Запомнившиеся новогодние праздники вспоминают Лайма Вайкуле, Раймонд Паулс, Ивар Калниньш, Донатас Банионис и Арнис Лицитис
Лайма:
«Ёлка в Лос-Анджелесе не работает!»
(radiodacha.ru)
- Новый год для меня - это и праздники, и работа (записи, концерты), - рассказывает Лайма Вайкуле. - Часто проводила его в Москве, в кругу друзей и близких. Чтобы праздник получился, надо его подготовить самим, проявить фантазию. Вот я с друзьями очень часто устраивала карнавалы с переодеваниями. Всегда наряжалась Бабой Ягой - нравится этот колоритный персонаж. ..
А самый запомнившийся Новый год был у меня однажды в Лос- Анджелесе. Нарядили елку, но ничего не работало…
- Лампочки в гирляндах перегорели?
- Нет, с гирляндами и со всем остальным был полный порядок, но вокруг было лето! С тех пор решила, что никогда не буду встречать Новый год на юге. Для праздничного настроения обязательно должны быть зима и снег…
…Лайма знает, что говорит. Недаром же она сыграла в свое время Снежную королеву в одноименном мюзикле Игоря Крутого…
Интервью с певицей можете прочитать
здесь Паулс:
«Зелёные бананы по большому блату!»
Маэстро встречает Пугачеву на Рижском вокзале. 80-е...
- Раньше под Новый год приходилось много выступать, - рассказывает Раймонд Волдемарович. - Даже в самую новогоднюю ночь случались концерты и в Москве, и в Ленинграде, и в Риге… Помню, например, в 1980-е как-то перед самым праздником записывали в Питере концерт с Аллой Пугачевой. А так всегда собирались в Москве на запись передачи «Песня года» Вот в 1960-е годы новогодние «Голубые огоньки» вообще шли в прямом эфире.
Это сейчас многие артисты встречают Новый год уже в августе, когда начинаются записи новогодних концертов на разных российских телеканалах. Теперь это - крупный бизнес.
- Запомнилось, как отмечали Новый год в детстве?
- В нашей семье главным праздником было Рождество. Ставили елку, пекли пироги, готовили своими руками подарки. Жили бедно, поэтому деликатесов каких-то не было. Помню, как в послевоенные годы выстраивались очереди за сахаром. Старались занимать место в нескольких очередях, чтобы побольше досталось, так как в одни руки давали по упаковке.
А вот во Дворец пионеров (нынешний президентский замок - К.М.) на елку попасть было очень сложно. Отбор проходил по школам. На этих утренниках нам давали подарки - кулечки с конфетами и печеньями. А по блату в 1960-е можно было достать грузинские апельсины с мандаринами, да еще совершенную редкость в то время - зеленые бананы. Их заворачивали в мокрое полотенце, чтобы бананы дозрели и сохранились до праздника…
…Сейчас праздники Паулс предпочитает встречать в кругу семьи, ожидая в гости своих любимых внучек. И пьет, по давней традиции, «Боржоми», но только оригинальный. Раймонд Волдемарович не употребляет алкоголь уже 51 год! (у меня есть очень откровенное интервью Маэстро и на эту, непростую для него, тему). А два других интервью с Паулсом можете прочитать
здесь и
здесь.
Ивар Калниньш:
«Стал артистом из-за аджарских мандарин!»
Ивар с третьей женой - Лаурой и дочкой Луизой (woman.mixnews.lv)
- Нового года я прежде особо никогда не ощущал, - говорит Ивар. - Всегда было по три выступления за ночь (кто не в курсе, скажу, что Ивар прекрасно и давно поёт, у него замечательный баритон, есть записанные кассеты и диски - К.М.). Это потом уже иногда стал разнообразить отмечания праздника в разных теплых странах. Но порой приходилось работать и там.
- А детские воспоминания?
- Одно из самых ярких впечатлений - аджарские мандарины. Я бы не стал, наверное, артистом, если бы не мандарины. Когда был школьником, любил выступать со своим ансамблем на детских новогодних концертах. И после выступления нам всегда дарили подарочные наборы. Конфеты-конфетами, но самым вкусным новогодним лакомством были мандарины…
Донатас Банионис:
«Остмарки и даже талоны на шнапс …»
кадр из знаменитого фильма "Мертвый сезон"(1968), в котором Банионис сыграл советского разведчика...
- Не припомню, чтобы встречал Рождество не дома, - рассказывает, пожалуй, самый известный литовец Донатас Банионис. Интервью с ним можете прочитать
здесь. - Рождество мы отмечали и во время войны. Так случилось, что немецкий комендант Паневежиса очень любил театр. Зарплату нам выдавали остмарками и были даже талоны на шнапс. Две-три бутылочки в месяц можно было получить. Собирались труппой: обязательно, по традиции, готовили 12 блюд - грибочки, соления-варения, овощи, фрукты, компот… Даже пельмени, но без мяса. Мясо в Сочельник есть нельзя, а на следующий день - пожалуйста.
Вот, помню, и после окончания войны мы собрались на первое послевоенное Рождество. Пригласили даже двух военнопленных немцев - рядом с городом находился лагерь для военнопленных, которых на праздники могли отпустить по приглашению местных жителей. Эти немцы все удивлялись, что мяса на столе не было, думали, что достать не сумели…
Конечно, в послевоенное время многого не хватало. Ночью вставали, чтобы занять очередь за хлебом и сахаром.
Понятие дефицита мне очень хорошо знакомо. Ну и что, что артист? Лишь с 1975 года по 1980-й я пользовался своим правом депутата Верховного Совета СССР, чтобы купить какие-то дефицитные продукты и вещи, когда приезжал в Москву на сессии. В гостинице «Россия», где останавливались иногородние депутаты, на первом этаже находился закрытый магазин - только для депутатов. Поначалу там все было. Импортные рубашки, сервелат… Помню, даже женские сапоги для своих знакомых однажды покупал. Но году в 1979-м в этом магазине оставались, пожалуй, только галстуки да какие-то консервы. Если что-то и появлялось, то выстраивались очереди - сплошь из одних депутатов.
Сейчас, конечно, есть любые деликатесы, но счастье ведь не в этом. Я на времена никогда не жаловался. У меня всегда была любимая работа...
Арнис Лицитис:
«Дед Мороз в полосатых брюках…»
(kasjauns.lv)
- Я себя помню с полутора-двух лет. Жили мы тогда с мамой в Лиепае (Либава, Либау - город-порт на западе Латвии - К.М.), мама работал в Лиепайском театре. И вот, когда мне было два года, в 1948-м, мама пригласила из театра под Новый год знаменитого тогда актера Аккуратерса, чтобы он побыл для меня Дедом Морозом. Я спел песенку, прочитал стишок, получил подарок - все, как полагается. Дед Мороз ушел, а мама спрашивает: «Ну, как тебе Дед Мороз?» Отвечаю: «Да, мне очень понравился. Но только почему господин Аккуратерс был в коричневых брюках в полоску?» (мне-то снизу были видны эти брюки под красным халатом). Мама тогда только руками всплеснула…
А в последние лет двадцать во время новогодних праздников я, как правило, участвую в различных концертах (у актера Лицитиса почти бас - К.М.).