Даже не верится... Ансамбль, который по праву можно назвать музыкальным символом чилийской революции, ведёт свою историю с 26 июля 1965 года. Отцы-основатели - Хулио Нумхаузер и братья Эдуардо и Хулио Карраско - хотели, чтобы название напоминало имена героев, боровшихся с испанскими конкистадорами. Они же собирались играть музыку в народном стиле, на индейских инструментах! Долго листали испанско-мапучский словарь. В конце концов нашлось то, что надо: мощное по звучанию и подходящее по смыслу. "Три бороды" - Quila +payún. (В те годы вся прогрессивная молодёжь Латинской Америки носила бороды в знак солидарности с Кубой. Эти трое, соответственно, тоже.)
Эдуардо Карраско, которому 2 июля исполнилось 75 лет, возглавляет легендарный коллектив и поныне. Полвека - это очень долгий путь. Конечно, он был непростым. Движение "Новой чилийской песни". Предвыборная кампания Сальвадора Альенде. Три года счастливых надежд - и трагедия эмиграции. Возвращение на родину. Воссоединение в историческом составе - и судебные разборки с участниками, оставшимися в Париже. Сегодня в ансамбле играют уже два поколения: в строй встают сыновья. Такими они были в начале 70-х. Молодые, бесшабашные, отчаянно весёлые. Это в Чили, ещё до переворота. Когда казалось, что всё преодолеем, а противников искупаем в корыте (la batea - "корыто").
Военный переворот застал музыкантов во Франции, и это спасло им жизнь. Вдали от родины они сражаются песней и словом. Они по-прежнему ведут за собой. Да, им самим больно и трудно. Но в их силах сказать людям: "Диктатура не вечна!" Песня из монументального произведения Серхио Ортеги La Fragua ("Горнило") написана о событиях минувших. Но история сделала виток - и снова в Чили запрещена компартия, снова репрессии, тюрьмы и концлагеря. Вновь оплакивает родина своих детей, брошенных под роковые пули. "Верь, товарищ, партия возродится!" Солист - Карлос Кесада.
Инструментальная пьеса Эдуардо Карраско "Песня надежды" рвёт душу не меньше, чем предыдущее повествование. Они же полностью отдают себя музыке, буквально.
Последнее десятилетие 20 века было сложным для коллектива. Кто-то из участников после падения диктатуры Пиночета вернулся домой, кто-то остался во Франции. У руля в этот период был Родольфо Парада. Несколько человек покинули группу, недовольные его стилем руководства. В чём там было дело, бог весть, но так они могли попросту разбрестись - и исчезнуть. В 2002-2003 годах Карраско собирает в Чили исторический состав Quilapayún. Тех, с кем покидал страну тридцать лет назад. Из "старичков" в Париже остаются только Парада и вновь присоединившийся к группе Патрисио Кастильо (Patricio Castillo). Все остальные - пришедшие после, уже в эмиграции. Спор о праве на название зашёл в тупик и был передан в суд. Неприятная история, у которой решения, наверное, в принципе нет. На сегодняшний день так и существуют два ансамбля с несколько различным репертуаром.
Чилийский / исторический "Килапаюн". Уже совсем седые - но какие же красивые! Не растерявшие ни капли своей потрясающей харизмы. С ними на сцене Исмаэль Оддо, сын погибшего в 1991 году Вилли Оддо. Песня Виолеты Парра "Что скажет святой отец". Которую "Кила" исполняет аж с 1968 года с неизменным успехом. "Смотрите, как болтают они о рае. Сами же хладнокровно в людей стреляют!"