Хильдега́рда Би́нгенская (устар. Гильдегарда; ср.-в.-нем. Hildegard von Bingen, 16 сентября 1098, Бермерсхайм - 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Рейнланд-Пфальц) - немецкая монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг (нем. Kloster Rupertsberg). Автор мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних» (англ. Scivias; «Scito vias Domini»; 1152), духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине, лексикона «Неизвестный язык» (лат. Lingua Ignota). Пророчица. В 2012 году канонизирована Римско-католической Церковью в лике «Учитель Церкви».
Хильдегарда родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен (по другим сведениям, в Бекельхейме) в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте восьми лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было четырнадцать, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св. Дизибоду. Помимо св. Писания Хильдегарда изучала основы семи свободных искусств, латинскую патристику, литургику.
После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 году Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной - к тому времени в ските было уже около десяти монахинь. В 1147-1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину; в этот монастырь она принимала послушниц только из зажиточных семей. В 1165 году был создан филиал монастыря в Айбингене. Бенедиктинский монастырь (ныне церковь св. Хильдегарды) в Айбингене (район г. Рюдесхайм-на-Рейне) ныне - всемирный центр культа Хильдегарды; там покоятся её мощи.
Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были мистические видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником (который был также её другом и секретарём) Вольмаром, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших главный её труд Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.
Хильдегарда с детских лет сочиняла музыку на собственные стихи. В 1150-х гг. она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в сборнике под названием «Гармоническая симфония небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более семидесяти одноголосных распевов (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» (Ordo virtutum, 1-я ненотированная ред. ок. 1151, вторая нотированная - ок. 1179), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 персонифицированными добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Среди других важных работ Хильдегарды следует назвать «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum, между 1150 и 1160 гг.), которая сохранилась в виде двух частей. Первая часть - «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), которую обычно называют[кто?] «Физикой»; вторая часть - «Книга о сложной медицине» (Liber compositae medicinae), на которую обычно ссылаются как на «Книгу об искусстве исцеления». В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и нелечебными свойствами. Многие медицинские наставления Хильдегарды имеют историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В «Книге об искусстве исцеления» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней, описывает лечебное действие различных трав, в том числе, например, конопли.
В наследие Хильдегарды входят также более краткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.
Умерла Хильдегарда в 1179 году в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом. Она не была официально канонизирована, но почиталась как святая. В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI официально канонизировал Хильдегарду Бингенскую и присвоил ей титул Учителя Церкви (лат. Doctor Ecclesiae).
Музыкальные сочинения
Монодические церковные распевы Хильдегарды (всего семьдесят семь) на собственные латинские нерифмованные стихи отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой и в целом не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала: в них не обнаруживаются традиционные мелодические формулы хорала, амбитус постоянно превышает границы, типичные для плагального / автентического наклонений лада, нет стандартных реперкусс (и реперкуссии). Пьесы Хильдегарды украшены пышными мелизмами, в мелодической линии часты скачки на большие интервалы, и т. д. и т. п. Несмотря на то, что жанры её распевов традиционно классифицируются по сетке католического оффиция и мессы (антифоны, респонсории, гимны, секвенции), способ их внедрения в обычную «строгую» службу (в которой, как известно, превалируют силлабические псалмы и короткие невматические антифоны) неясен.
Музыкальные сочинения сохранились главным образов в двух средневековых кодексах - Дендермонде (Dendermonde, Sint-Pieters en Paulusabdij Biblioteek 9, ff. 153r-170v; составлен около 1175 в Рупертсберге) и так называемом «Ризенкодексе» (Wiesbaden, Hess. Landesbibl. 2 „Riesenkodex“, ff. 466r-478v, составлен около 1190). Распевы записаны в системе готической нотации.
Крупнейшими исследователями музыкального наследия Хильдегарды считаются: в Германии - Барбара Штюльмейер, в США - Маргот Фасслер.
Современная дискография Хильдегарды (LP и CD) охватывает более двухсот наименований. Полное собрание музыкальных сочинений Хильдегарды записал (на восьми CD) ансамбль средневековой музыки «Секвенция». Её музыку обрабатывал (среди прочих) Kronos Quartet.