Ергаки-2021. Часть 1

Feb 02, 2022 11:00

19 июля 2021 года в 7 утра наша группа из 10 человек из Прокопьевска, Белово, Новосибирска и Москвы вышла из поезда в Абакане - столице Республики Хакасия, чтобы пройти 6-дневный пеший поход в Ергаках - природном парке на юге Красноярского края. Нас уже ждал водитель микроавтобуса с прицепом. Рюкзаки уложили в прицеп, накрыли брезентом и привязали. Мы разместились в автобусе и поехали. Сделали остановку в Танзыбее, чтобы покушать в кафе. В 11 часов заехали в визит-центр у Тармазаковского моста, отметились в журнале посетителей (оставили информацию о численности группы, маршруте, дате возвращения и контакты) и через несколько минут езды от визит-центра прибыли к началу тропы на озеро Радужное. Здесь начинался наш маршрут. Полчаса примерно ушло на то, чтобы выгрузиться, размяться, надеть рюкзаки и стартовать. Наша цель на сегодня - подняться к озеру Радужное и перевалу Спящий Саян, оттуда спуститься к озеру Лазурное.

Звездочками помечены Валины фотографии, без звездочек - мои.

1. Речка Нижняя Буйба, на горизонте - хребет Спящий Саян

2*. Тропа в начале маршрута

Сначала тропа идет вдоль рек Нижняя Буйба и Малая Буйба по довольно ровной местности, тропа отсыпана. Затем начинается подъем к озеру Радужное с набором высоты, во многих местах на тропе расположены лестницы, сваренные из железных прутьев. Перил у лестницы нет, идти надо внимательно, так как можно оступиться. Валя так провалилась ногой между ступеньками и больно ударилась о железо (потом проклинала эти лестницы и сами Ергаки впридачу).

3*. Озеро Радужное, в центре на горе позади озера виднеется Висячий камень - достопримечательность Ергаков (его вес 500-600 тонн)

Раньше туристы стояли на озере, но по экологическим причинам стоянку на озере запретили. Сейчас тут нельзя даже купаться, но некоторые туристы нарушают запреты. Стоянка для туристов есть немного подальше (обойти озеро справа) - на речке Малая Буйба. А мы немного отдыхаем, фотографируем, перекусываем и идем дальше. Обычно днем мы не готовили обеды из-за экономии времени, а перекусывали сухим пайком (орехи, сухофрукты, печенье, сало) и водой.

4*. Идем дальше по тропе от озера, скоро настилы кончаются и начинается подъем по обычной тропе

5. Зона леса выше озера Радужного, путь к Спящему Саяну

Поднимаемся на небольшое плато, где снова отдыхаем. Периодически в этот день накрапывал дождик. Высота плато - 1680 м, высота на уровне Радужного озера - 1460 м, а начинался наш маршрут с высоты 1300 м. Сюда приходит довольно много туристов на однодневные маршруты, то есть без больших рюкзаков. Тут тоже есть небольшие озерца, оставшиеся от таяния снега.

6*. Голова Спящего Саяна

Наш путь по плану лежит вдоль этой головы (налево), а потом, где она кончается, мы должны спускаться вниз. Но по некоторым причинам мы решаем, что сейчас пойдем другим путем - спустимся вниз в долину, лежащую перед нами.

7*. Спуск по каменно-снежной осыпи. На горизонте - скальный массив Каменный замок

Спустившись вниз часов в 5 вечера, решаем, что пора ставить лагерь: все устали. Здесь подходящее место - есть ручей, есть ровная площадка под палатки. Первый ходовой день окончен. Прошли 7,5 км за 5 часов 20 минут с набором высоты 380 м. Спать легли очень рано - в 8 часов вечера.

8. Наша первая стоянка (спустились с того понижения в центре, что на горизонте)

9. Есть дрова и есть костер (готовили на газе, а костер для уюта)

Так как стоянка здесь не была запланирована, а вышла по необходимости, нужно было понять, как мы будем подниматься снова на хребет, с которого ушли. Очевидных путей подъема (на карте и визуально) не было, поэтому я в тот день еще сходила "на разведку". Хорошего пути не нашла, нашла не очень хороший. Утром погода снова солнечная. Еще до завтрака я увидела другой путь подъема (не тот, что нашла вчера) и решила его разведать. Минут за 25 поднялась и дошла почти до той тропы, по которой мы должны двигаться дальше. Это меня очень обрадовало. Мы стоим в красивом цирке. Цирк в горах - это такая долина, окруженная с трех-четырех сторон горами.

10. Скала Кит

11. Наша группа (без меня) на фоне Каменного замка

Возраст участников похода от 12 до 60 лет, большинство из нас друг другу родственники. Слева направо на фото: Инна с дочерью Аллой (12 лет), Аня (19 лет), Валя (14 лет), Галя с дочерью Дашей, Марина с мужем Сережей и сыном Сережей. Все кроме Инны, Аллы и Даши уже были неоднократно в Ергаках (кто-то больше, кто-то меньше раз). Так как запись открытая, а не все участники хотели бы видеть в интернете свои фото крупным планом, то фото людей будут в основном такие.

Выходим в 9 утра и начинаем подъем по крумнику с огромными камнями. Инна, Алла, Валя и Аня довольно резво уходят вперед и поджидают нас, фотографируя с высоты.

12*. Курумник и мы

13. Дошли до отвесной скалы, поднимаемся вдоль нее наверх

14*. Панорама (справа  - Кит)

Поднялись до тропы, дальше она идет горизонтально вдоль хребта Спящий Саян, пока не дойдем до места спуска - перевала Спящий Саян. Идти нетрудно, но в одном месте Инна подвернула ногу (у нее не было треккинговой обуви с высоким и жестким голеностопом). На помощь приходит эластичный бинт. Я отдаю Инне наши 2 палки (у нас с Валей остается еще по одной палке), опираясь на них, ей идти легче. В одном месте увидели тур, но я помню, что место спуска выглядело по-другому, поэтому проходим мимо него и доходим до следующего тура, там спускаемся.

Доходим до одного неприятного места. Сверху над тропой довольно низко нависает камень (с рюкзаком не пройдешь), под ним всего два места, куда можно встать только одной ногой, а между ними - покатый гладкий камень, по которому сочится вода, внизу - обрыв. Посовещавшись, что пройти трудно, но можно, организуем переход так: Галя переходит без рюкзака на другую сторону, все участники снимают рюкзаки и передают их друг другу по цепочке, я передаю рюкзаки Гале через это неприятное место, а она относит и складывает их подальше. У старшего Сергея болит рука, он взять на себя основную роль по передаче рюкзаков не может. Потом, когда все рюкзаки передали, переходят участники: я показываю, куда поставить ногу сначала, куда потом, за что захватиться руками (маленькая расщелина в камне, можно взяться только кончиками пальцев), что надо рывком перешагнуть это место. Галя подаёт руку для страховки, я страхую с другой стороны. Все проходят нормально, только Даша начинает нервничать, а потом плакать и говорить, что она не сможет здесь пройти. Мы успокаиваем ее, ей нужно время прийти в себя. Потом Галя снимает и передает ей свои ботинки (Даша, как и Инна, тоже в кроссовках - не очень удобная и надежная обувь для таких походов), в ботинках Даша все-таки решается и переходит это место.

15. На фото не передать масштабов и всех особенностей этого места

16. Гладкий скользкий камень под наклоном и обрыв

Мы все собираемся под навесом камня и отдыхаем. В это время начинает накрапывать дождь. Отдохнули, надо идти дальше. И дождик как раз закончился. Аня, Валя и Алла идут довольно быстро, они почти всегда впереди всех. Сергей старший и Сергей младший - замыкающие. Сверху видим озерцо, но это еще не Лазурное (оно пока скрыто внизу за перегибом). На спуске снова начинается довольно крупный курумник. Нас начинают обгонять группы из 2-3 человек и одиночные туристы. Получается, все они прошли через то опасное место. Для опытных туристов оно нестрашное (но даже мне было не по себе и нужна была страховка в виде руки). Для тех, у кого есть боязнь высоты - очень неприятное.

17. Справа по ходу мощные скалы Спящего Саяна

18*. Вид на перевал Спящий Саян (со стороны цирка на пути к Лазурному озеру)

19*. Спустились на небольшое плато, но до Лазурного озера надо еще спускаться

Так как все уже сильно устали, то мы решаем сократить наш сегодняшний и завтрашний переход, и не спускаться к Лазурному озеру (нужно было бы еще спускаться, а на следующий день снова подниматься по одному и тому же пути, чтобы вернуться на это же плато). Справа слышим ручей, набираем там воды. Потом находим место для стоянки, неподалеку уже есть палатка. В этот день прошли 3,8 км за 7,5 часов с набором высоты 220 м. По курумнику ходить очень тяжело, да и группа у нас неспортивная. Зато мы дружно разбиваем лагерь, идем за водой, желающие моются в ручье. Марина у нас готовит еду в течение всего похода (ей так удобнее), посуду моем по очереди. Место оказалось очень удобное - много больших плоских камней, на которых удобно разложить продукты или вещи. Еще есть большой камень, за который мы договорились ходить в туалет. Проводим инструктаж по мусору: неразлагаемый мусор приносим с собой и складываем в пакет, на стоянках с костром мусор сжигаем, а несжигаемый несем с собой до конца похода.

В палатке перед сном спрашиваю Инну, было ли ей страшно в том сложном для нас месте, которое мы сегодня проходили. Отвечает, что было очень страшно, но она не подавала вида. Я говорю, что самой мне было не так страшно, но было очень страшно за остальных, что кто-то оступится и полетит вниз, что мы тогда будем делать и как жить дальше? А наши дети ответили, что им не было там страшно.

20. Наша вторая стоянка

21. Наши соседи по стоянке

22. А вот сюда нам надо, чтобы попасть на следующую стоянку - на озеро Художников

На фото вверху есть два понижения в хребте - это перевалы Тайгиш-3 (слева) и Тайгиш-2 (справа). Не попал в кадр перевал Тайгиш-1 (он правее перевала Тайгиш-2). В каталоге перевалов на сайте т/к "Вестра" есть еще перевал Тайгиш-4, но на картах он не обозначен. Нам нужен самый простой из них - Тайгиш-2. Летом его категория трудности 1А (самая простая из категорийных перевалов). Такой перевал проходится без специального дополнительного снаряжения. Путь на перевал - крутая тропа, сначала по траве, потом по скалам.

23. Кто-то привык ходить с палками (на таком склоне надо было палку укоротить)

24. Кто-то идет без палок

При подъеме на перевал встречается один узкий кулуар, где с рюкзаком не пролезть. Снимаешь рюкзак, передаешь его тому, кто вверху, потом пролезаешь сам и помогаешь следующему участнику.

25. Этот кулуар сверху выглядит так, но опять не передаются его размеры (ширина, высота, крутизна)

26. И вот мы на перевале

Можно скинуть рюкзаки, отдохнуть, перекусить, полюбоваться и пофотографировать виды Ергаков, которые я покажу в следующей части. Продолжение про этот поход в следующей записи. По тегу "Ергаки" наши прошлые походы.

Ергаки, путешествия, Красноярский край, каникулы, туризм, фото