Путешествие по России и Монголии 1. Здание Национального музея Республики Тыва (новое здание музея было открыто 7 февраля 2008 года)
Мы приобрели билеты не только в музей (стоимостью 100 руб. для взрослых), но и на сборную экскурсию по постоянной экспозиции музея «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган «Аржаан -1» и «Аржаан - 2» (стоимостью 200 руб. для взрослых). Также приобрели билет на фотосъемку стоимостью 250 рублей.
До начала экскурсии мы успели посмотреть несколько залов музея самостоятельно. В основном они касались природных богатств Тувы - животного мира, полезных ископаемых, озер и источников, выдающихся гор. Рассказ о них заслуживает отдельной записи, которую я уже готовлю.
Данная запись будет посвящена археологическим и этнографическим экспонатам музея.
Официальное открытие музея состоялось в августе 1930 г. В Государственном музее ТНР были сформированы три отдела: «Природа», «Дореволюционная история», «Революционная Тува». Директором его был назначен Владимир Петрович Ермолаев (1892-1982 гг.), который в то время являлся первым и единственным профессиональным фотографом в Туве. Свыше 4-х тысяч негативов и фотографий краеведческой тематики от Тувы феодальной до Тувы социалистической составляют «золотой» фонд музея.
Источник:
История музея Мы также успели посмотреть фотографии В.П. Ермолаева и фотографии из истории музея.
Биография В.П. Ермолаева интересна, но стоит отдельно упомянуть факт, что В.П. Ермолаев участвовал в экспедиции по Сибири Фритьофа Нансена, который подарил Ермолаеву фотоаппарат. С этого подарка и началось увлечение В.П. Ермолаева фотографией. Его работы уникальны и хранятся не только в Национальном музее Республики Тывы, но и в Красноярском краевом краеведческом музее, играют важную роль в истории и этнографии Тувы. В.П. Ермолаев был не только фотографом, но и исследователем, краеведом, этнографом, писателем, членом Союза журналистов СССР, заслуженным музейным работником, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и почетными грамотами за творческий вклад в развитие художественной фотографии в Туве, пополнение фондов музея.
В 11 часов началась наша экскурсия «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган «Аржаан-1» и «Аржаан-2». Экскурсия проходит в "золотом зале" с лицензионной охраной, особенным освещением и запретом на фотосъемку. Рассказ был интересным, кое-какие пометки я себе делала, но их для связного рассказа мне не хватило, поэтому далее цитаты из интернет-источников. В большинстве источников встречается название Аржан, но встречается и название Аржаан, при копировании текстов из разных источников я не меняла названия.
АРЖАН-1
- Раскопки проводились в 1971-72 гг. Тувинским НИИ языка, литературы и истории, Ленинградским отделом Института археологии Академии Наук СССР.
- Курган "Аржан-1" получил свое название от одноименного поселка Аржан, расположенного поблизости (в 70 километрах к северо-западу от Кызыла и 26 километрах от Турана). Местное название кургана "Аржан-1" - Улуг-Хорум («Великий курган»).
- Наиболее вероятная дата захоронения -VIII-VII вв. до н. э.
- Захоронение практически полностью разграблено еще в древности.
- Обнаруженный погребальный инвентарь демонстрирует «скифскую триаду» - три характерных для скифской культуры археологических признака: оружие, конское снаряжение и звериный стиль (особый стиль изображения животных в древности).
- Самый древний скифский курган. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.
- Самый большой в диаметре курган на территории Республики Тыва. Диаметр 120 м, высота 3-4 м.
- В кургане захоронены 17 человек(«царь» и «царица», их приближенные и другие люди) и более 160 лошадей.
- Строение кургана. До раскопок насыпь из камня имела блюдцеобразную форму. На основании площадки кургана около 70 больших срубов из толстых (диаметр 30-85 см) лиственничных бревен. Вся нижняя часть кургана деревянная, покрыта сплошным бревенчатым потолком диаметр около 80 м, площадь около 5 тыс. кв. м. Первым был возведен центральный сруб; в нем похоронен («царь» и «царица», их приближенные и лошади «царя». Вокруг него радиальными рядами пристроены разные по площади и размерам срубы.
- Оружие: бронзовые кинжалы, чеканные бронзовые и костяные наконечники стрел, предметы конского снаряжения: уздечные наборы и их украшения. Удила со стремечко- и кольцевиднными окончаниями, псалии трех-дырчатые, в основном изогнутые, с грибовидной шляпкой. Много украшений узды из бронзы, золота, клыков лошади и кабана.
- Уникальные изделия - большая бронзовая бляха в виде свернувшегося в кольцо хищника семейства кошачьих, 5 бронзовых наверший с фигурками стоящих горных баранов, скульптурное изображение головы коня из рога, трехжелобчатые застежки из камня и дерева, покрытые золотой фольгой, гривна из узкой полосы листового золота, золотые серьги со щитком и бирюзовыми вставками, круглые и прямоугольные золотые бляшки, пронизки, бирюзовые бусы и бисер.
- После обработки и реставрации в Ленинграде материалы раскопок были переданы в Тувинский музей, где была открыта стационарная выставка «Курган Аржаан».
АРЖАН-2
- Раскопки проводились в 2001 году Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ.
- Наиболее вероятная дата захоронения - VI - V вв. до н. э.
- Строение кургана. Погребение было совершено в глубокой квадратной яме. На дне ее находилась погребальная камера - сруб с двойными стенами из бревен сибирской лиственницы. Дерево прекрасно сохранилось, археологам удалось зафиксировать все конструктивные особенности сооружения.
- Непотревоженное захоронение. Богатство погребального наряда и вещей, сопровождающих погребенных (мужчину и женщину), говорит о том, что они принадлежали к элите кочевой знати. Одной из причин сохранности данного захоронения ученые объясняют строением кургана: в центре расположена пустая камера, а "царское" захоронение располагается в стороне от центра.
- Перед лицами покойных уложены бронзовые зеркала. Оба погребенных были одеты в костюмы, украшенные золотыми нашивными бляшками, изображавшими хищника из рода кошачьих. Всего таких бляшек около пяти тысяч. По их расположению удалось "прочитать" узор, образуемый ими на одежде. Головные уборы украшены золотыми пластинамив виде лошадей, оленей, барсов. Женский головной убор венчали золотые шпилькис гравировками в зверином стиле и навершиями, одно из которых представляет собой фигурку стоящего оленя. В области шеи и на груди найдены серьги, многочисленные подвески и бусы из золота, бирюзы, сердолика и даже янтаря. На шее мужчины лежала массивная золотая гривна- символ власти. Штаны расшиты мельчайшим золотым бисером, голенища сапог обтянуты золотым листом.
- По углам погребальной камеры на вертикально установленных шестах был развешан "сопроводительный" инвентарь. Ближе к женщине висели золотая пектораль, кожаные сосуды с зерном, стояли деревянный ковш, бронзовая и каменные курильницы. Рядом с мужчиной висел парадный пояс, на портупее которого закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Все оружие в погребении сделано из железа, которое здесь только начало входить в обиход, а потому стоило дороже золота. Короткий меч-акинак, ножи, клевец и даже наконечники стрел украшены золотом, что было для тех времен новацией.
- Всего в кургане Аржан-2 было найдено более 11 000 предметов, из них более 5 000 золотых.
- В течение 2008 годаколлекция «Аржаан-2» была официально передана от Государственного Эрмитажа на постоянное хранение Национальному музею Республики Тыва, и уже 2 ноября 2008 г. бесценные археологические материалы во всем своем великолепии предстали в постоянной экспозиции «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2».
Ссылки:
Аржан // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)Золото Тувы // Наука и жизнь, 2002, №1История музея // Национальный музей Республики ТываВыставка "Сокровища "Долины царей" Тувы // Национальный музей Республики ТываАрхеологическая коллекция // Национальный музей Республики ТываВ.И. Гуляев. Скифы. Расцвет и падение великого царстваЗолото Долины царей // Итоги, 2002, №9Тува - родина скифов // Известия, 9 сентября 2002«Золотой зал» Национального музея Республики Тыва: к 5-летию открытия постоянной выставки «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2»АРЖА́Н // Большая Российская ЭнциклопедияЗолото скифов - мировая сенсация // Кызыл-ОнлайнАржан - тувинский Аркаим 2. Бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника (Аржан-1)
Фото:
Большая Российская Энциклопедия 3. Золотая гривна "царя" массой более 1,5 кг (Аржан-2)
Лицевая сторона гривны украшена расположенными друг за другом фигурками стоящих хищников семейства кошачьих.
Фото:
Достояние планеты 4. Золотая пектораль - женское нагрудное украшение с орнаментом в зверином стиле (Аржан-2)
Фото:
Достояние планеты 5. Золотое украшение головного убора (Аржан-2)
Фото:
Достояние планеты 6. Золотые бляшки - штамповка нескольких тысяч одинаковых фигурок (Аржан-2)
Фото:
Достояние планеты 7. Золотая шпилька с навершием в виде миниатюрной объёмной фигурки оленя (Аржан-2)
Изображение этой фигурки оленя стало эмблемой Национального музея Республики Тыва. Большая эмблема с изображением этого оленя украшает здание музея
Фото:
К.В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер. Золотые звери из долины царей. Открытия российско-германской археологической экспедиции в Туве Несколько моих фотографий для иллюстрации из залов музея, которые посвящены научным исследованиям курганов Аржаан-1 и Аржаан-2.
8. Макет строения кургана Аржан-1
9. Стенд, иллюстрирующий строение кургана Аржан-2
10. Реконструкция "царской" погребальной камеры кургана Аржан-2
11. Эскиз научной реконструкции одежды скифского царя
(выполнена в Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного Эрмитажа)
12. Эскиз научной реконструкции одежды скифской царицы (выполнена там же)
Далее выборочно мои фотографии из других залов музея и пояснения к ним.
13. Памятник в честь 80-летия тувинской письменности, выполненный в виде субургана высотой 108 см
Годом образования тувинской письменности считается 1930 год.
Статья "80 лет тувинской письменности: становление, развитие, перспективы" // Новые исследования Тувы, 2010, №4 Субурган (ступа) - буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, первоначально предназначенное для хранения священных предметов, позднее выступающее памятником, возводившимся в честь какого-то события.
14. Юрта снаружи
15. Юрта внутри
16. Женская половина юрты (справа от входа)
Традиционная мужская, женская и детская одежда тувинцев приспособлена для кочевого образа жизни.
17.
18.
19. Дерги - подвесные фигурные пряжки
Подвески дерги - одна из основных принадлежностей мужского костюма, их носили парными и вешали по бокам - слева и справа, но нередко пользовались и одной пряжкой. К пряжке слева подвешивали огниво, кисет для хранения табака, табакерку, а к пряжке справа - нож в ножнах. Нож в ножнах обычно носили за спиной. Перед входом в юрту мужчина снимает свой нож в ножнах с пояса и нож, прикрепелнный свободно, болтается сбоку.
Курительная трубка - необходимый атрибут для проведения различных обрядов, например, при сватовстве совершался традиционный обмен курительными трубками. Трубку обычно носили за правым голенищем.
20. Кисет для хранения табака, курительная трубка, табакерка и узорный мешочек
Женщины крепили к поясу игольник. Это было не только необходимо для регулярного рукоделия, но и по верованиям оберегало от злых сил.
Тувинские женские украшения делятся на следующие виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса. Накосники (чавага, боошкун) широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века.
21. Боошкун - накосное украшение незамужней девушки
22. Чавага - накосные украшения замужних женщин
23. Шаманский костюм для проведения шаманских обрядов
Монгуш Борахович Кенин-Лопсан (род. 1925) - доктор исторических наук, пожизненный президент тувинских шаманов, Почетный гражданин города Кызыла, обладатель многих наград и званий.
24. Стенд с фотографией М.Б. Кенин-Лопсана и принадлежавшими ему обрядовыми шаманскими предметами
25. Работы Тартыына Ю.Д. из поделочных камней - альмаголита, нефрита, оникса, серпентинита, тигрового глаза
Агальматолит - это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения. Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Благодаря тому, что его легко обрабатывать, используется я с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.
Источник:
Каталог Минералов.ru После обработки для придания изделию из агальматолита прочности его обжигают.
Именно в Туве сохранилось и продолжает развиваться редчайшее камнерезное искусство - резьба по агальматолиту. Этот солнечный камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики. Практически все жители села Кызыл-Даг, расположенного неподалеку от месторождения, владеют искусством резьбы по агальматолиту, который здесь называют чонар-даш - «податливый камень». В одной небольшой деревне проживают 27 членов Союза художников России, народный художник РФ, заслуженные художники Тывы. Они вырезают из чонар-даша фигурки животных: коней, верблюдов, оленей, а также сказочных львов-арзыланов, которые, как говорят легенды, никогда не показываются людям и лишь иногда посылают в селения своих младших наместников - собак. Во всем мире ценятся уникальные шахматы из этого камня, выполненные в особой местной стилистике: короля изображает лама, слона - верблюд, а в роли ферзя выступает грозный арзылан.
Источник:
Камнерезные работы мастера из Кызыл-Дага стоят в кабинетах федеральных чиновников Обилие ссылок и цитат в данной записи объясняется тем, что я хочу сохранить для себя все те материалы, которые я находила во время изучения особенностей экспонатов Национального музея Республики Тыва.