донесения об этом коменданта Кронштадтской крепости Артамонова выясняется следующая обстановка: уже с 24 апреля форт был окружен белогвардейскими финскими войсками; требование белофиннов о сдаче форта было встречено отказом. Замки с орудий и большое количество имущества были вывезены в Кронштадт. Взрыв был произведен с минной станции, расположенной на форту Красная Горка, при помощи телефонного кабеля силою тока в 500 вольт."
План форта Ино с нанесенным на него маршрутом. На плане жирной линией обозначено Приморское шоссе, поворот в военный городок и маршрут по территории городка вплоть до берега моря. Выделены так же объекты, доступные для осмотра: 12" батарея, убежище, ДОТ на берегу. Пунктирной линией обозначена территория полигона ВИТУ, на которую прохода нет.
Заброшенная воинская часть, бывшая когда-то секретным полигоном. Теперь сюда можно... Если осторожно.
Вот координаты лишь нескольких объектов, которые сохранились хотя бы частично.
1 Капонир на берегу залива N60 09.647' E29 22.217' 2 Башенная батарея на 4 12" орудия N60 10.126' E29 22.404' 3 Опорный пункт N8 N60 10.097' E29 22.821' 4 Опорный пункт N2 N60 10.044' E29 23.114' 5 Укрытие для противоштурмовых пушек и 30 чел. пехоты N60 10.090' E29 23.528' 6 Опорный пункт N3 N60 09.971' E29 24.214' 7 Командный пункт (?) N60 09.888' E29 23.329' 8 Опорный пункт N4 N60 09.706' E29 24.743' 9 Гавань N60 09.649' E29 25.172'
Лестница на бывшей даче Куропаткина.
Здесь и сейчас одни санатории и пансионаты, а в прошлом веке побережье было густо застроено дачами старых новых русских. Художник Серов тоже был вынужден расстаться со своим летним дворцом, когда началось строительство форта.
Самое крупное сооружение форта - двухбашенная четырехорудийная 12" (305 мм) батарея совершенно доступна. Заезжаем в ворота военного городка и в первый поворот налево и до конца где будет поворот направо, прямо ворота со знаком "Стоп" и ворота налево на территорию автобазы. Здесь оставляем машину и проходим через автобазу.
Батарея сразу за автобазой. Сбоку к ней пристроен бетонный ангар. С этой стороны и заходим на батарею. Я был поражен. Сооружение это просто циклопическое. Высота от 4 до 10-12 метров, длина метров 200-250, ширина метров 30, а то и больше. С тыльной стороны она выглядит как китайская стена. Сверху два огромных отверстия под башни. Батарея взорвана в 1918 году, но внутренние помещения вполне доступны.
Командно-дальномерный пост.
Огромные сводчатые залы, патрены, ходы, лазы. И все это в несколько этажей. Обязательно нужен с собой хороший надежный фонарь.
За батареей в сторону Приморского шоссе полевое заполнение (траншеи, небольшие ДОТы, эскарпы). Если пройти за дальний конец батареи, выйти к колючей проволоке ограждения в/ч и пойти вдоль проволоки в сторону Приморского шоссе, то вскоре будет видна башня дальномера. Башня находиться за проволокой и ее можно только посмотреть снаружи. Если обойти батарею по тропинке с другой стороны, то можно увидеть остатки линии ж/д, которая обслуживала батарею. Это бетонные направляющие для шпал уходящие вверх на крышу батареи.
Сокровища форта.
Краеведы утверждают: старинная крепость до сих пор хранит одну из самых интригующих тайн начала 20-го века. В 2005-ом году в одном из петербургских журналов вышла статья под заголовком «Сокровища форта Ино». Автор утверждал, что весной 1918-го года на форт Ино прибыл поезд с ценным грузом. Тысяча ящиков с золотом, несколько мешков и сумок с драгоценностями.
Здесь, в подземных казематах крепости, большевики собирались передать сокровища представителям Германии. Такова была плата за выход России из Первой мировой войны. Но последующие события резко изменили ход истории. В мгновение ока форт оказался уничтожен и покинут. А золото, судя по всему, так и остались где-то под руинами орудийных батарей. И, вероятно, лежит там до сих пор.