Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке - маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.
С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605-1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606-1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.
Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана [табл. XV] по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны. Древнейшие тексты об этом праздновании ничего не говорят о том, чтобы образ Девы Марии действительно ожидал в эсквилинской базилике икону Спаса; возможно, что в первые века во время процессии эта встреча не осуществлялась. Первое свидетельство о ней мы находим в письме некоего каноника Иоанна (1170). Соединение Спасителя с Богородицей в церкви Санта Мария Маджоре надолго стало кульминационным событием ежегодного шествия вплоть до отмены этого богослужения при Пие V (1566-1572).
Трудно сегодня определить, как изначально выглядела икона: реставрация 1931 года - лишь один пример поновления образа, в том числе средневековыми художниками, в череде многих предшествующих, которые сильно изменили ее облик и размеры, о чем говорит доска, обрезанная по нижнему краю. Поэтому многие ученые склоняются к датировке XII-XIII вв. Другие находят следы намного более древние. Мария Андалоро предлагает датировку VII веком. На раннесредневековое происхождение указывают скрещенные руки Марии (интересную параллель можно видеть во фрагментарном изображении Богоматери с Младенцем на левом пилястре пресбитерия церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме первой половины VII в.), направленные навстречу друг другу движения Богородицы и Христа и редкая деталь - маппула, - использование которой Ханс Бельтинг связывает с изображениями консулов.
Даниэла Сгерри
Источник