Готовимся к Рождеству ч. 6 - 12 блюд в Сочельник

Dec 20, 2014 03:02

Что же поставить на стол в Сочельник, чтобы не просто наесться, но и вложить в это какой-то смысл?

1. Салат из авокадо

Приятно, когда праздничный стол радует разнообразием красок. Зеленый - традиционный цвет Рождества. Обычно мы его связываем с елкой. По преданию невесть откуда взявшаяся в Палестине елочка закрыла от северных ветров вход в пещеру, где родился Спаситель. Согласно другой легенде, к вифлеемской пещере пришли три дерева: олива, пальма и ель. Олива принесла в подарок Младенца Христу золотые плоды. Пальма предложила свои листья, как защиту от зноя и непогоды. Только елочка не знала, что подарить. Тогда она заплакала слезами прозрачной смолы. И вдруг свершилось чудо. С неба посыпались звезды и стали прилипать на просмоленные ветви. И маленькая скромная елочка стала сверкать и переливаться тысячами огней. С тех пор, повествует легенда, люди в Рождество украшают елки и зажигают на них яркие свечи.

Прекрасным зеленым украшением рождественского стола станет салат из авокадо, который, кстати, даже выложить можно, придав ему форму елки. Для этого блюда понадобятся зрелые, т.е. мягкие, авокадо, лимон и сыр. Можно добавить немного майонеза. Или добавить экзотики и ввести в салат креветки. Кстати, они будут смотреться на блюде как елочные игрушки, нежного розового цвета.

Надо сказать, что авокадо долгое время не использовался в Старом Свете. Впервые с ним столкнулись испанцы, приплывшие покорять Новый Свет. «В центре фрукта семя как очищенный каштан. Между ним и коркой паста - часть, которую едят, подобная маслу с очень хорошим вкусом», - писал об авокадо один конкистадор. Не смотря на «хороший вкус», европейцы опасались есть авокадо, именуемое индейцами также «плодом королей». Дело в том, что само слово «авокадо» имеет не самый благозвучный перевод с одного из ацтекских наречий. Многие миссионеры воспринимали этот фрукт как часть культов плодородия, распространенных среди индейцев. Вероятно, отчасти они были правы, потому что в Мексике до сих пор находят древние сосуды, сделанные в форме авокадо и, судя по оформлению, являющиеся частью обрядов инициации.

Не побоялись странного фрукта только моряки. Они сразу заметили, что авокадо не только вкусен и питателен, но и довольно долго хранится. Уже в XVI веке плоды авокадо можно встретить в трюмах судов, ходящих под флагами большинства европейских держав. Мореплаватели использовали мякоть в качестве масла, и у овоща даже появилось новое название «масло гардемарина».

Авокадо - традиционный фрукт для Южной Америки. С территории Мексики оно перекочевало в Соединенные штаты. И здесь к нему пришло еще одно название «аллигаторова груша». С одной стороны, это связано с видом кожуры этого плода. С другой - как утверждали предприимчивые мексиканцы, привозившие авокадо - этот фрукт очень любят крокодилы. Стоит только упасть одному такому плоду с дерева и крокодил уже тут как тут. А все почему? Потому что очень сытно. Съест крокодил пару-тройку авокадо и лежит себе сытый и никого ловить не хочет.

Распространение авокадо по миру началось в 20-е годы XX века. Только тогда кулинары обратили на него свои взоры и стали изобретать многочисленные рецепты. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что они не слишком отдалились от изобретенного моряками масла. Салаты из авокадо дополняются различными ингредиентами: курой, рыбой, яблоком и т.д. Но основой все также остается вязкая масса, полученная из мякоти авокадо и вспрыснутая лимоном, который не дает этому фрукту потемнеть и потерять товарный вид.

Зеленый авокадо с коричневой косточкой внутри напоминает семечко елки. Только очень большое.

Этот привезенный из дальних стран фрукт, как уже говорилось, долгое время ассоциировался с чем-то неприличным, порочным, чем-то, что было привнесено в мир в результате грехопадения. Плод авокадо зеленый, словно незрелый, как первые люди, любопытные и боящиеся признать свою вину. С косточкой внутри, которую если посадить в землю, вполне можно вырастить новое дерево. Эта косточка непригодна в пищу и считается ядовитый, якобы приносящей смерть. И тут стоит вспомнить о замечательном гимне, который поется на Пасху. «Felix culpa», «Счастливая вина». «О, счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя. О, воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!» Встречая новорожденного Спасителя, стоит вспомнить, почему и для чего Он пришел в этот мир. Младенец, с первых часов Своей жизни столкнувшихся с неприятием и холодом, с миром жестким, как сердцевина авокадо, с миром полным греха. И в то же время Младенец, окруженный нежностью Матери, благоговением Иосифа и восторгом пастухов и волхвов. Пришедшие поклонится Иисусу люди, являют зачатки той веры, из которой потом вырастит Церковь. Веры еще совсем маленькой, совсем зеленой, как мякоть авокадо. Но авокадо вкусно, только когда оно созрело. Чуть дольше полежит и уже оно черное и горькое. Так же и вера во Христа требует от нас зрелости, постоянного роста и обращения.

Анна Гольдина

Gaudete.ru

2. Фаршированная заливная рыба

В христианстве есть много символов, которым придается большое значение. Ранние христиане во время гонений строго охраняли тайну веры от язычников, поэтому символы, которыми они пользовались, были вроде пароля, тайного знака.

Язык символов пронизывает все стороны жизни Церкви. Его можно найти в христианских гимнах, богослужебных обрядах, изобразительном искусстве: хлебные колосья или выпеченный каравай, гроздья винограда или чаша с вином, рыбацкие сети, рыба.

Одним из распространенных символов является рыба. Изображения рыбы, особенно, в первые века христианства, встречаются повсюду: на саркофагах, в катакомбах. Изображения рыб первые христиане носили на шее так, как теперь мы носим нательный крест. С чем же связана такая любовь к этому символу? Главная причина его значимости заключается в расшифровке пяти букв, из которых состоит это слово в греческом языке, а именно «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Из этого главного значения символа рыбы вытекают и все остальные. Так, рыбы символизируют и христиан; сети, полные рыб, символизируют Царство Небесное; изображение рыбы вместе с хлебами и чашей имеют значение Евхаристии, Таинства Тела и Крови Господней; а изображение рыбы, на которой покоится корабль, образно объясняет, что Христос есть Глава и Основание Церкви. Соединение символов хлеба и рыбы является символом Евхаристии - нашего соединения со Христом.

Вспоминается одно из посещений Русского музея в г. С-Петербурге. В одном из выставочных залов обратил внимание на картину, изображающую умилительную сцену встречи молодой девушки и юноши в древних хитонах. Сцена очень красивая и добрая, т.к. показывает, по всей видимости, свидание этих любящих молодых людей. Молодой человек задает вопрос, видимо, очень его интересовавший и не дававший покоя, ответ же девушки - молчаливое начертание ветвью знака рыбы на песке. Это было ее искреннее, чистое исповедание веры в Иисуса и признание своей принадлежности к христианству.

В наше время не нужно утаивать свои религиозные чувства и предпочтения, нет необходимости «на песке» вычерчивать христианские символы. А хочется просто говорить людям с гордостью и радостью: «Я - христианин. Я - ученик Христов».

В канун торжеств Рождества Христова хотелось бы обратить ваше внимание на один из христианских символов, который непременно присутствует в праздничном меню. Ну конечно! Это рыба! Она могла бы занять достойное место на вашем праздничном столе в Сочельник. Можно попробовать приготовить рыбку в качестве главного блюда.

Иисус Христос сказал Симону Петру: «Ducinaltum… (Отплыви на глубину…)» (Лк 5,4). Возможно, Иисус и нам тихонечко говорит эти слова, подбадривая в нашем начинании? Услышали? Тогда… ВПЕРЕД на кухню!

Ингредиенты:

Для рыбы:

Судак
Лук репчатый - 2-3 шт
Несколько ломтиков батона
Укроп или другая зелень (по желанию)
Яйца сырые - 2 шт
Яйца отварные очищенные целые (мелкие) - 3 шт
Соль - по вкусу, но чуть больше обычного
Перец черный молотый

Для бульона:

Свекла сырая - 2 шт
Морковь сырая - 2 шт
Лук репчатый - 1 шт
Шелуха желтого и красного лука
Лавровый лист - 3-4 шт
Перец черный горошком
Соль - по вкусу
Вода

На нашем столе мирно лежит рыбка. В нашем исполнении - судак.

На местном рынке в г. Астрахани, где служит ваш покорный слуга, глаза разбегаются от рыбного ассортимента: карпы, судаки, щуки, сазаны (красивые - глаз не оторвать). Пожалуйста, не надо думать, что в моем лице вы видите специалиста по рыбам. Отнюдь. Но когда появляется человек в монашеском одеянии на рынке, он тут же становится обладателем ценной информации: название рыбки, место обитания, как чистить (продавцы столь любезны, что эта услуга бесплатно предлагается сразу на месте), как готовить, как хранить и т.д. С «ценным» продуктом, с чувством «частично исполненной затеи» (полностью она будет исполнена, когда рыбка окажется на праздничном столе и восторженные взгляды, жесты и реплики гостей дадут вам понять, как это безумно вкусно!), мы отправляемся домой.

Мирное «существование» рыбки заканчивается тогда, когда в наших руках появляется кухонный нож. Рыбу чистим от чешуи (если вам ее не почистили на рынке или в магазине в рыбном отделе), вынимаем жабры, срезаем все плавники, кроме хвостового, удаляем жаберную кость, но стараемся, чтобы голова осталась прикрепленной к телу по спинке. Затем пальцами проходим под кожей и отделяем ее от мяса. В месте спинного плавника под кожей подрезаем кости ножницами, стараясь не повредить кожу. Так доходим до хвоста, постепенно выворачивая кожу наизнанку. В конце ножницами отделяем хребет от хвостовой части, опять же, стараясь не повредить кожу.

Прежде чем приступить к приготовлению фарша, собираем отрезанные плавники, хребет и чешую (выбрасываем только жабры), заливаем литром воды и варим на очень маленьком огне прозрачный бульон, слегка посолив его. Бульон процеживаем.

Готовим фарш.

Несколько ломтиков батона покрываем молоком и даем полностью размякнуть.

Лук мелко режем и половину пассеруем на растительном масле, а другую половину оставляем сырой.

Мясо отделяем от костей (кости не выбрасывать, а завернуть в марлю и поместить в бульон для наваристости, в котором будет «томиться» наша рыбка) и пропускаем через мясорубку. В фарш добавляем ломтики батона, пассерованный и сырой лук, соль, перец, измельченную зелень, два сырых яйца. Все перемешиваем.

Фаршем наполняем рыбу, но не слишком плотно, а так, чтобы она приняла естественные очертания. Иногда в середину рыбы вкладывают отваренные яйца, чтобы в разрезе рыбные ломтики смотрелись эффектней. Опытные хозяйки говорят, что яйца внутри рыбы помогают сохранять более округлую форму при варке и не позволяют рыбе становится плоской.

На дно кастрюли кладем луковую шелуху, очищенные и порезанные кружочками свеклу и морковь, целую очищенную луковицу, лавровый лист, перец горошком.

Затем укладываем рыбу брюшком вниз, спинкой вверх и заливаем бульоном. Солим бульон. Варим рыбу при закрытой крышке около 1-1,5 часов, сняв в начале пену. Дожидаемся полного остывания и только тогда вынимаем рыбу, стараясь, чтобы голова не оторвалась.

Бульон процеживаем, подогреваем и вводим желатин, согласно инструкции. На блюдо выкладываем рыбу, заливаем небольшим количеством желе, даем хорошо застыть и украшаем лимоном, свеклой, морковью, зеленью.

Ну что ж, главное блюдо на Сочельник готово! Приятного аппетита!

Хорошего и благодатного Адвента и счастливого Рождества Христова!

С любовью во Христе искренне ваш

о. Петр М. Корнелюк OFMConv

Рускатолик

3. Картофельные оладьи

На рождественский стол всегда хочется поставить блюдо, наполненное чем-то вкусным и красивым. И желательно при этом быстро приготовленным. И тут на помощь нам могут прийти рецепты из нашей обычной, не праздничной, жизни.

Картофельные оладьи - пища весьма распространенная в Белоруссии и на Украине. Существует множество рецептов этого блюда. Основными его ингредиентами являются картофель, яйца и мука. Картофельные оладьи, во многих семьях именуемые также драниками, делают также с луком, яблоками, морковью, чесноком, пастернаком и цукини. Главное не забывать, что главный ингредиент в них все-таки картофель. Если вы хотите приготовить это блюдо быстро, то стоит использовать крупную терку. В этом случае оладьи получатся с хрустящими краюшками и будут чем-то напоминать примятые пучки соломы. Вероятно, именно солому использовала Мария, чтобы утеплить ясли в холодной пещере в ночь Рождества. Если вы хотите, чтобы драники были мягкими, стоит использовать мелкую терку. Тогда они будут похожи на нежное мягкое одеяло или попону ослика, в которую Марии пришлось завернуть Малыша. Кстати, в такие оладьи можно сделать начинку. Если в тесто добавить побольше муки, оно станет более вязким и начинка из пассированного лука и моркови может придать блюду особый вкус.

Интересно, что драники являются праздничным блюдом у иудеев, которые в дни, когда мы ожидаем Рождество Христово, вспоминают о событиях так же связанных с явлением света Божьего и Господнего присутствия в человеческой истории. В иудейской традиции праздник Хануки длится восемь дней, в каждый из которых евреи будут зажигать по одной свече на специальном светильнике, именуемом ханукией.

Евреи называют картофельные оладьи латкес. Это слово произошло от белорусского «аладка». Интересно, что в славянских языках слово «оладья» появилось от греческого «элаион». Так называли лепешку, поджаренную на оливковом масле. Вероятно, именно такие лепешки готовили евреи, когда зародился праздник Хануки. В Средние века их готовили из гречневой муки. Их коричневый цвет напоминал о гонениях, которым подвергались евреи во многих странах. А с появлением картофеля в Европе латкес стали празднично золотого цвета, цвета надежды на избавления.

Еврейские хозяйки знают, как придать оладьям желтый цвет. Нужно чтобы картофель был крахмальных сортов, т.е. максимально желтым и сухим. Чем меньше влаги, тем красивее будет цвет. И второй момент - не нужно жалеть масла. Латкес жарится практически во фритюре. Потом выкладывается на салфетку, чтобы лишнее масло стекло. И еще латкес никогда не разогревают. Их нужно есть горячими, с пылу с жару, чтобы они хрустели на зубах и корочка не теряла своей красоты. Одна из задач этого блюда напомнить о стойкости еврейского народа и о том свете веры, которым наполнены ханукальные дни.

Анна Гольдина

Статья полностью на Gaudete.ru

4. Борщ

Для многих семей традиционным рождественским блюдом является борщ. Для трапезы в Сочельник его принято делать без мяса. Это связано с тем, что в прежние времена 24 декабря было днем строго поста. А вот когда же этот самый борщ впервые появился на праздничном столе сказать трудно. В старинных книгах красный суп впервые упоминается именно с таким названием только в XVII веке. Хотя известно, что еще средневековые рыцари варили похлебку из капусты и свеклы. Современный борщ появился, как утверждает предание, в 1638 г., когда турецкие полчища под предводительством Гуссейна Дели на суше и Пиали-паши на море осадили Азовскую крепость. Три с половиной месяца длилось «азовское сидение». Продукты были на исходе. И тогда казаки решили сварить суп из того, что осталось: из капусты, картошки и свеклы. Постепенно свекольник входит в обиход в Российской империи и в соседних странах. Говорят, что это был любимый суп Екатерины II. В нем появляются новые ингредиенты: грудинка, сало, вареное мясо. Здесь все зависит от региона.

Происхождение названия связывают с цветом супа, предполагая, что корень «бор» родственен обозначению красного, бурого цвета у многих народов. Бором называют сосновый лес, где стволы деревьев как раз бурого цвета. А буковка «щ» приходит из слова «щи». Предполагается, что изначально суп назывался «бурые щи», а потом он стал называться привычным словом «борщ». Кстати, у многих народов, населявших территории Российской империи, слово «щи» означало не что иное, как призыв быстро сесть за стол и утолить голод.

Своему появлению на праздничном столе борщ также обязан своему цвету. Красный и фиолетовый, как известно, литургические цвета. Красный символизирует праздник. Фиолетовый -покаяние. Какого цвета получится суп зависит от мастерства хозяйки и от выбранного рецепта. При желании борщ можно сделать всего за пару минут.

На дно кастрюли выкладываем тонко нашинкованную капусту, мелко нарезанный лук, натертую на терке морковь и нарезанный брусочками картофель. При желании морковь и лук можно немного пропассеровать. Заливаем овощи водой и ставим на огонь. Как только вода закипит, заправляем суп томатной пастой или крупно нарезанными помидорами, которые также можно пропассеровать. Когда суп прокипит в течении 5-7 минут, добавляем сырую свеклу. Свеклу нужно натереть на крупной терке и обильно смочить лимонным соком. Дать постоять минут 15, а потом засыпать в суп. Как только борщ еще раз закипит, уменьшить огонь, посолить, добавить сахар и приправы по вкусу. Затем снять с огня и оставить «доходить» в теплом месте. Можно завернуть кастрюлю в газеты и даже в одеяло. Или же разлить борщ по глиняным горшочкам, закрыть крышки и поставить в духовку, разогретую до 150 градусов. Через полчаса суп будет готов. Дети всегда замечают, что цвет борща похож на цвет свечей на венке Адвента.

Анна Гольдина

Статья полностью на Gaudete.ru

5. Омлет

А еще на стол можно поставить омлет. Почему? Яйца в христианской традиции - это очень важный символ (вспомните Пасху). Это символ жизни, возрождения, а Христос и есть сама Жизнь. Яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. А начиналось-то все именно в Рождественскую ночь, когда мы садимся за праздничный стол. Омлет может быть как "пустой", так и, например, с овощами и/или сыром. Овощи могут быть символом даров Бога человеку, а сыр как молочный продукт, нежный на вкус, символом жертвенной любви Бога - Он питает нас Словом и Своим Телом подобно тому, как мать кормит свое дитя молоком.

Пример "овощного" омлета, но вообще вариантов можно придумать великое множество, главное, не бояться эксперементировать.

6. Вареный картофель

Да-да, просто картофель. Почему бы и нет? Это блюдо может послужить напоминанием о том, что праздник Рождества реально вот-вот настанет. В Скандинавии есть своего рода "адвент-календарь" из картофелины и спичек, которому придают вид поросенка - в его спину втыкают спички по числу дней Адвента и каждый день по одной вынимают. Скандинавы знают, что в то время, как уменьшается число спичек в "картофельном поросенке", в хлеву жиреет его живой собрат. Сегодня, в Сочельник, мы едим постную картошку, а вот в Рождество сможем поесть и блюда из мяса.

7. Сочиво

Со́чиво - сок из семян, употребляемый для приправы, вместо масла, а также пища, приправленная этим соком. Часто так называли особое постное блюдо (кутью) из обваренных зёрен пшеницы, иногда риса или чечевицы (сочевицы), смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком («сочивом», откуда и происходит название) и с мёдом. Сочельник (сочевник) есть навечерие (канун) праздника. Раньше в Рождественский Сочельник соблюдался строгий пост, а потому сочиво было очень кстати. Сейчас это блюдо относится к традиционным в определенных местностях (в частности Россия, Белоруссия, Украина).
Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8). Потребление сочива также согласуется со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31-36).

Приготовление

Составные части: 1 стакан зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки мёда, сахар по вкусу.

Порядок приготовления:

Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде. Одновременно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мёд, всё перемешивают и добавляют к пшенице. В конце добавляют толчёные ядра грецких орехов.

8. Фасолевый салат

Стручки фасоли таят в себе семена, которые призваны дать новую жизнь. Можно так же провести аналогию с семенами веры, что мы призваны сеять. Потому фасоль на столе будет очень уместна. Приводу рецепт салата, который можно приготовить буквально за 5 минут.

Нужно:

1 банка консервированной белой фасоли
1 банка консервированной красной фасоли
1 банка консервированной кукурузы
1 пакетик сухариков со вкусом "Дымок"
Майонез (или сметана на любителя)
Соль

Можно немного провести аналогию с образом Божьего Милосердия. Белый цвет символизирует Воду, что истекла из Сердца Иисуса на Кресте, которая омывает и оправдывает души, а красный цвет - означает Кровь, являющуюся жизнью душ. Желтый цвет кукурузы - цвет солнца. Христос есть Солнце правды. Хлеб (сухари) - символ того, что Иисус есть Хлеб живой, сшедший с небес (Иоан.6:51). Соль и майонез для вкуса добавляются, но и в них можно увидеть символы - соль предохраняет от порчи, равно как и вера и заповеди предохраняют наши души от порчи, а майонез из яйца, а про яйца см. выше. Впрочем, так ли важны символы? Главное, чтобы вкусно, а оно так - я пробовала.

Ингредиенты высыпать в миску, тщательно перемешать, полить майонезом и посыпать солью по вкусу. Сухарики, в принципе, можно брать и другие (с чесноком, например). 5 минут максимум и готово, а главное не надо никакой обработки.

9. Бутерброды с икрой.

Икра опять же - источник новой жизни, про хлеб и молочные продукты мы уже говорили.

10) Сырная елка

Оригинальная закуска, сочетающая в себе два символа. Про сыр см. выше, ель - это символ Древа Жизни.
Сырная нарезка нанизывается на деревянную палочку так, чтобы по форме конструкция напоминала елку.

11) Яблоки (свежие, печеные и т.п.)

Яблоко по преданию и послужило тем плодом, из-за которого произошло грехопадение человечества, и стало необходимым пришествие в мир Спасителя.

12) Оливки

Оливковая ветвь является символом мира, перемирия. По Библии, была принесена Ною голубем в знак того, что гнев Бога на людей стих, и Всемирный потоп прекратился (Быт. 8:11). Оливковое деревце выросло самым первым после потопа, и поэтому его ветвь стала вестью о мире между Богом и человеком.

13) Облатки

Облатка - тонкий листок выпеченного пресного теста.

Традиция благословлять в Сочельник Рождества Христова облатки (рождественский хлеб) и делиться ею существует среди ряда католических народов Восточной Европы: поляков, словаков, литовцев; благодаря польскому влиянию этот обычай популярен и среди многих католиков России. Такие облатки называются Облатками Сочельника (польск. optatki wigilijne). Они изготавливаются в виде листка круглой, прямоугольной или иной формы, как правило, с тиснеными изображениями на рождественские темы или христианскими символами. Во время праздничного ужина в Сочельник одна или несколько облаток часто кладутся в центре стола поверх сена или маленькой подушки, набитой сеном, что символически напоминает о Младенце-Христе, лежавшем на сене в вифлеемских яслях (это особым образом соотносится и со значением слова «Вифлеем», которое переводится как «Дом хлеба»). После благословения облатки происходит их преломление: участники ужина по очереди предлагают друг другу отломить и съесть кусочек облатки, обмениваясь при этом своими поздравлениями и пожеланиями. Обычно эти облатки белого цвета.
Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 962.

Ну вот, обычай про 12 блюд (по числу апостолов) в Сочельник мы выполнили кое-как, а про само Рождество в следующий раз.

рецепт, цитаты, статьи, кулинария, история, готовимся к Рождеству, Рождество, религия, религпросвет, праздники, традиции, Библия

Previous post Next post
Up