Туркестанская элита-11

Oct 02, 2012 05:42

Продолжение, начало в частях
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

С.М.Прокудин-Горский в электротеатре «Хива»




Интересные моменты выявились по связи Искандер-Романова и С.М.Прокудина-Горского. Увлечение пионера русской цветной фотографии историей освоения Голодной степи возникло неспроста. Был толчок-стимул. Инициатор предпочел остаться за кадром.

Вот любопытное мнение:
Одна из самых малоисследованных серий Прокудина-Горского - Голодная Степь.
Наверное, не только у меня одного эти снимки вызывают чувство тоски
Конечно, Прокудин-Горский не случайно там оказался и сделал такой подробный обзор. У этой съемки был свой "заказчик", если можно так выразиться. Думаю, что не ошибусь, назвав его имя - "ссыльный" Великий князь Николай Константинович, который прожил вторую половину своей жизни в Ташкенте, где и скончался от простуды в 1918 г. Этот человек вложил все свои силы, энергию и состояние в "нацпроект" орошения и заселения Голодной Степи, за что его до сих пор добрым словом вспоминают местные жители.
Именно Николаю Константиновичу принадлежал кинотеатр "Хива" в Ташкенте, где Прокудин-Горский "проездом" в Закаспийскую область в конце февраля 1911 г. показывал свои проекции. Вероятно, снимки Голодной Степи были сделаны непосредственно перед этим в феврале 1911 г.


Газета «Туркестанский курьер» анонсирует лекцию о цветной фотографии профессора С.-Петербургского технологического института С.М.Прокудина-Горского, назначенную на 27.02.1911 г. в ташкентском электротеатре «Хива».




Газета «Туркестанский курьер», № 47, 1.03.1911 г. (вместо -ять при перепечатке -Ъ)отозвалась на это событие:
«ЦвЪтная фотографiя. Въ воскресенье 27 февраля въ театрЪ «Хива» профессоромъ С.-Петербургскаго технологическаго института Императора Николая I С. М. Прокудинымъ-Горскимъ сдЪлано было сообщенiе объ изобрЪтенной имъ цвЪтной фотографiи.
Начало перваго отдЪленiя было посвящено детальному объясненiю способа фотографированiя въ естественныхъ цвЪтахъ, а затЪмъ профессоръ С. М. Прокудинъ-Горскiй демонстрировал виды, снятыя при помощи изобретенной имъ цвЪтной фотографiи.
Поразительно красивы виды Урала, коимъ была посвящена значительная часть интереснаго во всехъ отношенiяхъ сообщенiя. Каждый видъ сопровождался популярнымъ объясненiемъ. Очень жаль, что на этихъ демонстрацiяхъ почти отсутствовала учащаяся молодежъ. Присутствiе послЪдней было бы желательно во всех отношенияхъ. Зрительный залъ театра «Хива» былъ почти полонъ. На сообщенiи присутствовалъ его высокопревосходительство главный начальник края генерал А.В.Самсоновъ.»



Профессор С.М.Прокудин-Горский отправляется в Голодную степь.

Интересно, что туркестанцы уже были знакомы с цветной фотографией. По материалам рассматриваемой Турксельхозвыставки-1909 г. можно судить. Одним из экспонатов выставки были цветные фотографии ташкентского фотографа Д.В.Назарова. Корреспондент газеты «Асхабад» К.Тимаев в «Обзоре Туркестанской выставки» писал: «Мастерски исполнены в красках фотографические снимки Д.В.Назарова женских головок». Цветные фотографии Д.В.Назарова утрачены для истории, как и большинство экспонатов той выставки.




История ташкентского кинотеатра - электротеатра по дореволюционной терминологии - «Хива» (назван Искандер-Романовым в память Хивинского похода 1873 г.) напоминает исторический детектив. Это была одна из удачных бизнес-идей бывшего великого князя. Деревянный кинотеатр был построен в 1909 г. по проекту ташкентского архитектора Г.М.Сварического, женатого на родной сесте А.Ф.Керенского. Гешефт приносил стабильный доход, который Искандер-Романов вкладывал в освоение Голодной степи. Как явствовало из анонса в «Туркестанском курьере», сбор от лекции профессора С.М.Прокудина-Горского поступил в пользу пострадавших от землетрясения в Семиречье. В начале 1917 г. электротеатр, уже известный под названием «Зимняя Хива» (т.к. появилась еще и летняя), сгорел. На его месте был отстроен кирпичный кинотеатр на средства супруги Искандер-Романова Надежды Александровны. В дело пошли бриллианты княгини, о чем она сама писала в ТуркЦИК, после того как электротеатр «Хива» был национализирован совдепом:

Заявление Н.А. Искандер-Романовой в ЦИК Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики[1] об отмене национализации электро-театра "Хива"

27 марта 1919 г.(5)

Представителю от российской центральной власти
в Туркестанском крае П.А. Кобозеву[2]

от заведывающей(6) национализированным
музеем-дворцом, принадлежавшим покойн[ому]
в[еликому] к[нязю] Н.К. Романову,
вдовы Надежды Александровны Искандер-Романовой

Заявление

До моего сведения дошло, что предполагается национализировать в числе других кинематографов города Ташкента и электро-театр "Хива", причем по этому поводу было уже заседание в городском отделе Ташкентского совдепа, но так как на этом заседании были голоса за и против национализации, то вопрос этот остался открытым и передан для окончательного решения в исполнительный комитет Ташкентского совдепа. Не зная еще, чем все это кончится, я считаю долгом довести до Вашего сведения следующее:

Национализированный дворец-музей был завещан покойным в[еликим] к[нязем] Н[иколаем] К[онстантиновичем] мне в пожизненное пользование с тем, однако, чтобы после моей смерти он перешел в собственность Ташкентского университета как музей изящных искусств. Электро-театр "Хива" (как зимний, так и летний) завещан мне на тех же условиях на содержание означенного дворца-музея. Не лишним будет сказать, что мысль эта явилась у покойного в[еликого] к[нязя] Н[иколая] К[онстантиновича] еще задолго до революции.

После кончины в[еликого] к[нязя] Н[иколая] К[онстантиновича] мне было приказано через Комиссариат внутренних дел очистить названный дворец и вывезти из него все вещи без исключения, оставив голые стены. Кажется, хотели в нем поместить Красную армию или какой-то комиссариат, сейчас хорошо не помню. Я стала усиленно просить оставить дворец неприкосновенным, чтобы, согласно воле покойного, сохранить в целости для прямого наследника (университета) все произведения искусства (картины, статуи и проч.), в собрание и коллекционирование которых покойный вложил так много знания и труда.

При этом я взялась содержать музей-дворец (штат прислуги, отопление, мелкий ремонт, охрану и пр.) на излишек доходов от "Хивы". Таким путем я содержала национализированный музей-дворец с декабря месяца 1917 г. до настоящего времени, не получая от казны на эту надобность никакой субсидии.



"Купальщица" А.Ф.Беллоли - жемчужина коллекции Искандер-Романова. Фотомонтаж безымянного автора по мотивам фото М.Пенсона.

Музей открыт для публики 28 февраля с.г., и в такой короткий промежуток времени музей уже посетило около 12 тысяч человек народа. Естественно, что с открытием музея увеличился расход на содержание его, т.к. пришлось увеличить штат служащих.

Электро-театр "Хива" (зимний и летний) считается за Союзом театральных рабочих. Валовой доход с него (отчислением 25 % Ташкентскому совдепу для К[омиссариа]та народного образования) идет на содержание театральных служащих (37 человек), особой электростанции при театре, на кинематографические картины и проч. Та сумма, которая остается от содержания самого театра, поступает мне на содержание музея-дворца. Поэтому, если электро-театр "Хива" будет национализирован, то казне придется тратить на содержание названного дворца-музея ежемесячно от 15 до 20 тыс. рублей, не считая отопления его и ремонта. Чтобы избавить казну от такого расхода, а главное, не нарушать воли покойного создателя музея, было бы справедливым оставить как зимний, так и летний театр в том виде, как они есть в настоящее время, т.е. не национализируя их.

На месте нынешнего зимнего театра "Хива" прежде был построен деревянный, но он в 1917 г. сгорел; настоящий же я построила на свои личные средства и сама лично наблюдала за постройкой, так как в[еликий] к[нязь], будучи больным, уже редко поднимался с постели. В это время продала свои бриллиантовые вещи, предполагая пополнить эти затраты из доходов театра, но ввиду наступившей после того и все увеличивавшейся дороговизны и больших расходов на ремонт мне сделать это не удалось.

Полагаю, что мне следовало бы поставить в заслугу, что я сохранила в неприкосновенности для народа все произведения искусства и разные ценные вещи, а не вывезла их (как требовал Комиссариат внутренних дел) и не обратила в деньги. В то время можно было продавать всякое имущество, и на ценные вещи из дворца нашлось бы много богатых охотников.

Я знаю, что завещания теперь значения не имеют, но к воле покойного в[еликого] к[нязя] можно бы отнестись несколько иначе, который всю свою жизнь отдавал на пользу народа, оросил для него земли в Голодной Степи и на Искандере, создал на этой орошенной земле около 12 русских и мусульманских поселков и все это делал на свои личные средства, которые были так невелики (ему отпускалось из уделов и в виде процентов с его капитала около 150 тысяч в год).

Мы часто отказывали себе в самом необходимом, жили как в степи, так и в Ташкенте просто как рабочие и питались так же просто, не позволяя себе никаких излишеств.

Прилагая при этом копию завещания покойного в[еликого] к[нязя], из которой видно, что он завещал все созданное им в Туркестане достояние (после моей смерти) на дело просвещения народа, а не завещал, как было принято у других, в пользу своих потомков, прошу Вас, ввиду всего вышеизложенного, принять на себя труд ходатайствовать перед Ташкентским совдепом об оставлении в моем ведении электро-театра "Хива" (зим[него] и лет[него]), не национализируя его.

Н.Искандер-Романова

27 марта 1919 г. Гор. Ташкент

Резолюция(7): "Национализированный театр "Хиву" оставить на попечении Надежды Александровны Искандер-Романовой вместе с дворцом пожизненно в качестве единого целого, установивши лишь государственный контроль и нормы расхода. Член комиссии Совнаркома по делам Туркестана П.Кобозев".
ГАГТ. Ф.10. Оп. 13. Д. 84. Л. 15-16. Автограф

Княгиня Н.А.Искандер-Романова скончалась в 1929 г.







В советское время кинотеатру дали псевдоним «Молодая гвардия», и он был популярен до самой своей смерти 26.04.1966 г. в 5 часов 23 минуты.




Летняя «Хива» еще застала показы международных кинофестивалей стран Азии, Африки и Латинской Америки советских времен и была задушена на заключительном этапе суверенизации.

С.М.Прокудин-Горский, Искандер-Романовы, туркестанская элита

Previous post Next post
Up