Колымская любовь Георгия ЖЖЕНОВА

Mar 22, 2012 02:13

Сегодня - 97 лет со дня рождения великого актера Георгия Степановича Жженова, похороненного 7 лет назад на Новодевичьем кладбище в Москве… Удивительно похожая на папу, старшая дочь Георгия Степановича - рижанка Елена Жженова рассказала мне о малоизвестных страницах жизни своего знаменитого отца.



Москва, 1989-й. Елена в гостях у отца...



«У мамы был жених»

- Два человека, на мой взгляд, довольно случайно соединили свои судьбы. У мамы (Лидии ВОРОНЦОВОЙ - К.М.) был совершенно другой жених - тоже из заключенных: артист Демич, - рассказывает Елена, известный рижский дизайнер. - А тут весна 1945-го, освободили и отца, и мать. Первые гастроли в магаданскую глубинку. А они свободные, молодые - вот и поженились. До лагеря ведь не были знакомы, хотя и оба были из Питера. Познакомились в 1943-м, на сцене Магаданского музыкально-драматического театра.



Лидия Воронцова, 1950.

Маму взяли в 1935-м, она была уже к тому времени актрисой. Отца, как известно, успевшего сняться в нескольких фильмах, арестовали в 1938-м. У мамы была статья 58, пункт 6 - ПШ: подозрение в шпионаже. В коммунальной петербуржской квартире в одной из комнат жил студент-японец. Позже это и стало причиной ареста всех жильцов коммуналки…

(Впрочем, загреметь по статье 58-6 мог абсолютно любой советский человек по пунктам, скрывающимся за аббревиатурами НШ и СВПШ: недоказанный (!) шпионаж и связи, ведущие к подозрению в шпионаже! - К.М.)

А отцу не повезло познакомиться в поезде с американцем. Избивали его потом на допросах в «Крестах» (действующая и поныне тюрьма в Питере, кто не знает - К.М.), к слову, его бывшие товарищи по футбольной команде…

Так что факт моего появления на свет достаточно случайный, или наоборот - закономерный. Потому что люди освободились, захотели какой-то нормальной жизни, в том числе и семейной. Маме и отцу было по 30 лет. У отца срок был меньший, а мама отсидела от звонка до звонка - всю «десятку».

Мама вспоминала, как ее в бушлате конвоировали с винтовкой наперевес в театр и обратно, в лагерь. Конечно, и во время спектаклей, в которых арестанты играли патриотические роли, за ними неотрывно наблюдали конвоиры. Только зрители ни о чем не догадывались, не делая различий между актерами-вольняшками и зэка.

В театре ведь было две труппы - вольнонаемная и лагерная. Среди вспомогательного состава, как называли заключенных актеров, какие были имена - и певец Вадим Козин, и режиссер Леонид Ворпаховский, и театральный художник Василий Шухаев, ставший академиком после хрущевской оттепели! В лагерях тогда находился цвет нации. И поэтому на волю выходили люди, добивавшиеся потом широкого признания…



Лидия Воронцова, 1950.

Переследствие и новая жизнь

- Правда, когда мама с отцом вышли на волю, это не означало, что они могут вернуться в Питер, - продолжает Елена Георгиевна. - Вспомните о так называемом поражении в правах (в частности, запрете селиться в крупных городах и столицах союзных республик - К.М.). Но свобода все равно означала многое. Мама имела возможность вызвать на подмогу (после моего рождения) в Магадан свою маму, мою бабушку. А сама работала в театре. Словом, какие-то признаки нормальной жизни в течение 3 лет существовали.



С маленькой Леночкой.

- Почему в течение 3 лет?

- Потому что в 1948 году было хрестоматийное переследствие - всех бывших заключенных в алфавитном порядке вновь прогоняли через жернова. И поскольку мама была Воронцова, забрали первой ее. И отец успел отправить бабушку со мной в Ленинград. Потому что он знал, что буква «Ж» совсем рядом, и вскоре заберут и его. И бабушка, чтобы спасти, увезла меня из Магадана в Питер. В Магадане нас ждала голодная смерть, а в Питере была родня. Хотя и у бабушки из-за моей мамы тоже было поражение в правах (ссылка в Вологодскую губернию). Она не имела права въезжать в Питер. Поэтому пряталась днем по подвалам, а меня забросила к родной сестре отца. Помню, я спала на столе, потому что места в маленькой комнатке не хватало… Но все же это был уже 1948-й, а не 35-й.

- Чем закончилось переследствие?

- Оно длилось полгода. В результате маму отправили в бессрочную ссылку в Норильск.

- А отца? Мама просила начальство, чтобы и его сослали туда же, поближе к ней?

- Никого ни о чем мама не просила. Когда бабушка в 1949-м привезла меня в Норильск, мама была уже с другим человеком… К слову, там был прекрасный драмтеатр.

- Все-таки даже та власть учла, что она актриса, ведь могли бы сослать туда, где и театра-то нет?

- А ее потом и сослали за связь с Сергеем Прокопьевичем туда, куда, как говорится, и Макар телят не гонял. Сергей Прокопьевич, ставший мне папой, был начальником геолого-разведочного управления. Он спас меня, мою маму, бабушку и очень поддержал отца…

- Каким образом?

- Помог ему в Норильске деньгами, квартирой, потому что обладал определенной властью. У отца, насколько мне известно, еще до переследствия случился роман. И когда мама захотела расстаться, Георгий Степанович настаивал на том, чтобы этого не произошло. Но когда мама спросила: а какие гарантии, что это не повторится? - он сказал, что никаких гарантий нет. Из-за этой фразы мама посчитала себя свободной, и уже в ссылке связала жизнь с Сергеем Прокопьевичем Таежным. Конечно, эту историю я никогда не ворошила. А уж отца и не спрашивала, потому что он всю жизнь обижался на маму…

Когда он освободился после переследствия, то приехал в Норильск, за мамой. Но было уже поздно. Тем не менее, Георгий Степанович остался в Норильске, хотя был уже свободным человеком.

- А как же пишут, что он вышел во второй раз только в 1954-м?

- Мало ли чего пишут? В 1954 году его реабилитировали. А маму - только в 1958-м.

- Так что же он сразу тогда из Норильска не уехал?

- Потому что благополучно женился на актрисе Ирине Ефимовне Махаевой. А папу (Сергея Таежного - так упорно в интервью называла Елена отчима, а Георгия Жженова - отцом - К.М.) вызвали в НКВД и приказали бросить маму или положить партбилет на стол. Он и положил свой партбилет - вы представляете, что это означало по тем временам? Его разжаловали и отправили простым механиком (повезло еще, что вскоре умер Сталин) в Большую Мурту, а маму за 500 километров - в Енисейск. Их специально разбросали по тайге. Но они все равно в выходные встречались. Папа садился в грузовик и по тракту в лютые морозы летел в Енисейск. Вот так они любили друг друга. Мне просто повезло, что в моей жизни были и мама, и бабушка, и папа, и отец…



Леночка всегда любила своего папу...

…В Енисейске Елена пошла во второй класс. А на Большую Землю семья попала лишь после смерти Сталина. Сперва были Таганрог, Гантиади в Абхазии. Сергей Прокопьевич вышел к тому времени на пенсию, а мама собиралась играть в Сочинском драмтеатре. Но попытка провалилась, когда театральный начальник предложил ей уладить все через постель.

После реабилитации Лидии Воронцовой, в 1958 году, семья переезжает в Питер. В однокомнатной квартире приходится ютиться вчетвером (еще была жива бабушка Лены). Кроме этого, из прошлого всплывали тревожные воспоминания… А тут друзья по Колыме позвали в Ригу. Поэтому семья в 1960-м году переезжает уже окончательно, в Ригу. Узнав об этом, в Рижский драмтеатр пишут письма-рекомендации Леонид ВАРПАХОВКИЙ (театральный режиссёр, сценарист) и Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ, начинавший играть при маме еще в Норильске. Но сил на театр у Лидии Воронцовой уже, видно, не осталось…

Крест фамилии



Елена Георгиевна, 2005 год, 40 дней после смерти отца.

- Мама ушла из жизни в 1984-м, - продолжает рассказывать Елена. - До рождения моей второй (младшей) сводной сестры Георгий Степанович принимал активное участие в моей жизни. Моя средняя сестра Марина и ее мама - Ирина Ефимовна - мы все дружили. Пока в жизни отца не появилась четвертая жена…. Кстати, реабилитацию и возвращение в Ленинград отцу выходила по кабинетам именно Ирина. И он всю жизнь понимал, как обязан этой женщине, оставив ее с двухлетним ребенком на руках. Помогал им, как мог…

- А с какого возраста вы помните своего отца?

- Да с самых первых лет. Помню, он приезжал даже в Енисейск, привозил подарки. Как-то подарил мне велосипед. И была одна смешная история, когда я, проснувшись, обнаружила под елкой посылочный ящик. Когда я открыла его, сильно разочаровалась: весь почтовый ящик был набит маленькими аккуратными дощечками. Мне, правда, вскоре объяснили, что это - вафли. Я никогда их до этого не видела…

…Елена и любит своего отца, и вместе с тем, чувствуется, что обижена на него. За то, что он был таким, каким был. Ходоком, как она выражается. За то, что им всем пришлось существовать параллельно друг с другом. За его колючий характер, передавшийся ей по наследству - Жженовой на 100 процентов. Поэтому и фамилию не меняла - отец был категорически против.

И многое, пожалуй, объясняют слова Георгия Степановича, написанные им в своего рода письме-объяснении, когда на свадьбу внучки Даши (своей «балтийской кровинушки», как ее называл артист) в Ригу никто от Жженовых из Москвы не прибыл: «Мы так и не помягчели с тобой в этой жизни…»



Из досье:

Георгий Степанович щедро познал не только огонь, воду, но и медные трубы. Он носил звания заслуженного артиста РСФСР, народного - РСФСР и СССР, был награжден многочисленными орденами, в числе которых - орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина, три ордена «За заслуги перед Отечеством» 4, 3 и 2 стпени. Среди премий - Государственная, «Хрустальная Турандот», имени Довженко, КГБ СССР…

Наиболее известные фильмы с любимым актером:

«Путёвка в жизнь» (1931 г. Драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. Один из первых советских звуковых фильмов. Фильм прошёл по экранам 107-ми стран мира.)



«Берегись автомобиля» (1966, автоинспектор на мотоцикле)



«Ошибка резидента» (1968, двухсерийный фильм, резидент западной разведки Тульев), «Судьба резидента» (1970, 2 серии, Тульев), «Возвращение резидента» (1982, 2 серии, третий фильм тетралогии о Тульеве), «Конец операции «Резидент» (1986, 2 серии, конец тетралогии)

«Путь в «Сатурн», «Конец Сатурна» (1968, генерал Тимерин), «Бой после победы» (1972, конец трилогии, генерал Тимерин)



«Вся королевская рать» (1971, губернатор Вилли Старк)



«Горячий снег» (1973, генерал-лейтенант Бессонов, командарм)



«Экипаж» (1979, Андрей Тимченко, командир экипажа Ту-154)

Карен Маркарян. Фото автора, из личного архива Елены Жженовой и снимки из фильмов...

журналистика, Жженов, интервью-статьи, ЗВЕЗДЫ

Previous post Next post
Up