Арабы и Израиль 4

Dec 21, 2012 16:03

предыдущая запись: http://k-alex10.livejournal.com/7017.html
начало переписки:  http://k-alex10.livejournal.com/6566.html

Сейчас зашиваюсь, но отвечу, когда вернусь, хорошо? Мне очень нравится наша переписка. Выкладывайте её куда хотите, мне только приятно!!


Кирилл, привет
Несколько дней я не писал, не мог собраться с духом после этой ужасной трагедии в Ньютауне. И сейчас, как сажусь к экрану, перед глазами эти страшные кадры. Такие детки! Как такое могло произойти, за что? Если бы террорист, хоть понятней бы было, этим, чем больше крови, тем короче дорога в рай с гуриями. А тут - тихий, "обычный" молодой человек...
Хотя боль такая же. Одним из первых террактов новой волны арабской "интифады" в 2001 году был взрыв у входа в дискотеку "Дольфи" на тель-авивской набережной, где собирались подростки, в основном, выходцы из СССР. Тогда погиб 21 человек, 120 было ранено. И каждый раз хочется надеяться, что больше такое не повторится…

И, все же, постараемся вернуться в Палестину начала 20-х годов.
Хочу только извиниться - я пишу тебе, в основном, вечером, после работы. В это время голова уже очень плохая. Поэтому, увы, бывают ляпы, повторы и т.д. В прошлом письме была явная описка - написал: "Рокфеллеры - это банковская империя", имел в виду, конечно, Ротшильдов. Вместо 1860 г. написал 1960. Я стараюсь потихоньку, чтобы сразу не перегрузить информацией, рассказать, как происходило заселение этой земли. Без знания материала, останутся голые тезисы, мои против твоих, как оценить, где правда? Чутье и правдоподобная логика - плохое подспорье. Особенно, когда пытаются перенести истины, верные в одних ситуациях, на ситуации, в корне отличные. Как красиво и правдиво сказано: "Зло возможно победить только добром", или, как ты пишешь: "любое разделение ведет к жестокости" - и я рос на этих постулатах. Когда речь идет о душе человека, выросшего на наших культурных традициях, это работает. Еесли в душе злодея, убийцы, где-то в глубине есть все же понятия о добре и зле, бескорыстное добро может его тронуть и изменить. А если добро для него - убить, как можно больше, "неверных"?  Не работаютэти истины и, когда речь идет о взаимоотношениях народов с разными культурами.
Момент разделения бывает болезненным, но потом рана быстро затягивается. Это хорошо видно на примере, упомянутых тобой, Югославии и Чехословакии (про Судан - не знаю), а так же Турция - Греция, Турция - Болгария и т.д. А вот где не решились на раздел, как, к примеру, в Кашмире, - рана постоянно гноится, льется кровь, и гнойник грозит взрывом.
И еще, ты писал, что ролик "Почему Израиль воюет в Газе?" - пропаганда. Конечно, пропаганда, но правдивая, все кадры там подлинные. И про выселение тысяч людей из сектора Газы (поселения эти, как правило, создавались на землях когда-то приобретенной евреями) - какая это была боль? И не только для тех, кого выселяли, но и для многих из тех, кто выселял. Но Палестина должна быть "юден-фрай" , так считает Хамас, так заявляет Махмуд Аббас, и, в какое-то время, видимо, с ними согласился Шарон. И кадры арабских детишек, тренирующихся военному делу, точнее - убивать евреев. "Убей еврея - попадешь в рай" - так проповедуют в мечетях, так учат в школах. Поищи на youtube - там полно таких кадров, снятых самими учителями, странно, что они не попадались тебе раньше.
Ты мне не ответил, знаешь ли иврит, или просто скопировал текст? Если понимаешь, хоть немного, я бы тебе посоветовал, чтобы почувствовать (а не только умом воспринять) разницу, послушать популярные песни на иврите. В редкой песне ты не услышишь слова шалом - мир. И ни одной не услышишь с призывами к войне (мильхама). Это не пропаганда, не та "борьба за мир", что была фасадом СССР. Мечта о мире и ненависть к войне - самые глубинные , я думаю, любого израильтянина. Разница только в том, что путь к миру видят по-разному. Как известно, в 38 году, вернувшись из Мюнхена, Чемберлен заявил: "Я привез вам мир!". Не лучше ли упреждающая война с куда меньшими обоюдными потерями, чем такой "мир"?
Ну, а арабского я не знаю, ты, думаю, тоже. Но, если послушать их песни из радио и тв передач, роликов в интернете, по ритму, по отдельным словам, по выражению лиц сразу понятно, что они поют о джихаде, о полной сияющей победе…

И еще одно разьяснение к тому ролику - про наших солдат. Солдатами их называют только в СМИ, в разговорах между собой - "наши мальчики". И все знают, что эти мальчики и девочки каждый день тяжело работают, подчас рискуя жизнью, чтобы обеспечить относительно спокойную жизнь своих пап и мам, братьев и сестер, и совсем посторонних людей. Их много у нас на улицах, в автобусах, с их огромными сумками, рюкзаками, М16, или узи, особенно по воскресеньям (первый рабочий день недели), возвращающихся из отпуска на выходные, по своим базам. Как в США - не знаю, но как бы народ реагировал в России, если бы в автобус зашел "человек с ружьем", представляю хорошо. А здесь рядом с ними люди чувствуют себя увереннее. Не раз и не два, такому, возвращающемуся из отпуска солдатику, приходилось останавливать террориста, открывшего стрельбу, или нацепившего "пояс шахида", или направившего бульдозер на уличную толпу. Мне трудно тебе передать отношение к армии в Израиле. Это, пожалуй, последняя, оставшаяся у нас "священная корова".

Но вернемся к истории, в 20-е годы.
Я остановился на том, что поначалу многие арабы приняли первых переселенцев с надеждой. В заброшенное захолустье возвращалась жизнь. Началось строительство, осушение болот, было много планов, проектов, нужны были рабочие руки. И, хотя главным лозунгом был "еврейский труд", охотно давали работу и желающим арабам. Их даже, поначалу, нанимали для охраны поселений от бедуинов (Твен пишет о "бедуинской угрозе" с иронией и даже издевкой, но им просто повезло с ней не столкнуться, благодаря опыту их "драгомана"). Были даже арабские лидеры, которые выступали за союз с евреями. К примеру, эмир Фейзал писал в 1919 г.
Мы чувствуем, что арабы и евреи - двоюродные братья, которые страдали от угнетения со стороны тех, кто сильнее их, и по счастливому совпадению мы можем сделать первый шаг навстречу достижению наших национальных идеалов сообща…
Мы, арабы, особенно наша образованная прослойка, с глубочайшей симпатией смотрим на сионистское движение. Наша делегация здесь, в Париже, полностью ознакомилась с предложениями, сделанными вчера Сионистской организацией участникам мирной конференции, и мы считаем их умеренными и надлежащими. Мы приложим все усилия в той мере, в какой позволяют наши полномочия, чтобы помочь им осуществиться: мы от всего сердца приветствуем евреев на их родине… Мы вместе стремимся к новому, улучшенному устройству Ближнего Востока, и наши движения дополняют друг друга. Еврейское движение национальное и не империалистическое. Наше движение национальное и не империалистическое, и в Сирии достаточно места для нас обоих. Я действительно полагаю, что ни один из нас не добьется настоящего успеха без партнера.

Но, увы, таких лидеров либо быстро убивали, либо они не имели влияния на события. Другие считали переселение евреев, их самостоятельное хозяйство угрозой своему безраздельному владычеству, и всему миру ислама. На земле ислама евреи и христиане имеют право существовать только на положении зимми.
Первый погром, насколько я знаю, произошел еще до вступления в силу мандата, в 1920 г. в Иерусалиме. Были убиты 5 евреев, 216 ранены. Был суд, он признал виновным в подстрекательстве и организации погрома Мухаммада Амина эль-Хусейни, лидера одной из арабских националистических организаций. Этот человек сыграл большую роль в дальнейших событиях, я буду его часто упоминать. Он учился сначала в еврейской школе в Иерусалиме, потом в Каирском университете, в годы 1-й мировой войны служил в турецкой армии. На сей раз его приговорили к 10 годам тюрьмы, но он бежал из Палестины. А уже в 21 году, назначенный англичанами Верховным комиссаром Палестины, сэр Гербет Самуэль, еврей, считавшийся другом сионистов и лично Вейцмана, амнистирует его и назначает Верховным муфтием Иерусалима.
В то же время, ворота Палестины пока еще были открыты для приезда евреев. С 1919 по 1923г. сюда приехало около 40 тысяч, в основном, молодых людей из России (тогда еще выпускали), Польши, Румынии и т.д. Они мечтали преобразить эту землю, и делали это с энтузиазмом. Забавная деталь: когда смотрим на кадры, снятые в те годы, на улыбающихся парней и девушек, замешивающих лопатами бетон, работающих в поле, танцующих и поющих на площадях, мы не можем сдержать циничной улыбки, смешка. До того похоже на советскую кинопродукцию. Израильтяне, выросшие здесь, заметив смешок, обижаются - почему? Когда им обьясняешь, они удивляются еще больше - но ведь у нас так было на самом деле. Нельзя, оказывается, судить других по своим привычным меркам.
Уровень и качество жизни в новых еврейских поселениях был намного выше, чем в старых арабских, так колоритно описанных М. Твеном. Напомню, еще раз, что создавались они на землях, чаще всего бросовых - засушливых, или заболоченных, выкупленных у прежних владельцев. Ни при турках, ни при британцах никакого другого варианта не было. Могли ли при этом пострадать местные жители? Наверное, могли. Во времена Турецкой империи с правами на землю особого порядка не было, особенно в такой отдаленной и заброшенной провинции. Могу представить ситуацию, что по бумагам землей владел какой-нибудь эффенди из Бейрута, а фактически на ней жили, и как-то обрабатывали конкретные арабские семьи. И турецкая, а позже английская полиция их выселяли. Бенни Моррис, капитально занимавшийся этой проблемой, насчитал „несколько тысяч“ семей вытесненных в результате продажи земель евреям с 80-х гг. XIX в. до конца 30-х гг. XX века. Моррис пользуется такой репутацией, что при оценке ущерба арабов он берет максимальные цифры, и наоборот. Так что реально речь идет, скорее всего, о 2-3 тысячах. Но в десятки раз больше семей перебиралось сюда из соседних земель - Сирии, Египта, Заиорданья. Рост арабского населения опережал рост населения еврейского.

Вернусь, пожалуй, на несколько лет назад, чтобы сказать несколько слов о Тель Авиве. Упомянутыми мной "воротами Палестины" для евреев был, на самом деле, единственный морской порт того времени - Яффо. Этот, один из древнейших в мире городов с интересной историей (не могу сейчас, но при случае - не удержусь), был при турках маленьким сонным городком, внутри крепостных стен. Евреи приезжали туда, их буквально сбрасывали с корабля на руки встречающих арабов (не буду расшифровывать - почитай сам). Многие продолжали путь в Иерусалим, в новые поселения, иные оседали в городе. Население городка выросло в несколько раз, места внутри стен не было. Страшная скученность, совершенно разный образ жизни и мышления европейских евреев и арабов приводили к многочисленным конфликтам. И вот, в 1909 году группа энтузиастов, несколько десятков семей (не помню точно), получив разрешение турецких властей, на песчаных дюнах к северу от Яффо
(Галич написал об этих дюнах
Вспомни:
На этих дюнах, под этим небом,
Наша - давным-давно - началась судьба.
С пылью дорог изгнанья и с горьким хлебом,
Впрочем, за это тоже:
- Тода раба!

Только
Ногой ты ступишь на дюны эти,
Болью - как будто пулей - прошьет висок,
Словно из всех песочных часов на свете
Кто-то - сюда веками - свозил песок!

)
начинает строить новый квартал, который разрастался и стал городом Тель Авив (холм весны). Не буду сейчас вдаваться в подробности, каково было строить город на песчаных дюнах под палящим солнцем. Было не просто. А в 14 году началась 1 мировая война, турки, обвинив евреев в сочувствии и помощи англичанам (совершенно справедливо), разрешение отменяют и всех выселяют. К счастью, Турция вместе с Германией проигрывают войну, в Палестину приходят англичане.
Тут бы, или еще раньше, очень бы уместно было рассказать, как в 60-х годах 19 века появились и начали заселяться первые иерусалимские кварталы вне стен, Мишкенот-Шаананим (приют беззаботных) и Ямин Моше. Появились они благодаря еще одному замечательному человеку, филантропу, Моше Монтефиоре. Но рассказ этот требует времени, а я хочу продвигаться к провозглашению независимости. Только скопирую из Википедии несколько сточек о Монтефиоре, небезинтересных, думаю, для тебя
Влияние и престиж Монтефиоре в Англии значительно возросли благодаря его роли в борьбе за отмену рабства в британских колониях. В1835 году, совместно с Ротшильдами, предоставил английскому правительству большой займ для компенсации убытков владельцам плантаций в связи с уничтожением рабства.

В начале 20-х годов на восточном берегу Иордана англичанами было создано княжество Трансиордания, арабское, пока еще не государство (им оно станет в 46г.),  получившее (взгляни на карту из предыдущего письма) около 3/4 от территории подмандатной Палестины. Эта территория была очищена от евреев. А на западном берегу продолжалась интенсивная работа. Создавались первые кибуцы, был основан социалистический профсоюз рабочих (бывший фактическим хозяином в Израиле до конца 70-х годов). Арабские протесты и нападения усиливались, и появились первые отряды самообороны.

продолжение переписки ttp://k-alex10.livejournal.com/7470.html
Previous post Next post
Up