Ср.

Dec 04, 2020 23:56



Как нежилого сердца дом,
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, -
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд ( Read more... )

Пушкин, Мандельштам, Шекспир

Leave a comment

Comments 4

simon_mag December 5 2020, 10:26:46 UTC
Красиво! Между прочим, хотя в "Словарь поэтических образов" включены оба примера (из М. и П.), они появляются в разных разделах, поскольку составители не заметили метафору "сердце - дом" у М. и отнесли весь фрагмент к тропу "человек - раковина".

Вторая параллель очень убедительна, т.к. не только отсылает к такой же модели отношений ("слепой отец - ребенок-поводырь"), что и в эксплицитной паре "Эдип - Антигона", но и даже в большей степени отвечает условию "стыд ослепшего родителя" при отсутствующем в греческом мифе мотиве радости узнаванья. И даже гендерное несовпадение поводырей (Антигона - Эдгар) компенсируется аналогией между парой "Глостер и Эдгар" и парой "Лир и Корделия".

Reply

k_elisseeff December 5 2020, 18:18:19 UTC
Спасибо! И ведь совсем близко все лежит.

Reply


ol_re December 9 2020, 17:18:14 UTC
Оба примера превосходны! А у Есенина бездомное сердце ("Ты в сердце дома не построил"), выходит, тоже от П. (размер и проч.)?

Reply

k_elisseeff December 9 2020, 18:00:24 UTC
Спасибо! Про Есенина не уверен, у него, мне кажется, по-другому устроена метафора. А вот у Шевчука - точно от П.: "Уходят в последнюю осень поэты, И их не вернуть - заколочены ставни..."

Reply


Leave a comment

Up