Торговые войны: Предпосылки.

Jun 15, 2015 12:30



Часть 1. Торговые войны: предпосылки.
Часть 2. Торговые войны: виды и методы.


Можно ли утверждать что торговля является одним из столпов нынешней цивилизации? Каковы предпосылки торговых войн? Какие виды торговых войн можно выделить? Какие методы торговых войн используются?
В данной статье рассмотрим предпосылки "торговых войн". В дальнейших статьях будем раскрывать глубже некоторые аспекты этих войн.

С древности уже само выживание общины зависело от её возможности воспроизводства ресурсов. Заметим, уже тогда изгнание из общины означало огромные трудности с этим воспроизводством для изгнанного, и связано это с тем, что даже в группе из 2х человек можно разделять обязанности и, например, по очереди нести дежурство и отдыхать. Чем больше количество членов группы тем глубже может быть разделение обязанностей. А если групп несколько и если у них есть возможность контактировать, то исходя из разных условий местности, так и состава группы (например по полу) - группы могут увидеть что у другой группы избыток (или меньший дефицит) в каком-нибудь ресурсе, зато у самой группы есть что дать взамен. Налаживается обмен, и уже сам факт обмена заставляет замечать что некоторые чрезвычайно нужные для других групп ресурсы данная группа может производить еще больше, получая взамен больше чего-то нужного или вкусного и обмен нарастает.
Данный процесс взаимостимулирования разделения и спецификации труда с одной стороны и расширения торговли с другой стороны хорошо описан, например но и не только, у Адама Смита.
Конечно, всегда есть соблазн не отдавать взамен ничего, а отобрать силой, однако это чревато и приходится тщательно взвешивать силы и оценивать последствия такого пути, и поскольку чаще всего силовой метод требует больших издержек (содержание силового аппарата), то преимущественно обмен идет всё-таки в обе стороны, т. е. имеем дело с торговлей. Поднимаясь до современного уровня говорим о международной торговле.
Крупнейшие экономисты и политики ввели для определения сущности хозяйственно-экономического развития основной части человечества понятие - «торговая цивилизация».

То, что община отдает на продажу или обмен - экспорт, то что покупает или получает по обмену - импорт. Разница (в денежном эквиваленте) между общей стоимостью экспорта и импорта называется торговым балансом, и применительно к странам - внешнеторговым балансом. Когда стоимость проданного больше стоимости покупаемого - баланс положительный, когда наоборот - отрицательный, и конечно же, со временем это значение может меняться.
Пример динамики торгового баланса:

Между прочим, из картинки следует что некоторые страны могут довольно долго «жить» с отрицательным торговым балансом. Это значит что у них есть большой запас каких-то финансовых запасов прошлых лет ЛИБО они могут сами, каким-то образом, пополнять этот запас. И, по большому счету, способ это сделать только один - генерировать денежные эквиваленты, используемые для обмена. Другими словами, в прошлом - добыча золота или других драгоценных металлов, или печать валюты, используемой как эквивалент любого товара в мире. Но это отдельная тема, а сейчас для нас важно отметить что для большинства стран показатель торгового баланса является очень важным в определении эффективности собственной индустрии и торговли.

Давайте ответим на вопрос: а за что борются государства и вообще субъекты в процессе производства, торговли и войны?
Как правило цель торговли - получение прибыли:


Весь вопрос в том - где, у кого, на каком этапе останется большая часть прибыли, ведь и производитель сырья и владелец производства и рабочие и транспортники и государства (собирающие налоги и пошлины) хотят урвать от прибыли как можно больший кусок.
Получается производитель и торговец хочет увеличить Выручку, и уменьшить все издержки, но
Выручка = Цена * Количество, а на цену в сторону снижения повлиять довольно непросто, т. к. есть конкуренты, можно конечно убирать конкурентов (и это одна из разновидностей торговых войн), но как правило, остается только снижать собственные издержки. И тут путей очень много по каждому из составляющих.

Во-первых, сырьё. Его можно покупать (у тех, у кого есть это сырьё), но это дорого. Тогда нужно захватить то место, где можно добывать сырьё самим (и это один из главных мотивов колониальных войн). Дешевого сырья было много в тех местах мира куда еще не дошла «торговая цивилизация», т.е. местное население находилось на более низкой стадии развития. Примеров множество - от борьбы древнегреческих полисов за серебрянные рудники Аттики, до сегодняшних дней с борьбой за углеводороды.
Во-вторых, можно использовать местное население в качестве трудового ресурса, т.е. снизить издержки на труд на не требующих квалификации этапах производства и транспортировки. И попросту захватывать в плен это население и продавать. И даже за само право продажи могут идти войны - например, война за испанское наследство.

В-третьих, в стоимость производства входят как переменные издержки (например, количество затраченного сырья будет меняться и зависеть от объема производства), так и постоянные издержки (например, единоразовые затраты на приобретение зданий под цеха или плата за содержание здания того же цеха, не зависимо от того работают в нем 8 или 24 часа в сутки и плата эта постоянна для разных объемов производства). Постоянные издержки, таким образом, делятся на количество изделий, а значит, если производитель товара не может от них избавиться, то ему выгодно увеличивать производство, уменьшая таким образом долю постоянных затрат в каждой единице продукции и получая таким образом выгоду перед конкурентом. И отсюда второй по значимости мотив колониальных и многих других войн - расширение собственного рынка сбыта. Самый яркий пример - завоевание Великобританией индийских княжеств, открывавшее для английских промышленников огромнейший рынок сбыта собственных товаров.

Наконец транспортировка. Чем ближе расстояние, тем меньше издержки на транспорт - это как правило. Однако, надо понимать что пути бывают разные и, например путь по воде всегда дешевле (а в прошлом и быстрее и безопаснее) чем любой сухопутный транспорт. Не случайно многие цивилизации зарождались на реках и изрезанных побережьях морей - тут и Древний Египет с рекой Нил и Вавилон в междуречье Тигра и Евфрата, и Древняя Греция с множеством островов Ионического моря и изрезанной береговой линией и, кстати множеством долин рек, у устья каждой из которых - порт-государство-полис и Рим, стоящий на Тибре, недалеко от впадения его в море и Лондон на Темзе и т.д. и т.п. Везде реки и моря играли важнейшую образующую роль в разы увеличивая рынки сбыта тех, кто стоит на берегу или недалеко от него. Естественно за право прохода через собственные земли или воды государства и другие субъекты взимали налоги, и зачастую за контроль над торговыми путями или за сбор пошлин на них также нужно было воевать.
Таким образом, ради повышения прибыли, т.е. увеличения выручки и уменьшения всех составляющих издержек, на всех этапах и зачинаются торговые войны.

Ярчайшей точкой здесь является эпоха Великих географических открытий и колониальный раздел мира:


Идущие бок о бок с открытиями завоевания открывали промышленникам и торговцам стран-первооткрывателей новые миры для выкачивания сырья, населения и закачивания на местные рынки своих товаров. Пока новых неоткрытых миров было много борьба шла между странами именно за то, чтобы застолбить территорию. Однако, по мере того, как таких миров становилось всё меньше на первое место в противостоянии выходит передел уже "застолбленной" территории - т.н. "колониальные войны".
При этом использовались все возможные методы, и ни о какой морали или законности речи не шло, но о методах ведения торговых войн мы напишем в следующей статье.

История, Экономика, Торговыевойны

Previous post Next post
Up