Ночное рандеву с Лаймой

Apr 13, 2012 00:50

Недавно у Лаймы ВАЙКУЛЕ был день рождения. Она его провела в работе, на гастролях в США. Вот и это интервью, взятое накануне юбилея певицы три года назад, тоже было «рабочим». Концерт в Москве, потом запись на радио, затем - телевидение… Но Лайма - человек слова. Если обещала дать интервью, то поговорит во что бы то ни стало…




Интервью у нас случилось по телефону (наверное, раз третий из доброй дюжины за более, чем 20 лет нашего знакомства). Я ей звонил время от времени из Риги, а мне шепотом отвечали, что идет запись, потом Лайма ехала в гостиницу… И вот, наконец, она заварила свой любимый зеленый чай у себя в номере, и мы уже без каких-либо помех поговорили. Причем без повторов и пересказов биографии. В «ночном рандеву», как назвала Вайкуле это интервью, состоявшемся глубокой ночью, вы не найдете ни отговорок, ни замусоленных фраз…





(кадр из клипа с Раймондом Паулсом и Игорем Крутым, снятым дома у Лаймы)

Жизнь, как лабиринт…

- Раймонд Паулс недавно вспомнил о вашем желтом платье в черный горошек, в котором вы впервые появились на центральном телевидении в программе Ворошилова «Что? Где? Когда?» с песней «Еще не вечер». Именно с того времени начался ваш путь к всесоюзной славе? Платье-то сохранилось?

- Нет, не сохранилось. Конкурс «Братиславская лира», по-моему, был последний, где я выступала в нем. Потом платье отправилось в мусорный ящик.

- Сам маэстро не хочет преувеличивать свое значение в вашей судьбе, говоря, что сыграл лишь «какую-то небольшую роль» в вашей карьере... А как вы сами считаете?

- Раймонд Паулс просто скромный человек. Если говорить глобально, то, конечно, что-то свыше распорядилось всем. Да, меня и прежде знали в Советском Союзе многие известные люди, певцы и актеры с именами, хотя я выступала в зале «Юрас перле» (ресторан «Морская жемчужина» в Юрмале - Авт.), который вмещал всего сто человек. Сейчас смешно вспоминать, как я отбивалась от съемок в новогоднем «Огоньке», где должен был быть номер с «Мухоморами». Говорила, что у меня репетиции в Юрмале. Я чувствовала свою известность и ответственность перед зрителями (а в «Юрас перле» привозили и первых лиц иностранных государств - Авт.). Но, бесспорно, именно после творческих вечеров Раймонда Паулса в Москве, после того, как я спела песни на его замечательную музыку, меня узнала широкая аудитория. Телефон тогда не умолкал.

Конечно, если бы я прежде спала и ничего не делала, ничего бы и не случилось. Как пионер, - всегда должен быть готов к тому единственному разу, который определяет все последующее в жизни. Важно сориентироваться в лабиринте, который может увести в ту или иную сторону. Поэтому надо суметь сделать шаг в нужном направлении. Жизнь нам предоставляет разные варианты, и выбор - за человеком.



(обложка конверта пластинки, выпущенной в 1987 году фирмой "Мелодия")

- В «Юрас перле» вы старались делать все на западном уровне…

- Я делала, как умела, и не думала - на каком уровне. Просто пела, что мне нравилось - у меня там была полная свобода. Готовила свои номера, выступала в костюмах, в каких хотела. В то время это было большим счастьем.

- Я хорошо помню ваш номер в леопардовом обтягивающем трико, с которым вы выступали в ресторане интуристовской гостиницы «Латвия» в Риге…

- Это было после того, как я ушла из «Юрас перле».

- А что, кстати, сталось с леопардовым костюмом?

- Его тоже уже нет. У меня нет ничего с того времени…

«Труд вознаграждается…»

- Вы с 12 лет на гастролях. В 16 лет вас привели в оркестр Рижского радио к Паулсу на прослушивание…

- Это было в 15 лет. Мне мой учитель по вокалу и музыке Заходник посоветовал сказать, что мне шестнадцать, что я совершеннолетняя, иначе, мол, не возьмут.

- Но тогда не сложилось. Паулс вспоминает: «Она была довольно вольного образа жизни - с ней тогда трудно было о чем-то серьезно разговаривать. Но она потом очень изменилась…» Как писал Александр Мень, которого, как известно, вы почитаете: «Время -вещь сатанинская. Надо его преодолевать»… Как вы научились преодолевать время?

- Надо просто идти вперед. Двигаться к своей мечте по маленьким ступенькам. Каждый раз, когда мне бывало тяжело, я вспоминала слова своего крестного: «Труд вознаграждается…» Поэтому не надо бояться препятствий. Сегодня перешагнешь одну ступеньку, завтра - другую. Все равно придет момент, когда вам воздастся. Теперь я хорошо понимаю эти слова.

- Но многие, в том числе и звезды, не всегда способны преодолеть сложности на своем пути. Кто-то ломается, спивается. Но вы ведь сумели отказаться от страшных соблазнов. Ведь и травку курили, и «колеса» пробовали...

- Правильно Раймонд сказал: вела вольный образ жизни. Разное было…

- Как же решили остановиться?

- А я ничего не решала. Знаете, как говорят: окружение формирует человека. И мне повезло с моим окружением. Вокруг меня появились замечательные люди. Мне, кстати, все время везло на людей…



(кадр из клипа, в котором в саду Лаймы снялись многие российские звезды)

Диплом - в конце жизни…

- И еще из Меня: «Главное - это осуществиться…» Вы осуществились?

- За школу жизни диплом выдают в самом конце. Поэтому говорить, что ты уже все сделала, всегда сложно. Может, сейчас мне кажется, что да, все состоялось. А еще через 10 лет я подумаю: какая все же я была глупой. Диплом ведь мы получим в конце жизни, и никто не знает, когда это будет, и в чем ты действительно должен был состояться, что было самым главным. Осуществиться - это ведь не значит сделать карьеру. Речь у Меня в первую очередь идет о духовности: кто ты и зачем пришел в этот мир…

- У Пушкина есть такая строчка: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Племянники вот называют вас «счастьице» - Лаймите. А что для вас счастье? «Когда милый рядом», как поется в песне?

- Да ну, что вы… Это замечательно, когда он рядом, и понимаешь, как было прекрасно, только когда его теряешь. Но это, как мне кажется, очень эгоистичное отношение. Все намного шире. Да, когда милый рядом, это - прекрасно, но в то же время может быть какое-то горе в семье или в мире, что не даст тебе чувствовать себя счастливой… Вот когда я в первый раз увидела фотографии, как убивают тюленей, - я и о милом, и обо всем забыла…

Так что самое большое счастье, - когда вокруг царствуют любовь и доброта. Идеал, к которому надо стремиться. А о том, когда ты лично был счастлив, можно понять лишь спустя годы.

- Ваш союз с Андреем длится с 19 лет. В мире эстрады - редкость. Прежде он играл в вашей группе, сейчас аккомпанирует по жизни… Какое главное свойство Андрея помогает сглаживать семейные неурядицы? Или обходитесь без конфликтов?

- Мы уже стали, как родственники, когда люди думают похоже. Это очень важно. Мы сформировались вместе. Поэтому специально не подлаживаемся друг к другу, это получается само собой. И самая главная черта Андрея - терпимость. Обходимся без ссор, но не без споров. У нас может быть разный взгляд на что-то, когда каждый доказывает свою правоту. В этом и рождается если не истина, то какое-то общее мнение. И самое главное - мы можем вместе и помолчать, зная при этом, о чем молчит каждый из нас.



(с мужем Андреем Латковским)

«За добрые дела не жду орденов…»

- В 1991 году, когда вы записывались на известной американской студии грамзаписи GRP/MCA Records, вам предлагали остаться в США, получить гражданство… Пели бы сейчас на Бродвее, ставили бы столь любимые вами мюзиклы… Не жалеете, что отказались?

- Нет, не жалею. Потому что это все было не вовремя. Тогда, когда я уже иначе жизнь воспринимала. Я могла все это иметь. Но тогда это была бы не я, а кто-то другой.

- Что из прошлого вы бы хотели изменить, если это было возможным?

- Стала бы врачом. Я училась в медицинском училище, чтобы поступить в мединститут. Всю жизнь готовилась к тому, что буду хирургом. Но, как говорится, если хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах. Видно, мне судьбой было предначертано стать певицей…

- Вы помогаете пробиваться на большую сцену Джею Стиверу - Стибелису, как в свое время помогли раскрутиться группе «Чай вдвоем». Потому что талантам следует помогать - бесталанные пробьются сами?

- Опять-таки у каждого сработает его судьба. Но я очень бы хотела, чтобы люди услышали талантливых певцов. Поэтому после «Новой волны» выступала со Стибелисом, потом были «Заклепки» из Украины. Я вижу в них искру таланта, и мне хочется как-то им помочь. А дальше все зависит от них. Как когда-то мне сказал Раймонд Паулс: «Приходи на мой концерт, спой в нем, и это даст тебе больше, чем концерты во дворцах спорта...» А я уже в то время ездила с гастролями на разогреве у более известных артистов. Но пошла к Паулсу…

- Я помню один из этих концертов в зале «Россия» в Москве, в 1987-м, где выступали вы, детский ансамбль «Кукушечка», солисты которого усиленно пытались вас копировать. Я как раз был тогда за кулисами - делал заметку о «кукушатах»…

- Видите, ничего не бывает просто так, случайным…

- Вы много раз обжигались, делая людям добро?

- Помните: любая инициатива наказуема? В этом что-то есть, конечно. Но если ты делаешь хорошее людям, то ты ведь не ждешь обратной реакции. Это уже не важно. У тебя был порыв сердца: ты сделал, и - все, и забыл. У меня как-то так получается. Если у меня сейчас спросят, а что вы сделали доброго, то я ведь не стану предъявлять список добрых дел. Я не веду такой учет. И это нормально. Дебет-кредит тут неуместен. И количества своих благотворительных концертов я тоже не назову. Кто-то, может, собирает подобную документацию, чтобы потом предъявить куда следует: давайте, мол, мне орден Славы - вот вам реестр моих добрых дел. А у меня нет ничего!

- Зато вы можете, как Теркин, сказать: зачем мне орден - я согласна на медаль…

- «На медаль, и то не к спеху…» Мне не надо ни медалей, ни каких-то других знаков отличия…



("Новая волна"-2010)

О людях и собаках…

- Помните известное выражение Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки…» Согласны?

- Не совсем. Просто есть негодяи, а есть прекрасные люди. И говорить за все человечество мне бы не хотелось. Наверное, мне, к счастью, рано удалось понять, что все люди - со своими недостатками, грехами. Встречаясь с человеком, я позже не могу даже вспомнить, во что он был одет, что у него, может, было не в порядке. Для меня это не важно. Важно, что несет этот человек, талантлив ли он…

А вот собаки и вообще животные для меня все хорошие…

- Как, кстати, поживают ваши американские бульдоги?

- Им лучше всех. Их, правда, стало двое. Девочка умерла. Мама семейства. Что-то с ней случилось - она умерла на бегу, на пляже, не дожив двух месяцев до 9 лет…Это было страшно…

- Собаки похожи на своих хозяев. Но и люди тоже похожи на собак. Вот вы с какой породой собак себя ассоциируете?

- С сенбернаром.

- Спасатель!..

- Это точно. Чтобы спасти кого-то, я не задумаюсь, инстинкт сработает, как у животного, на уровне рефлекса.



(Лайма в Юрмале на прогулке)

- Кстати, о спасении. Вы в 2008 году, в марте, вместе с несколькими российскими звездами ездили на крайний Север протестовать против убийства детенышей гренландского тюленя. И вот в 2009 году, в марте же, Путин решил положить конец кровавому истреблению бельков в Белом и Барецевом морях…
По этому поводу канадская газета The Daily Observer написала: «Ирония состоит в том, что исход дела решили не чрезмерно чувствительные противники убийства детенышей тюленей или Гринпис, а суровый мужчина, ранее не зарекомендовавший себя в качестве сострадающего, милосердного или отзывчивого человека…» Значит, и вы не зря ездили!

- Зря или не зря - теперь все равно. Главное, что, наконец, убийства прекратятся. И прекрасно, что Путин оказался вместе с нами. Если так будут продвигаться все другие острые проблемы, если на них будут откликаться государственные деятели, можно многого достичь. Не всегда руководители государств знают о подобном. Но если они способны слышать и откликаться, это просто здорово.



(Лайма в экспедиции по спасению бельков)

«Каждый имеет право на пластику…»

- Как вы поддерживаете отличную форму - спорт, специальные диеты?

- Для того, чтобы человек был в порядке (и внешне, и внутренне), нужен режим. Хотя артист - самый «безрежимный» человек. Поэтому спасают только гены, то, что в нас заложено родителями…

- А как относитесь к наведению красоты с помощью пластической хирургии?

- Ни в коем случае никого не осуждаю. Если человека что-то не устраивает в своей внешности и ему это портит настроение, то почему бы и нет? Каждый имеет право выбора.



("Новая волна"-2009)

- Многие западные звезды соглашаются приезжать к российским бизнесменам петь на частных вечеринках. Как вам такой вид заработка?

- Когда-то давно в Америке, в Лос-Анджелесе, мне предложили выступить в фешенебельном ресторане, куда люди специально покупали билеты. Первая моя реакция была отрицательной, тем более что это было после серьезной операции. К тому же, тогда в СССР я уже собирала 40-тысячные стадионы, давала по 30 концертов в месяц. Про выступления в ночных барах и ресторанах к тому времени уже успела забыть. Но меня организаторы вечера убедили: в Америке говорят, если тебе бросают деньги под ноги, то не ленись, нагнись и возьми их... И тот концерт в американском ресторане был для меня одним из самых искренних и настоящих.

Поэтому я считаю, что если меня куда-то приглашают, значит, меня там любят и ждут, раз готовы платить деньги именно мне. Так что ничего зазорного в таких выступлениях нет.

- Вы для себя определили рубеж, когда стоит уйти с эстрады?

- Нет. Как-то сидела с Людмилой Гурченко в одной гримерке, говорили про работу, про то-про се… Не обращаясь к ней напрямую, я вдруг заметила: наверное, когда-то наступит момент, когда надо уходить, как его почувствовать? Она - мне: «Лайма, не хочу даже слышать эти слова, потому что знаю - ты умрешь на сцене…»

- Добрая Гурченко…

- Но что-то в этом есть. Хотя никто не знает своей судьбы…



("Новая волна"-2006)

БЛИЦ

- Как вы относитесь к юбилеям?
- С некоторых пор я стала понимать, что дни рождения, юбилеи - это подчас единственная возможность встретиться с людьми, с которыми ты не встречался долгое время. Темп жизни сейчас такой, что мы многое теряем, не общаясь с приятными для нас людьми. Все заняты, у всех - дела-проблемы. Поэтому надо праздновать, надо встречаться. Время быстро пролетает…
- Что больше всего цените в людях?
- Талант, доброту.
- Чего не готовы простить?
- Жестокость, вероломство.
- Что не любите в себе самой?
- Я вроде оптимист, но при этом слишком много переживаю. Может, мне мешает легче относиться к жизни повышенное чувство ответственности.
- Что просите у Бога? (Лайма давно приняла православие - Авт.)
- Таланта и того, чтобы люди правильно меня принимали, не оценивая поверхностно. Всегда прошу здоровья всем моим родным и близким, прошу, чтобы люди стали добрее. Если я раньше просила что-то обобщенное, то теперь боюсь: а вдруг это неправильно поймут там, на Небесах. Поэтому в последнее время мои просьбы стали конкретнее.




Прямая речь

Раймонд ПАУЛС о Лайме:

- Без вашего участия Лайме было бы сложнее пробиваться?

- Я сам об этом никогда говорить не буду. Скажу лишь, что какую-то небольшую роль я в ее карьере сыграл. Как и в карьерах наших местных певцов, выступавших на той же «Новой волне». Но не хочу преувеличивать свою роль. Я могу помочь с первым прыжком - потом пусть уж сами крутятся.

- А первую вашу встречу с Вайкуле помните? Какой Лайма была?

- Эта встреча из тех, которую лучше не вспоминать. Ей было шестнадцать, когда она пришла на прослушивание. Была она в таком очень хорошем настроении. В свой оркестр на радио я тогда ее не взял. Потому что с ней в то время договариваться было вообще тяжело. Она была довольно вольного образа жизни. Лучше тот период не вспоминать, как я не люблю вспоминать свои «веселые» периоды, которые у меня были. Потом она очень резко изменилась, и начала совсем другую жизнь.

Мы расстались на долгие годы до того момента, как она начала петь в «Юрас перле». Это был модный ресторан, куда я тоже часто заходил. У нее там была довольно приличная программа. Но она говорила со мной о своем желании выйти из этого бара на большую сцену. Я ей сказал: если ты хочешь иметь успех, надо петь по-русски. Она увлекалась до этого в основном западным репертуаром.

Потом опять появился Илья Резник (как прежде, во время «пугачевского» периода - Авт.). Мы с ним для Лаймы сделали какие-то песенки на русском. И она вызвала интерес публики, когда спела в популярной передаче Ворошилова «Что? Где? Когда?» песню «Еще не вечер…» Лайма, помню, была в желтом платье с черными горошинами…



(интервью с самим Маэстро о музыке, шоу-бизе, "Новой волне" - http://k-markarian.livejournal.com/39013.html
фоторепортаж и рассказ о загородной усадьбе Маэстро - http://k-markarian.livejournal.com/55182.html )

- Потом Лайма участвовала в ваших творческих вечерах в государственном центральном концертном зале «Россия». Их затем показали по телевидению…

- Да, телевидение свое дело сделало. Лайма постепенно стала осваиваться на большой сцене, включилась во весь этот ужас советской эстрады, а потом и в этот кошмар под названием шоу-бизнес, в котором держится до сих пор. Лайма, думаю, себя обеспечила и сейчас может не волноваться за свое будущее. Я бы на ее месте подумал о том, чтобы открыть в Риге настоящее кабаре, где она могла быть художественным руководителем. У нас же варьете сейчас нет вообще. А в советское время варьете было в ресторане «Кабур», в гостинице «Латвия»… Сейчас нашим музыкантам и певцам просто негде работать. Государство то одному хору поможет, то другому, а этому жанру ни черта никто не помогает…




Основные даты в жизни Лаймы:

1970 - перелом в сознании, переоценка ценностей, отказ от дурных привычек.
1987 - выступление в творческих вечерах Раймонда ПАУЛСА в Москве
1987 - Гран-при Золотая лира на международном конкурсе «Братиславская лира», где победу предрекали немке Николь, победительнице «Евровидения» того же года.
1989 - Американский продюсер Стен КОРНЕЛИУС приглашает Лайму в США, где она в течение 7 месяцев дает концерты и записывается в студии Майкла СЕМБЕЛЛО.
На телеэкраны США выходит документальный фильм о Лайме.
1992 - громкий успех в Японии.

Лайма: «Это все - победные даты, хотя у меня есть много других, которые меня формировали не меньше…».



("Новая волна"-2009)

Карен Маркарян. (фото Владимира Старкова, автора, из архива Лаймы и Интернета)…

журналистика, Вайкуле, интервью-статьи, ЗВЕЗДЫ

Previous post Next post
Up