Ергаки-2021. Часть 2

Feb 15, 2022 13:02

В первой части рассказа о походе в Ергаки я остановилась на том, что мы забрались на перевал Тайгиш-2 со стороны озера Лазурное. Виды отсюда открываются впечатляющие. На панорамном фото ниже видны:
1. Зуб Дракона (2176 м);
2. Пик Звездный (2265 м) - высочайшая точка массива Ергаки;
3. Птица (2221 м) ;
4, 5, 6. Толстый Брат, Тонкий Брат и Парабола - две вершины и перевал между ними. Здесь они плохо просматриваются, так как их классический картиночный вид снимается снизу, с озера Художников.
7. Озеро Художников.

Звездочками помечены Валины фотографии, без звездочек - мои.

1*. Панорама Ергаков с перевала Тайгиш-2

2. Звездный и Птица (на переднем плане слева ниже их - Тонкий брат)

3. Зуб Дракона (слева вдали) и Толстый Брат (в правом нижнем углу)

4. Предположительно эта скала называется Верблюд (но я не уверена, не нашла точной информации это он или нет)

5*. Долина реки Левый Тайгиш

После отдыха на перевале двигаемся дальше. Казалось бы, в горах спускаться с перевала легче, чем подниматься, но это далеко не всегда так. Тут спуск несложный, и всё равно он выматывает, хотя поначалу нет курумника, нет сыпухи, а есть только тропа среди камней и кустарников. Но идти по ней нужно очень осторожно, внимательно выбирая, куда поставить ногу. В какой-то момент Валя наступила на мелкие камушки на тропе, которые покатились под ее ботинками, ноги уехали по ним вперед, а сама она упала назад, рефлекторно выставив назад руки для опоры. Одну руку она очень сильно при этом ударила и громко закричала. Первое, что я подумала в этот момент: "Только бы не перелом!" Подбежав, осмотрев и ощупав руку, я облегченно вздохнула: все в порядке, только небольшой ушиб.

Следующий раз на спуске некоторым участникам пришлось поволноваться, когда на тропе встретился гладкий наклонный камень высотой 2-2,5 метра, который никак нельзя было обойти - слева были скалы, а справа отвесные обрывы с еще большей высотой. Без рюкзака в хороших ботинках этот спуск проходится легко. Поэтому мы все сняли рюкзаки и Сергей стал передавать их вниз на веревке, а внизу мы с Аней их снимали с веревки и оттаскивали на площадку пониже. Потом Сергей привязал веревку к кустам (за которые невозможно было взяться руками, так как веточки были тоненькие, выскакивали из рук, и их длины не хватало, чтобы спуститься), и остальные спустились по этому камню, подстраховываясь веревкой. Веревку Сергей сдёрнул. Ниже на фото я пыталась сфотографировать это место уже после того, как мы его прошли. Но фото получилось неинформативное, т.к. снимала я фотоаппаратом с объективом, в который это место в полном объеме не помещается, а телефоном я не догадалась сфотографировать, а также потому, что на фото нет людей для понимания масштаба (пока люди спускались я тоже не смогла сфотографировать, так как держала веревку внизу, чтобы она была натянутой и фиксированной).

6. Участок, где для спуска пришлось натянуть веревочные перила

7. Каменные исполины (масштабы этих глыб можно понять по деревьям, которые на фото кажутся маленькой травкой)

В процессе спуска нам несколько раз еще приходилось снимать рюкзаки и передавать их на тропе сверху вниз, так как в некоторых местах с рюкзаком спуститься было тяжело. Потом тропа пошла по относительно пологому месту, но начался курумник.

8. Редкие кусочки ровной тропы между курумником

К концу спуска начал накрапывать дождик, а вокруг стали сгущаться тучи. Поэтому на первой же попавшейся удобной поляне мы решили разбить лагерь. До берега озера Художников было метров 200 (далековато, но на самом озере ставить палатку теперь нельзя по той же причине, что и на Радужном - слишком близкое и активное пребывание человека стало нарушать экосистему озера. Быстро-быстро поставили палатки, закинули внутрь вещи и залезли сами, как начался дождь - первый дождь за наш поход. Вообще, летний поход в Ергаках без дождя - небывалое явление, почти невероятное. Дожди тут бывают регулярно, так что нам сказочно повезло, что дождь случился только на третий день похода, и уже тогда, когда мы были в палатках. Лежим мы в палатке, спать еще рано, болтаем. Дождь слегка утих, но еще не закончился. Вдруг около палатки раздается Сережин голос, чтобы мы посуду для ужина достали и дали ему. Мы удивились и послушались. А потом оба Сергея приносят нам в ней еду на ужин. Оказывается, Марина решила, что дождь будет долгим, и они натянули прямо под дождем тент (тогда, когда мы уже залезли в палатку) и она приготовила под тентом ужин. Поели в палатках, в тепле. Наевшись и одевшись потеплее, вышли на улицу, когда дождь уже закончился. Чай пили уже на улице.

Вообще, на озере Художников всегда очень много людей. Основная часть палаток - на северном берегу, мы же встали ближе к южной части озера, которая ближе к перевалу Тайгиш, там обычно людей значительно меньше, ближайшие к нам соседи стояли метрах в 100 от нас. Раньше стоянки были у самого берега, но сейчас ставить палатку рядом с озером запрещено, об это предупреждают всех туристов, которые отмечаются перед началом маршрута в визит-центре парка. Об этом же напоминают полосатые ленты, натянутые вдоль берега озера между деревьями на расстоянии около 100 метров от берегов. Пройти под ними за водой к озеру можно, но вот стоять с палаткой на озере нельзя (нельзя также купаться, мыть посуду). Вообще, конечно, вид этих лент в таком красивейшем месте очень удручает, сами ленты выглядят как нечто чужеродное природе этих мест, как мусор. Но и вызвано их появление здесь именно неразумным и небрежным поведением человека в этих местах. Хотя не каждый пойдет сюда в поход, но много любителей природы, которым добраться сюда с рюкзаком не составляет труда. А среди них, увы, очень много людей, не понимающих, что недопустимо вести себя на природе как в городе - бросать и оставлять после себя мусор (упаковку от еды, прокладки и прочие атрибуты "цивилизации").

Утром погода была снова солнечной. По первоначальному плану у нас должна была быть днёвка на озере Художников. Но мы немного отстали от графика, и поэтому время у нас было только на полуднёвку. Поэтому после завтрака половина из нас отправилась вниз по речке Левый Тайгиш к Малахитовой ванне, а половина осталась отдохнуть в лагере. Малахитовая ванна - небольшое озерцо, образовавшееся в разливе Левого Тайгиша, получившее своё название благодаря красивому оттенку воды.

9. Наша стоянка на озере Художников

10. Тонкий Брат

Спуск по тропе от озера Художников до Малахитовой ванны совсем простой, но как и везде, нужно проявлять внимательность. Тропы идут по обеим берегам речки. Местами на речке встречаются небольшие водопады. Расстояние от озера Художников до Малахитовой ванны небольшое, у нас спуск и подъем заняли 2 часа.

11. Левый Тайгиш

12. Водопад высотой 1-1,5 метра

13. Малахитовая ванна (вид сверху)

14. Серёжа, Галя, Даша, Аня

Вода чистейшая и очень холодная. Но манит искупаться. Мы не раздумывали, быстро надели купальники и устроили купание, пока хватало сил держаться в этой ледяной воде. Галя сказала, что исполнилась ее мечта, так как она давно хотела дойти до Малахитовой ванны и искупаться в ней, но во всех ее предыдущих походах что-то мешало - то не хватало времени и сил, то погода была намного хуже. А сейчас всё сошлось.

15. Глубина до 1,5 метров примерно

16. Вода, ненадолго задерживаясь в Малахитовой ванне, перетекает через ее край и несется дальше

После возвращения в лагерь мы пообедали и стали собираться дальше - на озеро Горных Духов. Расстояние до него тоже небольшое, но идти надо вверх по довольно крутой тропе, а с рюкзаками это намного тяжелее, чем налегке, и придется делать много привалов для отдыха. Потихоньку, не торопясь, мы дошли до северной стороны озера Горных Духов, но стоянку планировали сделать на южном берегу, потому что так будет ближе к перевалу Птица, который мы планировали проходить на следующий день. Берега озера Горных Духов покрыты курумником, так что идти по ним тоже не слишком легко.

17. Восточный берег озера Горных Духов

18. Западный берег озера Горных Духов, где идет тропа

На фото выше можно представить себе путь, по которому мы будем подниматься на перевал Птица в следующий день: прямо по насыпи камней идет тропа, которая потом уходит вправо за вершину Птица.

19. Сад камней на северном берегу озера

20. Вид на озеро Горных Духов с юга

Стоянку сделали недалеко из ручья, выбегающего из озерца чуть выше озера Горных Духов. На этом озере редко кто останавливается на ночлег. Большинство групп, которые здесь ходят, посильнее нашей, и проходят это озеро мимо, преодолевая за один день маршрут от озера Светлого к озеру Художников или наоборот. Но у нас были соседи на этой стоянке: неподалеку  был разбит лагерь, где были мужчина и 2 женщины. Мужчина приходил пообщаться с Сергеем о том, о сём. После ужина Сережа (сын Марины и Сергея) решил сходить на перевал Парабола, который отделяет озера Художников и Горных Духов. Со стороны озера Художников скалы отвесные и гладкие, а со стороны озера Горных Духов тропа пологая. Я немного волновалась за него, так как солнце уже зашло и начинались сумерки, хотя фонарик он взял, но мало ли что может произойти в темное время суток. Весь путь его подъема мы следили за ним снизу, из лагеря. Но он сходил, пофотографировал там наверху и вернулся назад очень довольный. Сказал, что там даже есть костровище (то есть люди брали и несли снизу дрова, чтобы пожечь наверху на перевале костер). А ближайшие дрова в окрестностях озера Горных Духов можно достать только на северной оконечности озера - там есть небольшие кустарники и маленькие кедры.

Утром снова ясное небо и солнце - да мы везунчики! Среди камней видели какого-то грызуна (кажется, это была крупная мышь), но сфотографировать я его не успела.

23. Наша стоянка на озере Горных Духов, под перевалом Парабола

24. Позирую на камне

25. Наша группа (без двух человек) на 5-й день похода

Ну а дальше, после небольшого перехода по равнине начался подъем на перевал Птица (2097 м). Поднимались мы с высоты около 1600 м, поэтому набор высоты был около 500 м.

26. Галя и Даша в начале подъема (позади них снежник)

27. Карабкаемся по камням (тот снежник, что на фото 26, уже далеко внизу)

Идем, отдыхаем и снова идем, иногда развлекаем себя песнями на привалах, попутно обсуждая, кому что нравится. Еще я активно фотографирую цветочки, которых очень много на этом подъеме, растут на небольших участках почвы между камней. Когда-то я даже делала запись о цветах Ергаков.

28. Фиалки

29. Бадан (розовый) и водосбор (синий)

30. Водосбор

31. Дроникум

32. Змеевик

34. Горечавка (?)

35. Водосбор

36. Купальница ("огоньки" или "жарки́")

По пути подъема нас обогнала пара групп, еще навстречу встречались люди налегке, идущие со Светлого. На этой тропе уже довольно людно. Поднялись на перевал и я почувствовала, что в этом походе для меня он показался самым трудным. Ну ничего, зато я знаю, что спуск к озеру Светлое с перевала будет нетрудным. Правда, сначала он тоже идет по довольно крупному курумнику, и только потом камни заканчиваются, и тропа довольно полого спускается к озеру. Из-за усталости и того, что я спускалась по этой тропе уже несколько раз раньше (в 2015-2016 гг.), я ничего не фотографирую, даже озеро Светлое, хотя вид на него сверху красивый. Само озеро довольно большое (около 1 км в длину и около 400 м в ширину), и вблизи его трудно снять целиком, а вот в начале спуска с перевала Птица оно видно как на ладони.

37. Поляна водосбора с лилиями на переднем плане вблизи озера Светлое

Найти стоянку на озере Светлое  - дело довольно непростое. Здесь каждый пятачок занят палатками. Обычно Галя с Мариной стоят в одном и том же месте, на этот раз само это место не занято, но по правилам парка стоянка на нем запрещена, так как оно находится слишком близко к воде. Ищем места повыше, проблема и в том, что нам надо место не под одну, а под три палатки, и желательно поблизости друг от друга. Среди уже стоящих палаток находим места под наши палатки. Ребята из соседней палатки рассказали про утопленника в озере, которого забрали накануне нашего прихода. Мужчина пришел на озеро один, пошел купаться, с ним случился эпилептический приступ, и он утонул прямо напротив этого места, а обнаружил его наш сосед по стоянке. Ну что ж, небольшое возвращение к реальности и к несчастным случаям, которые могут случиться в жизни. Когда мы ставили палатки, слегка заморосил дождь. Кухню сделали под тентом, натянутым рядом с раскидистым кедром, получилось очень уютно. Неподалеку кругом стоят палатки разных групп, и уединиться для туалета бывает проблематично.

38. Утро на озере Светлое

Наутро мы, не торопясь, собрались, попрощались с озером и отправились по тропе вдоль ручья Тушканчик. Тропа несложная, в обоих направлениях по ней идет много людей.

39. Ручей Тушканчик

40. Арка из камней

Мы успели прийти как раз ко времени, когда нас должен был ждать водитель. Переоделись в чистую одежду, обувь, закинули рюкзаки в прицеп, сели в микроавтобус и отправились в Абакан. И тут нам очередной раз повезло в этом походе: начался сильный-сильный ливень, который промочил бы нас насквозь, начнись он раньше, когда мы еще шли. Да и тропа под таким ливнем мгновенно превратилась бы в жидкую грязь, а камни стали бы еще более скользкими. В Танзыбее мы традиционно поели в столовой. Обычная (непоходная) еда после похода кажется в 100 раз вкуснее. Позвонили всем близким, что с нами всё хорошо, чтобы не волновались. Приехали на вокзал, подождали поезда и вернулись домой.

P.S. Когда высаживались в Прокопьевске, я забыла в вагоне пакет с Валиными походными ботинками - он не влезал нам в рюкзаки, поэтому ехал отдельно. Поняла я это, когда ехали от вокзала домой (к маме). Поискала в интернете, можно ли как-то сообщить о потерянных вещах. Оставила заявку на сайте РЖД (надо указать номер билета, номер удостоверения личности, свои контакты): https://lost.fpc.ru. И очень быстро со мной связался начальник этого поезда. Поезд шел в Москву, и я договорилась с ним, что к прибытию поезда на вокзал придет Слава и заберет этот пакет. Так  моя рассеянность помогла мне меньше вещей везти из Прокопьевска в Москву :)

P.P.S. Через несколько дней после возвращения из похода мне прислали ссылку о нападении медведя на людей в Ергаках. Это было, правда, в другом районе, не там, где мы ходили. Однако, еще до нашего похода был еще один смертельный случай. Вот такие новости.

Ергаки, путешествия, Красноярский край, каникулы, туризм, фото