Но все же секс в машине, памятуя красочный эпизод с героем Леонида ФИЛАТОВА из «Забытой мелодии для флейты», Татьяну никогда не волновал (о чем позже в интервью)…
Но это не умаляет экспрессивности и эмоциональности актрисы. На наших глазах заслуженная и народная артистка России превращается в бунтарку и защитницу «маленького человека» и природы, будь то Химкинский лес или здание XIX века в Козихинском переулке… На днях Татьяну Анатольевну, отметившую 27 февраля 55-летие, опять отправили в полицейский участок. А все потому, что небольшая группа людей пытается противостоять сильным мира сего, которые покусились на доходное место…
И хотя дом Догилевой находится через двор, но она дальновидно считает, что аппетиты у компании Никиты МИХАЛКОВА или какой другой могут вырасти. Сегодня они рушат старинное здание и собираются строить на месте его новое - с двумя подземными этажами-гаражами, не взирая ни на историю Москвы, ни на то, что здесь близко залегают грунтовые воды… А завтра могут порушить еще какой-нибудь памятник архитектуры, разрушив попутно и жизнь многих москвичей.
Причем никто, НИКТО (!) из представителей застройщика или полиции не хочет предоставить людям соответствующие разрешительные документы на застройку. Зато человек с многообещающей фамилией Варфоломеев (главный на объекте) уже по-свойски звонит в полицию, если людишки мешают проехать бульдозеру: «Скажи Руслану, пусть высылает второй наряд»…
Вот поэтому заслуженная и народная («совсем не Жанна д’Арк») становится вместе с так называемыми немедийными людьми, чтобы остановить варварство. Но бульдозеры в который раз показывают, что они сильнее. И никакой Собянин тут не поможет - мы же знаем, чей друг Михалков (и вот это самое горькое в российской власти, как и во власти вообще!)…
Но брал я интервью задолго до означенных событий. Татьяна везла в Ригу свой спектакль «Не отрекаются любя…», в котором она выступала режиссером и актрисой. С замечательным составом - Екатериной Васильевой, Борисом Щербаковым, Романом Мадяновым…Поэтому разговор наш получился больше театрально-киношный и даже в чем-то ностальгический…
В РЕЖИССЕРЫ - ПО ГЛУПОСТИ…
- Татьяна, вы прекрасная актриса и, как выяснилось, подающий надежды режиссер. По крайней мере критики, разругавшие поставленный вами дебютный спектакль «Лунный свет, медовый месяц», в итоге остались на бобах - зритель-то к вам пошел (и идет до сих пор, отмечу!). Но что все-таки подвигло вас на режиссерские хлеба - неудовольствие тем, что предлагают, или, скорее, не предлагают вам играть?
- Первый раз было по глупости. Раньше думала, что все зло от режиссера, а все хорошее в спектакле - от артистов. Когда у меня появилась возможность попробовать, была полностью уверена, что я гениальный режиссер, и стоит мне что-нибудь поставить, как все увидят, восхитятся и поймут, что появился гений, - смеется Догилева. - Это была глубокая и грубая ошибка, как выяснилось…
в спектакле «Лунный свет, медовый месяц» с Сергеем Маковецким... woman.ru
- Но ведь зритель доволен…
- Но тем не менее я поняла, что я не режиссер. Я себя называю организатором спектаклей. Могу это делать в силу большого опыта своей работы на сцене. И, если случится такая удача, договорится с артистами… (Так, Татьяна договорилась не только с артистами - Димой Харатьяном, Дашей Михайловой, Екатериной Васильевой, Сергеем Селиным, но и с продюсерами и сняла телефильм «Лера» - две серии по 45 минут за 11 съемочных дней! Догилева за него получила даже премию на кинофестивале «Золотой феникс» в 2007 году за лучший режиссерский дебют - Авт.).
От ГУНДАРЕВОЙ не отреклись…
- Первоначально в спектакле «Не отрекаются любя…» успела сыграть дважды Наталья Гундарева, прежде чем надолго слегла в больницу… Вам пришлось искать другую актрису. Как возникла идея пригласить в спектакль Екатерину Васильеву, ушедшую в религию, но благополучно появляющуюся на сцене?
- Через 10 дней после премьерных показов в Самаре с Натальей Георгиевной произошло несчастье. Но мы как раз не хотели заменять Гундареву, понимаете? И поэтому я стала играть ее роль, чтобы не вводить другую актрису на место Гундаревой. Чтобы она знала, что роль ее ждет. А мою героиню (оказав большую честь!) согласилась играть народная артистка СССР Екатерина Сергеевна Васильева.
Она окончательно с профессией никогда и не порывала. Она просто очень избранно стала подходить к работе, и у нее в жизни появились другие приоритеты, что совершенно не мешает ей оставаться блестящей актрисой. Как трагедийной, так и комедийной. Для меня большая радость и удовольствие с ней сотрудничать. И зритель принимает ее великолепно.
С Натальей Гундаревой и Борисом Щербаковым в спектакле «Не отрекаются любя…» (
http://dogileva.sitecity.ru)
- А вы советовались с Гундаревой по поводу ввода в спектакль Васильевой?
- Нет. Наталья Георгиевна была уже в очень тяжелом состоянии, и к ней ее близкие старались никого не допускать. Конечно, мы советовались с Михаилом Филипповым (бывший муж Гундаревой - Авт.). Он сказал, что как мы поступим, так пусть и будет… (Больше Наталья Георгиевна на сцену не вышла - Авт.)
- Наталья Гундарева до происшедшего с ней несчастья резко похудела, помолодела… Вы ведь тоже подправляли красоту?
- Да, я все, что подвластно для ухода за собой, использовала и никогда этого не скрывала. Если есть возможность улучшить свое изображение, его надо улучшать - это мое убеждение. У нас просто обращение к косметологам стало получать широкое распространение относительно недавно, поэтому это еще вызывает такой интерес.
ЗАХАРОВ не давал ролей…
- Штайн, Виктюк, Фокин, Казаков, - вы играли у больших режиссеров. С кем вам приходилось сложнее всего и почему?
- Они все не подарки, безусловно. Но теперь я понимаю, насколько я была виновата. Вела себя как идиотка во время репетиций со Штайном. И сейчас он для меня становится еще более велик и гениален, когда я вспоминаю его терпение.
Вот теперь, побывав в шкуре человека, который сидит в зале, а другие - на сцене, понимаю, какой это великий и железобетонный человек, чтобы выдерживать 12 ужасных женщин, столько же ужасных мужчин, все это развести на семь с половиной часов, и все это сделать одному!
- Вы после Гиттиса сразу попали в ЛЕНКОМ. Об этом многие могли только мечтать. Почему же после 7 лет работы вы ушли от самого мэтра Захарова?
- Он мне ролей не давал. Я как сидела с одной ролью, так и сидела. Или что-то перепадало, когда кто-то, скажем, заболеет. Да там и так мало было, так сказать, женской работы. А уж когда появилась у него любимая артистка в лице дочери, то стало ясно, что ждать там нечего.
И я поэтому ушла при полном понимании, что это выдающийся режиссер, и что я многое теряю. Это было как раз непростое решение, поверьте. Мне долгое время потом Захаров снился, как будто я с ним что-то репетирую… Лишь кино в то время восполняло мою невостребованность в театре.
СВОЙ ПАРЕНЬ для Андрея МИРОНОВА…
- Андрей Миронов был любимцем женщин. А вы играли в «Блондинке за углом» влюбленную в него продавщицу. И сумели не влюбиться по жизни?
- Ну, конечно, в него все влюблялись, в него нельзя было не влюбиться. Но просто эта звезда была так велика! А я все-таки не очень глупая и все понимала. Но Андрей был прекрасен. Он взялся меня опекать, учить. И я те два месяца съемок вспоминаю как одно из самых счастливейших времен в моей жизни. Это был абсолютнейший подарок судьбы - белые ночи, Ленинград, хождение втроем: Миронов, я и его сводный брат Кирилл Ласкари, балетмейстер (артист балета, балетмейстер, писатель - жил и работал в Санкт-Петербурге до своей смерти в 2009 году - Авт.). Веселились, гуляли в ресторанах. Но, конечно, не только. Андрей меня многому научил. Он был умный, тонкий, ироничный человек и большой знаток киношной и театральной жизни.
с Андреем Мироновым в «Блондинке за углом»...
- И не ухаживал, лишь опекал?
- Он не мог не ухаживать. У него это происходило автоматически. Но поскольку мы были почти товарищи, он мне мог и сказать: «Ох, как я бы хотел, чтобы вместо тебя снималась артистка Александра Яковлева! Как она мне нравится, как я хотел с ней завести роман!» А я была немного этаким своим парнем.
- В «Забытой мелодии для флейты» у вас с героем Филатова происходит секс в машине. Как вы отнеслись к этой задумке Эльдара Рязанова?
- Вы знаете, это был первый съемочный день. Я не была уверена, что я до конца утверждена, потому что полгода Рязанов выбирал актрис. Поэтому, кроме ужаса и зажима, вообще не помню ничего - так волновалась и старалась что-то сделать.
кадр из фильма: лже-дружинники застукали парочку в машине и требуют денег за молчание...
- А в реальной жизни вы способны на нечто подобное?
- У меня этого и в молодости не было. В смысле - в машине. Я девушка достаточно циничная. Профессия все-таки всегда накладывает отпечаток и на твое отношение к любовным играм. Они очень специфические у молодых актеров. Во времена моей молодости это всегда были шумные многолюдные компании, с ночными какими-то походами купаться в фонтаны и тому подобное…
Меня такая богемность больше прельщала. Я ведь толком не знала, что это такое, потому что из рабочей семьи. Романы, конечно, были, куда ж от них денешься. И слава Богу, что они были! И все это происходило достаточно бурно. Театр Ленинского комсомола (что вы хотите!) - самый молодежный театр в то время. Конечно, все перевлюблялись, попереженились, поразводились…
Так что я не буду строить из себя недотрогу, что всегда была нецелованным домашним ребенком. Мне есть, что вспомнить!
- Вы бы пожелали своей дочери карьеры актрисы? (Катя в этом году заканчивает школу).
- Нет, не пожелала бы (тут Догилева, довольно смешливая собеседница, полностью посерьезнела - Авт.). Только потому, что я известная актриса. Хотя я сама когда-то с нелюбовью относилась к актерским детям. Мне все время казалось, что они поступают в вузы и театры по блату. Теперь я изменила отношение и, наоборот, вижу, какой ужаснейший груз лежит
на этих детях…
С дочерью Екатериной... (kino-teatr.ru)
Из ДОСЬЕ:
Татьяна Догилева родилась в пгт Текстильщики Тамбовской обл. Училась в школе при Академии педагогических наук, в четырнадцать лет была принята в студию юного актёра при Центральном телевидении, в 1974 году поступила в ГИТИС, окончив его в 1978 году.
С Леонидом Броневым в фильме "Покровские ворота"
С Микеле Плачидо в "Афганском изломе"...
Наиболее известные фильмы: «Покровские ворота», «Блондинка за углом», «Забытая мелодия для флейты», «Афганский излом» с Микеле Плачидо - «комиссаром Катани»…
Жюрила Высшую лигу КВН, дважды участвовала в передаче-испытании на выживание «Последний герой». Осенью 2010 г. выпустила авантюрно-приключенческий роман "Жизнь и приключения Светы Хохряковой", выдержавший уже 3 издания. Участвовала в передачах-соревнованиях "Звезды на льду", "Танцы со звездами"...
Первый брак с осветителем продлился 3 месяца во время учебы в ГИТИСе, второй - с сатириком Михаилом Мишиным (1990-2008).
ЗЫ. Не спрашивайте меня только о том, как выглядела моя собеседница. Я ее… не видел. Мы разговаривали по телефону (и гораздо дольше, чем заняло у вас чтение этого интервью). Татьяна находилась у себя дома, пила чай, грызла яблоко, что, наверное, в том числе расположило ее к некоторым откровениям с невидимым собеседником…
Карен Маркарян. Снимки подобраны из нета.