Э.Шеклтон - Юг! Глава ХVII. ПОСЛЕДНЯЯ ПОМОЩЬ

Sep 01, 2014 15:52



Когда я в начале декабря 1916 года добрался до Новой Зеландии, то выяснил, что все меры по оказанию помощи партии в море Росса были предприняты. Правительство Новой Зеландии взяло дело под свой контроль в начале года, еще до того, как я вошел в контакт с внешним миром. Британское и Австралийское правительства оказали необходимую финансовую помощь. В Порт Чалмерс в течение года с весьма значительными затратами Аврора была отремонтирована и дооснащена, и была полностью готова для путешествия в Мак-Мёрдо. Мой старый друг капитан Джон К. Дэвис, который был участником моей первой антарктической экспедиции в 1907-1909, а позже командовал судном Австралийской Антарктической экспедиции Доктора Моусона, был назначен Правительствами капитаном Авроры и уже нанял офицеров, инженеров и экипаж. Капитан Дэвис прибыл в Веллингтон, чтобы встретить меня там по прибытии, и я выслушал его рассказ о текущем положении дел. Я пообщался также с министром Флота, покойным Доктором Робертом МакНэбом, душевным и отзывчивым шотландцем, который питал искренний личный интерес к экспедиции. Стенхаус также находился в Веллингтоне, и я еще раз повторюсь, что отчет о путешествии и дрейфе Авроры приводил меня в восхищение его мужеством, мастерством и находчивостью.

После всестороннего обсуждения ситуации с Доктором МакНэбом, я согласился, что меры, принятые для спасательной экспедиции достаточны. Было важно время, и вносить какие-то изменения в планы или организацию в последний момент представлялось затруднительным. После того, как капитан Дэвис приступил к своим обязанностям, Правительства договорились на несколько месяцев передать Аврору в мое распоряжение, освободив меня от обязательств по ее возвращению в Новую Зеландию. Было решено, что капитан Дэвис поведет судно в пролив Мак-Мёрдо, а я пойду с ним, взяв на себя руководство любыми береговыми операциями, которые только могут потребоваться. Я “подписался” на зарплату 1 доллар в месяц, и мы отплыли из Порт Чалмерс 20 декабря 1916 года. Спустя неделю мы снова увидели лед. Аврора достаточно быстро прошла сквозь пак и вошла в открытую воду моря Росса 7 января 1917 года.


Капитан Дэвис провел Аврору вдоль кромки льда мыса Ройдс утром 10 января, и я сошел с партией на берег поискать какие-то записи в хижине, возведенной здесь моей экспедицией в 1907 году. Я нашел письмо, в котором говорилось, что партия моря Росса размещалась на мысе Эванс, а по пути назад к кораблю, были замечены шесть человек с собаками и санями, идущие от мыса Эванс. В час дня эта партия поднялась на борт, и мы узнали, что из десяти членов экспедиции, оставшихся после относа Авроры 6 мая 1915 года, в живых остались семеро, а именно Стивенс, Джойс, Уайлд, Коуп, Ричардс, Джек и Гейз. Эти семеро были в порядке, хотя на них и были видны следы испытаний, через которые они прошли. Они рассказали нам о смерти Макинтоша, Спенсер-Смита и Хейворда, об их собственном тревожном ожидании помощи.

Все, что оставалось сделать, так это предпринять последний поиск тел Макинтоша и Хейворда. Было невозможно, чтобы они оба выжили. Они были без снаряжения, когда буря взломала лед во время их перехода. Для них было нереальным выжить более чем несколько дней, а с тех пор прошло восемь месяцев. Джойс уже искал их к югу от Ледникового языка. Я считал, что дальнейшие поиски должны быть проведены в двух направлениях, в районе к северу от Ледникового языка и у старого депо на Батлер Пойнт, и я попросил об этом капитана Дэвиса.

12 января корабль подошел к месту в пяти с половиной милях к востоку от Батлер Пойнт. Я повел партию через прибрежные нагромождения и подтопленный лед в направлении предгорья, но из-за высоких гребней утесов и разорванной снежуры не смог добраться до земли. Припай был отделен от места депо, определенному по крюйс-пеленгу относительно двух крупных айсбергов, сидящих к северу от мыса Берначчи. Не было видно как самого депо, так и следов присутствия человека в этом районе. Мы вернулись на корабль и проследовали через пролив к мысу Берначчи.

На следующий день я взял партию с целью обыскать район к северу от Ледникового языка, в том числе остров Резорбек в поисках следов двух пропавших людей. Мы достигли хижины мыса Эванс в 1.30 дня, а в 3 часа Джойс и я пошли на острова. Мы обыскали оба острова и вернулись в хижину к 7 вечера. Поиски оказались бесплодны. 14-го я вышел с Джойсом на поиски в северной части Ледникового языка, но из-за поверхностной поземки с юго-восточным ветром решил не продолжать, поскольку у оконечности мыса Эванс быстро двигался лед, и полынья между хижиной и островом Недоступности становилась все больше. На следующий день задула юго-восточная метель, покрыв сугробами половину острова. Я считал небезопасным работать в этот день, особенно поскольку лед отделялся от южной стороны мыса Эванс. Мы провели этот день, приводя в порядок хижину.

16-го мы встали в 3 часа утра. Погода была ясная и спокойная. Я вместе с Джойсом вышел в 4.20 к югу со всей максимально возможной скоростью. Мы добрались до Ледникового языка примерно в полутора милях от его морского конца. Везде были некрутые обрывы, а наверх даже вел снежный склон. Сверху ледника мы осмотрели в бинокль местность, но ничего не было видно, кроме голубого льда и трещин, никаких выпуклостей. Мы спустились вниз и полубегом полушагом прошли еще около трех миль к началу ледника, я увидел, что не было ни малейших шансов обнаружить хоть какие-то останки из-за огромных сугробов, повсеместно покрывающих скалы. У подножия крутых скал сугробы были от десяти до пятнадцати футов высотой. Мы вернулись в хижину в 9.40 и почти сразу же отправились на корабль. Я полагал, что все места, где вероятнее всего могли находиться тела Макинтоша и Хейворда, обыскали. Сомнений не оставалось, что они встретили смерть на взломанном тонком льду, когда 8 мая 1916 года разразился буран. Во время моего отсутствия Уайлд и Джек возвели крест в память о трех людях, которые отдали свои жизни Экспедиции.

Капитан Дэвис направил корабль на север 17 января. Ледовые условия были неблагоприятными, пак преграждал путь. Мы пристали к западному побережью у острова Данлоп и проследовали к Грэнит Харбор. Каких-либо следов или депо не заметили. Аврора достигла основного тела пака примерно в шестидесяти милях от мыса Адэр 22 января. Лед впереди был сплочен, и Дэвис отправился на юг в открытую воду, чтобы дождаться более благоприятных условий. Северо-западный шторм 28 января позволил судну пройти между паком и землей у мыса Адэр, и в последний день месяца мы пересекли Южный полярный круг. 4 февраля Дэвис по радио отправил официальный доклад Новозеландскому правительству, и 9 февраля Аврора пришвартовалась в Веллингтоне. Жители Новой Зеландии приветствовали нас как вернувшихся братьев.
Previous post Next post
Up