"Эжени де Франваль" (1800), Маркиз де Сад

Nov 15, 2013 19:40

Маркиз де Сад - это такая интересная фигура в истории и литературе, что каждому просто необходимо прочитать хотя бы одну вещицу. И дело даже не в том, что они как-то уж талантливо написаны (скорее даже наоборот, графомански), а чтобы выработать своё отношение к этому феномену. Проблема де Сада заключается в том, что если его не читать, то можно счесть самого себя ханжой, если же читать - то извращенцем и либертином.И смысл его прочтения вполне утилитарный - выработать своё отношение к сложному феномену, подобно Одиссею проплыть между Сцилой и Харибдой. В жизни никогда не приходиться выбирать между чёрным и белым, но всегда между серым и вертикальным. Как и сейчас.
На самом деле "Эжени де Франваль" - это полное свинство. Кровосмешение, как оно описано весёлым графоманом, даже с трудом налезает на более позднее изобретения комплекса Электры и на миф о Пигмалионе. И это не столько болезненные фантазии, сколько пощечина по лицу общества.
Та лёгкость, с какой де Сад любое моралитэ превращает в фарс, даже заслуживает уважения. Вот немец, так легко не может играть словами, а француз - может. Поэтому наш маркиз легко оставит в дураках самого Дьявола, потому что здесь "галльский острый смысл" против "сумрачного германского гения".
Примерно во второй трети повести мелькает наш старый знакомый Вальмон (да-да, тот самый из "Опасных связей" Шодерло де Лакло). И если в экранизации Милоша Формана Вальмон выходит возвышенным раскаявшимся грешником, этаким рыцарем в условиях века Просвещения, то здесь это не просто негодяй и либертин, но просто дурак и неудачник.
И всё это пощечины за пощечинами. И я думаю, что именно это так возмущает человека, который впервые читает де Сада, а вовсе не все эти сексуальные дивергенции. Да и кого сейчас удивишь какими-то там сексуальными фантазиями. Я вот как-то смотрел "Пусть говорят", так там сюжет сводился к тому, что все мужики села ходили к одной школьнице. Какой уж тут де Сад! Так что всё дело именно в пощечинах. Именно поэтому, как мне кажется, Голливуд снимает "Опасные игры", а Пазолини - "Сало". А ещё за его весёлое графоманство, которое ещё может оказаться высокой литературой.

книги, де Сад, Франция

Previous post Next post
Up