ПРОБЛЕМЫ СССР - КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР НА 1986-2005 ГОДЫ

Feb 09, 2012 00:19

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР НА 1986-2005 ГОДЫ


2.4. Потребительские ресурсы
Перспективы повышения эффективности труда, интенсификация производства в существенной мере зависят от возможностей мобилизации ресурсов потребления.
В настоящее время свыше 60% объема фонда потребления формируется за счет продукции отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Несмотря на меры по ускоренному развитию сельского хозяйства и существенный рост доли АПК в общем объеме капитальных вложений, в 70-е годы не удалось преодолеть сдерживающего воздействия сельскохозяйственных ресуроов на рост потребления. Более того, темпы прироста производстве основных продовольственных товаров в десятой пятилетке снизились, что привело к замедлению роста душевого потребления ряде продуктов, к стабилизации (мясо) или даже снижению (молоко, фрукты) уровня потребления в 1980 г. по отношению к 1975 г. Аналогичная картина наблюдается и по изделиям легкой промышленности. В 1980 г. душевое потребление льняных тканей было ниже уровня 1975 и 1970 гг., шерстяных - на уровне 1970 г, (ниже уровня 1975 г.), кожаной обуви - на уровне 1975 г.

Основная причина наблюдаемых тенденций - снижение темпов развития сельского хозяйства, резкие перепады в годовых объемах производства. Так, в 10-й пятилетке отклонение между минимальным к максимальным годовым уровнем валовой продукции отрасли в целом составило около 6% среднегодового (а по зерну - около 30%), Неразвитость инфраструктуры не позволяет создавать страховые запасы в наиболее урожайные годы (емкость зернохранилищ к I980 г. составила немногим более 150 млн.т),что, наряду с ограниченной пропускной способностью транспортной сети, приводит и увеличению потерь.

Наряду с проблемой неравномерности производства, относящейся, главным образом, к земледелию, наметилась тенденция и снижению продуктивности животноводства. Так, среднегодовой удой молока от одной коровы снизился с 2294 кг в 1977 г. (2204 кг - в 1975 г.) до 2149 кг в 1980 г. и 2096 кг в 1981. Средний вес проданной государству головы крупного рогатого скота сократился с 361 кг в 1978 г. до 350 кг в 1980 г., свиньи - с 105 кг до 101 кг, овцы и козы - с 38 кг до 36 кг. Общий выход продукции животноводства на 1 т затраченных кормовых единиц упал со 177 руб. в среднем за I966-I970 гг. до 169 руб. в 1976-1980 гг.

Такое ухудшение показателей продуктивности животноводства привело к сокращению государственных закупок скота и птицы во всех категориях хозяйств с 17,1 млн.т в 1975 г. до 16,1 млн.т в 1981 г., молока, соответственно, с 56,3 млн.т до 55,5 млн.т. В тот же период наблюдалось снижение потребительских качеств сельскохозяйственных ресурсов. Так, соотношение между среднегодовым производством хлопка-волокна и объемом государственных закупок хлопка-сырца сократилось в 1976-1980 гг. по сравнению с 1966-1970 гг. на 10%, между выработкой сахара-песка из отечественного сырья и объемом государственных закупок сахарной свеклы - на 13%. Падает качество зерна пшеницы (содержание белка в озимой пшенице в 50-е годы составляло около 17%. в 60-е годы-13-14%, а в последнее десятилетие - 11-12%). Содержание жира в молоке составляет 2,8% вместо нормы 3,3%. уменьшается выход ценных видов мяса из скота и т.д.
Сокращение приростов объемов сельскохозяйственного сырья и ухудшение его качества отрицательно оказались на динамике производства перерабатывающих отраслей АПК (табл. *» 4 ).

Из-за непривлекательности фасонов и низкого качества пошива не пользуются спросом многие швейные иаделия отечественного производства, в то время как аналогичные импортные товары раскупаются. Удельный вес продукции высшей категории качества составляет в легкой промышленности немногим более 5%. Доля швейных изделий с индексом "Н" (новинка) в общем объеме выпуска возросла к 1979 г. только до 7,2%. В то же время органами торговой инспекции ежегодно бракуется 15% проверенной кожаной обуви более 18% швейных и 10% трикотажных изделий. Несоотвототвие ассортимента и качества товаров спросу населения является одной из основных причин образования не только сверх нормативных запасов, но н запасов неходовых и залежалых товаров. Так, в общем объеме неходовых и залежалых товаров доля изделий, выпущенных более пяти лет назад, повысилась с 28% на 1 октября 1978 г. до 46% на 1 октября 1981 р. Проблема снабжения населения наиболее полноценными продуктами питания продолжает обостряться и в II-й пятилетке (табл. *9 )

Недостаточность потребительских ресурсов по продукции животноводстве усугубляется дефицитом рыбной продукции, В связи о сокращенней абсолютных объемов улова рыбы величины душевого потребления рыбы и рыбопродуктов в 1977-1981 гг. были ниже уровня 1976 г. В определенной отепенн можно говорить также о снижении ценности ряда продовольственных товаров промышленного производства, что выражается, в частности, в сокращении расхода первичного сырья на единицу продукции пищевой промышленности. Так, в 1976-1980 гг. по сравнению с 1966-1970 гг. средний удельный расход мяса на производстве колбасных изделий снизился на 5% и молока на производство масла - на 6% (удельный вес крестьянского масла жирностью 72,5% в общем объеме производства животного масла повысился с 30% в 1975 г. до 62% в 1980 г.).

По изделиям легкой промышленности наряду с сокращением приростов производства наблюдается увеличение ассортиментного несоответствия между спросом и предложением (по шерстяным и шелковым тканям, швейным и трикотажным изделиям и т.д.). Как показывают расчеты ВНИИКСа, за счет совершенствования ассортимента и повышения качества можно было бы увеличить продажу в среднем за год шерстяных и шелковых тканей на 0,5 млрд.руб., швейных изделий - 1,5 млрд.руб., трикотажных изделий - 0,4 млрд.руб.

Наряду с напряженностью в обеспечении населения потребительскими товарами, сырьем для которых служит сельскохозяйственная продукция, имеет место нерациональное использование уже имеющихся ресурсов. В частности, значительная часть натуральных тканей идет на технические нужды. В 1981 г. на технические цели израсходовано 27% растительного масла, 55% крахмала. Потребление молочного белка составляет 40-45% от поступившего в промышленную переработку, остальное возвращается в сельское хозяйство и используется на кормовые нужды. В результате при производстве молочного белка на душу населения на 60% больше, чем в США, его душевое потребление оказывается на 60% меньшим.

В результате снижения темпов развития отраслей агропромышленного комплекса в формирована структуры потребления продукции этих отраслей повысилась доля импортной продукции и алкоголя. Удельный вес этих источников в общем приросте потребления продукции отраслей, базирующихся на сельском хозяйстве, вплотную приблизился к 40%. Причем, если раньше наиболее интенсивно возрастал импорт изделий легкой промышленности, в 10-й пятилетке опережающими темпами увеличивался ввоз основных видов продовольствия. В условиях, когда не существует возможности эффективно преодолевать негативное влияние погодных условии на развитие АПК, еще более возрастает нагрузка на отрасли тяжелой промышленности в покрытии платежеспособного спроса населения.

Доля продукции отраслей тяжелой промышленности в ресурсах для потребления постоянно повышается. Однако и здесь структурные сдвиги замедлились. Если в 8-и пятилетке коэффициент опережения темпов роста потребления товаров длительного пользования по отношению к продукции легкой и пищевой промышленности составлял 1,32, то в 9-й - 1,27, а в 10-й - 1,26, несмотря на резкое замедление роста потребления продукции АПК. Причины те же - снижение темпов роста производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода со 188% в 1966-1970 гг. и 162% в 1971-1975 гг. до 141% в 1976-1980 гг. и ассортиментные несоответствия между спросом и предложением. Снижение темпов производства не может быть объяснено сокращением спроса на данную группу товаров. Хотя по некоторым видам товаров длительного пользования имеет место уменьшение объема продаж, дифференциация в обеспеченности городских и сельских жителей свидетельствует, что границы увеличения реализации этих товаров далеко еще не достигнуты. Так, по часам и стиральным машинам обеспеченность населения в городе в 1,5 раза выше, чем на селе, по радиоприемникам и радиолам - в 1,3 раза, телевизорам - в 1,4 раза, холодильникам в 1,8 раза.

Ограниченность масштабов производства, медленное обновление и расширение ассортимента приводят к ориентации на завышенные сроки службы большинства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (ТКБНХ). Так, средний срок службы телевизора в СССР составляет 10-12 лет. На межреспубликанских оптовых ярмарках ТКБНХ, галантереи и ювелирных изделий из представленных для производства в 1983 г. образцов лишь 20% можно отнести к новинкам, в т.ч. по товарам культурно-бытового и спортивного назначения- 7-6%, радиоаппаратуре - 7%, посуде сортовой - 5%.

По данным Министерства торговли СССР, степень удовлетворения заявок на отдельные виды ТКБНХ колеблется от 40% до 85%, при одновременном росте нереализованных запасов не пользующихся спросом товаров. Например, продажа холодильников в последние годы стабилизировалась на уровне 4,6-5,0 млн. шт. в год, а запасы возросли с 0,6 млн. шт. в 1975 г. до 1,6 млн.шт. в 1982 г. В то же время более экономичных холодильников о повышенным холодильным объемом выпускается в 2 раза меньше потребности, морозильников - в 6 раз меньше. Диспропорции по ассортименту имеются также по часам, мебели, посуде, осветительной арматуре и другим видам электротоваров.
Росту ресурсов потребления товаров культурно-бытового назначения препятствует низкое качество производств. В I980, T98I гг. торговая инспекция выбраковывала 1/4 поступавших по рыночным фондам телевизоров, 20-25% холодильников, 15% мебели, 10% стиральных машин, 10% радиоприемников и радиол.

Факторами, сдерживающими рост потребления приборов культурно-бытового назначения,'являются также плохая организация их ремонта и технического обслуживания, несоответствия в объемах производства сопутствующих товаров.
Влияние описанных выше процессов на формирование динамики и структуры фонда личного потребления в истекшем периоде отражает таблица * 10.


Фактически абсолютные приросты ФЛП стабилизировались иа уровне 50 млрд.руб. за пятилетие (48,5 - в 84 пятилетке, 50,2 - в 9-й и 50,6 - в 10-й). Если при этом учесть, что в 1976-1980 гг. свыше 20 млрд.руб. прироста розничного товарооборота было обеспечено за счет ассортиментных сдвигов, то физический объем фонда потребления вырос в 10-й пятилетке всего на 30 млрд.руб.(т.е. в среднем на 2,5% в год).

Среднегодовая величина платежных средств в народном хозяйстве за I961-I980 гг. возросла более чем в 6 раз при росте валового общественного продукта в 3,2 раза и национального дохода в 3 раза. Денежные средства на счетах государственных предприятий и организаций в банках за тот же период увеличились более чем в 9 раз. Излишняя величина обращающихся платежных средств на конец 1980 г. составляет, по нашей оценке, не менее 120 млрд.руб. В то же время перенасыщение народного хозяйства платежными средствами сопровождалось созданием (на ту же дату) излишних запасов товарно-материальных ценностей не менее,чем на 45 млрд.руб. и неоправданных заделов незавершенного строительства в размере не менее 30-40 млрд.руб.
Несбалансированность постоянно воспроизводится плановым, хозрасчетным и кредитно-финансовым механизмами народного хозяйства.

Платежный оборот населения. Избыток платежных средств в хозяйстве является экономической основой систем оплаты труда, не связанных в должной мере с его конечными результатами, что приводит к переливам излишних денег хозяйства в доходы населения. Темпы прироста денежных доходов населения устойчиво обгоняют темпы прироста товарооборота и платных услуг. Их соотношение в I96I-I980 гг. составило (по пятилетиям) соответственно 42,5% к 35,5%; 50% к 48%; 38% к 36%; 10,5% к 9,9%. По нашим оценкам, перенасыщение оптового оборота денежными средствами на 1 млрд.руб. влечет дополнительный рост денежных доходов населения, по крайней мере, на 200 млн.руб. Накопленные неудовлетворенный спрос населения составляет в настоящее время около 78 млрд.руб. при среднегодовом приросте в десятой пятилетке в 7-8 млрд.руб. (3.1.I настоящего Раздела), Общая денежная задолженность государства населению возросла за двадцать лет в 13 раз и к концу 1980 г. составила величину порядка 50% национального дохода (или 75% доходов госбюджета).

Ведущей компонентой развития внешней торговли СССР в 70-х годах был импорт. Сокращение инвестиционных возможностей и приростов выпуска потребительских товаров, расширение круга дефицитных ресурсов, обусловленное несогласованностью развития отдельных отраслей и производств, 'усилили ориентацию импорта на решение проблем текущей сбалансированности. Резкое увеличение физических объемов импорта (в 2,5 раза за I97I-I980 гг.) было достигнуто за счет:
- роста доходов от экспорта, вызванного, главным обрезом, скачкообразным повышением цен на топливо (стоимость экспорта за I97I-I980 гг. возросла более чем в 4 раза, а его физический объем увеличился лишь на 70%, в 1,4 раза отставая от темпов прироста физических объемов импорта); - расширения закупок по кредитам и компенсационным соглашениям; - увеличения продаж "спецтоваров" - золота, алмазов (продажи золота составляли в 1975 г. 7%. в 1978 г. - 21%, а 1979 г. -14%, в I980 г.- 7%. в 1981 г. - 17% стоимости советского экспорта в промышленно развитые страны, против 2,5% в 1970 г.) [13].

Несмотря на замедление темпов развития легкой промышленности в 9-й и особенно в 10-й пятилетках относительные приросты внешнеторговых закупок ее изделий также снижались. Если в 60-е годы импорт изделий легкой промышленности увеличивался более высокими, а в 9-й пятилетке - теми же темпами, что и импорт продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства, то в 10-й пятилетке относительные приросты ввоза изделий легкой промышленности были ниже. Продукция легкой промышленности - самый эффективный компонент импорта, поэтому относительное замедление приростов ее ввоза привело к уменьшению валютной эффективности импорта в целом.

3.1.1. Формы проявление превышении спроса над предложением 1 Превышение спроса над предложением непосредственно выражается в росте объеме неудовлетворенного платежеспособного спроса, в возрастающей дефицитности все более широкого круга товаров народного потребления и платных услуг. По минимальным оценкам (ВНИИКС), объем неудовлетворенного спроса на материальные блага составлял к концу 70-х годов примерно 45 млрд.руб. (в т.ч. на продовольственные товары - 19 млрд.руб., непродовольственные - 26 млрд.руб., на платные услуги - 5 млрд.руб.).Общая несбалансированность спроса и предложения дополняется структурной несбалансированностью в разрезе отдельных товаров и платных услуг. Острота данной проблемы усугубляется тем, что неудовлетворенный спрос концентрируется вокруг конкретных благ, часто формирующих прогрессивную структуру потребления.
Расчеты на базе динамики потребления в зависимости от доходов свидетельствуют, что за последние годы неудовлетворенный спрос в группе продовольственных товаров составил по мясу и мясопродуктам 6,3-6,5 млрд.руб., молоку и молокопродуктам - 5,9, рыбе и рыбопродуктам - 2,4-2,5, кондитерским изделиям - 1,3, фруктам - 1,1-1,2 млрд.руб.
2. Несоответствие между платежеспособным спросом населения и ресурсами товарного предложения находит свое отражение в росте избыточных сбережений населения .


-следует отметить, что к концу 70-х - началу 80-х годов для роста избыточных сбережении стало характерным:
- усиление процессов перераспределения избыточных сбережений между отдельными группами населения, ведущее к их концентрации у относительно ограниченных категорий населения;
- стабилизация (и даже снижение) их годовых приростов, что связано с более активным использованием механизма розничного ценообразования с целью снижения темпа нарастания несбалансированности.
3. Превышение спроса над предложением сопровождается повышением уровня среднетоварных цен. При курсе на поддержание стабильных прейскурантных цен это повышение осуществляется прежде всего через механизмы структурных сдвигов (вымывание дешевого ассортимента) и скрытый рост цен (рост цен, опережащий фактическое повышение потребительских свойств новых товаров, ухудшение качества товаров при сохранении прежних цен, завышение сортности и т.д.). С 1973 г, начали повышаться и прейскурантные цены на так называемые неосновные товары и предметы роскоши, а также тарифы на платные услуги (на транспорте, в бытовом обслуживании и общественном питании). К этому следует добавить существенное повышение цен на колхозном рынке. Кроме того, цены на импортные непродовольственные товары (в публикуемом сводном индексе цен не учитываемые) стали устанавливаться на предельно высоком уровне.

Общий объем повышения цен за годы 10-Й пятилетки составил 33,5 млрд.руб,, в т.ч. за счет:
структурных сдвигов в товарообороте 21,4 млрд.руб. прямого повышения прейскурантных цен на товар 8,1 млрд.руб. повышения цен колхозного рынка 2,0 млрд.руб.прямого повышения тарифов на платные услуги 2,0 млрд.руб.
Около половины прироста розничного товарооборота государственной торговли в 10-Й пятилетке (29,5 млрд.руб.из 59,4 млрд.руб.) было получено, таким образом, за счет роста среднетоварных цен.

В 11-й пятилетке рост товарооборота также в значительной степени происходит за счет роста цен. Так, только повышение цен в 1981 г. дает прирост товарооборота к 1985 г. на 15-17 млрд. руб. (в расчете на запланированный объем товарооборота). Использование механизма повышения цен для поддержания общей сбалансированности спроса и предложения имеет свои объективные границы, за которыми происходят такие негативные процессы, как сокращение потребления, затоваривание, усиление социальной дифференциации.


3.1.2. Причины несбалансированности спроса и предложения Среди непосредственных причин и условий, порождапцих несбалансированность, необходимо выделить факторы недостаточности предложения (производства товаров народного потребления и платных услуг), избыточности платежеспособного спроса (избыточного роста денежных доходов населения), а такие несовершенства механизма балансирования пропорций спроса и предложения.

1 Действие первой группы факторов проявляется в снижении (за последнее десятилетие) темпов роста отраслей, формирующих потребительские ресурсы (сельского хозяйства и агропромншленно го комплекса в целом, отраслей тяжелой промышленности, производящих товары народного потребления, сферы обслуживания населения). Недостатки в наращивании объема потребительских ресурсов усугубляются в результате сохранения устаревших приоритетов в развитии отраслей народного хозяйства и решения ряда задач за счет практического ограничения развития отраслей, производящих товары народного потребления, сферы обслуживания населения. Последствия недостаточного роста потребительских ресурсов усиливается под воздействием увеличивающегося несоответствия производимой продукции спросу населения по ассортименту, производства неходовых товаров.


2. Действие факторов, способствующих избыточному росту платежеспособного спроса, выражается в нарастании тенденций автономного формирования денежных доходов населения. Несовершенство механизма форсирования и использования заработной платы, проявляющееся в ослаблении зависимости между оплатой труда и конечными народнохозяйственными результатами, приводит в ряде случаев к завышенной оценке труда работников (наряду с недооценкой эффективного труда), к возникновению форм неконтролируемого увеличения и расходования фонда оплаты труда. В качестве основных среди них выступают;
- плата за дефицитность рабочей силы. Дефицитность трудовых ресурсов, сложившаяся, с одной стороны, как следствие экстенсивности экономического роста, а с другой - как результат возложения на предприятия функции по обеспечению социальных гарантий, порождает своего рода "конкуренцию'' между отдельными организациями, ведомствами, отраслями. Целью такой "конкуренции" является привлечение работников, а средством - вознаграждение (преимущественно денежное), не связанное с трудовым вкладом, конечными результатами и качеством работы. Элементами механизма такого повышения заработков являются завышение фактической квалификации работников, занижение норм выработки, широкое использование различного рода доплат.

В результате межотраслевой "конкуренции" за рабочую силу формируется тенденция к сглаживанию дифференциации в оплате труда между планово-приоритетными и остальными отраслями. Преимущественное положение приоритетных отраслей восстанавливается путем централизованного повышения оплаты труда работникам определенных отраслевых и профессиональных групп. Временно такое повышение позволяет поддержать необходимые приоритеты Однако в долгосрочной перспективе оно лишь создает предпосылки для очередного цикла повышения оплаты труда во всех отраслях:
- практика "авансирования" работников, т.е. повышение заработков в надежде на ожидаемый результат. Такое авансирование имеет две основные формы. С одной стороны, это увеличение оплаты труда в расчете на стимулирующий эффект, выраженный в росте производительности труда, улучшении качества и т.д. С другой это практика формирования фонда заработной платы, при которой он привязывается к запланированным результатам, как правило, превышающим фактически достигаемые

- премии, несвязанные с конечными результатами работы работников и коллективов. Премиальные выплаты за основную деятельность превратились в постоянную надбавку к заработной плате, чему немало способствует широкое распространение практики корректировки планов в сторону снижения. Многочисленные системы премирования (в промышленности - более 70), направленные на автономное стимулирование тех или иных параметров эффективности производства, желаемого результата не дают, к тому же увеличивают разрыв между оплатой труда и реальным трудовым вкладом;

- сложившийся механизм компенсаций за неблагоприятные условия и содержание труда. В хозяйственной практике сложился механизм компенсирования низкого содержания труда, отсутствия в нем творческих начал путем завышенной оплаты работников, занятых на так называемых "непрестижных", "социально непривлекательных" рабочих местах. Действующая система централизованно предоставляемых льгот и компенсаций по условиям труда распространяет их на значительные контингенты работников, имеющих в действительности общественно нормальные условия труда;

- оплата, связанная с отвлечением рабочей силы на выполнение шефских работ (по оценкам, только на сельскохозяйственные работы отвлекаются до 3 млн. среднегодовых работников, годовой фонд заработной платы которых составляет порядка 6 млрд.руб.); сокрытием прогулов и неполной занятостью в течение рабочего дня (характерной для некоторых категорий рабочих-повременщиков и т. п.) при полной оплате.

Анализ форм необоснованного с точки зрения принципа распределения по труду оплаты труда показывают, что она во многом являются отражением ряда устойчивых диспропорций в социально-экономическом развитии, выступают методом решения с помощью заработной платы таких проблем, которые могут быть полностью решены за счет соответствующей инвестиционной и структурной политики, комплексного совершенствования хозяйственного механизма, а также представляют собой своеобразную плату за ряд социальных упущений (например, отставание развития сферы труда и форм участия трудящихся в управлении от уровня развития материальных и духовных потребностей населения).

Совокупность подобного рода процессов в формировании заработной платы при слабой гибкости производства товаров народного потребления и сферы обслуживания и ограниченном использовании ценовых механизмов для повышения стоимостного объема потребительских ресурсов, означает избыточный, инфляционный рост заработной платы.

В рамках системы распределения существуют каналы автономного роста денежных доходов и помимо заработной платы. К ним относятся проценты по вкладам населения в сберегательных кассах (суммы выплаченных процентов составляют более 3 млрд.руб. в год, в текущей пятилетке по процентам будет начислено около 20 млрд.руб., а это больше затрат государства на проведение централизованных мероприятий по росту доходов) и присвоение лицами, пользующимися земельными участками. дифференциальной ренты. По оценкам, размер дифренты, оседающей у населения, составляет около 2-3 млрд.руб. в год.

3. Углублению несбалансированности между ростом объемов потребительских ресурсов и денежными доходами населения способствует недостаточней гибкость механизма, балансирующего спрос и предложение, основным элементом которого является механизм розничного ценообразования. Меры по совершенствованию ценовых пропорций, направленные не снижение общего объема неудовлетворенного спроса, носят частный характер, не затрагивая самой системы цен и механизма их формирования. Для действующего механизма розничных цен характерны: - отрыв розничных цен на товары народного потребления от общественно необходимых затрат труда на их производство;
- слабая дифференциация и гибкость цен внутри товарных групп в зависимости от качества товаров и спроса на них;
- ограниченное стимулирующее воздействие цен на производителей (как на производителей дефицитной продукции, так и на производителей продукции, не пользующейся спросом).

Низкая действенность функционирования механизма, балансирующего спрос и предложение, связана и с недостаточным привлечением платежеспособного спроса населения к новым каналам расходования средств.
Экономические последствия: Наиболее общим экономическим результатом дисбаланса между платежеспособным спросом населения и товарным предложением является его неблагоприятное воздействие на эффективность производства за счет:
- ослабления стимулов к эффективной и качественной работе в общественном производстве (вследствие падения реального содержания доходов, во-первых, возрастают стимулы к получению доходов, превышающих реальный трудовой вклад, во-вторых, усиливается роль "натуральных" и подсобных форм деятельности как источника реальных доходов, внерыночных и статусных форм распределения. Кроме того, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду связано с политикой сдерживания роста денежных доходов отдельных групп трудящихся (ИТР в промышленности, работники ряда отраслей непроизводственной сферы) как средством сдерживания нарастания несбалансированности);

прямого экономического ущерба, который связан прежде всего с деятельностью по получению нетрудовых доходов и существует в таких формах, как, например, незаконное использование общественных ресурсов для производственной деятельности вне общественно организованного производства; - снижения интенсивности труда (стояние в очередях, поиски товаров и другие формы нерационального использования внерабочего времени, связанные с неудовлетворенностью спроса, снижают рекреационные возможности, вызывают повышенную утомляемость, а, в результате, ведут к низкой работоспособности занятых); - снижения качества потребительской продукции, уменьшения стимулов к обновлению ассортимента, к внедрению результатов научно-технического прогресса (отражением этих тенденций является наличие неходовых, залежалых товаров, объем которых, несмотря на регулярно проводимые уценки, не снижается и составляет около 5 млрд.руб.).

По данным НИИЭС Госстроя СССР, в 10-й пятилетке продолжительность строительстве почти не изменилась. Она превышала нормативную примерно в 2,5 раза достигала по отдельным стройкам 15-20 лет. Средняя продолжительность сооружения машиностроительного предприятия в конце 70-х годов превышала сроки морального старения монтируемого на них оборудования.

В титульных списках строек находятся предприятия, сроки начала которых выходят за 20, а по отдельным стройкам и за 30 лет, из-за сохранения в 10-й пятилетне сложившихся сроков строительстве увеличилось омертвление значительных средств в виде незавершенного строительстве: фактический уровень незавершенного строительстве возрос почти на 28 млрд.руб, достиг 86% и превысил нормативный уровень (67%). При этом готовность строительного задела по стройкам производственного незначения составила всего 19% против 41% по нормативам, фронт будущих работ после 1980 г. по стройкам составляет около 5 лет при нормативе не более 2 лет.

По количеству основных телефонов СССР отстает от США в 6 раз, а по протяженности телефонных каналов - в 10-11. Число квартир, построенных в 1950-1980 гг., более чем в 5 раз превышает количество введенных за этот период домашних телефона В целом, рациональные нормы потребления средств и услуг телефонной связи в СССР удовлетворяются по количеству телефонов на 20,2%, а по междугородный разговорам - на 16,5%.

Общий объем услуг в конце перспективного периода должен составить 340-360 млрд.руб. Необходимо практически заново создать ряд отраслей услуг в сельской местности, в частности(жилищно-коммунального хозяйства и некоторые виды бытового обслуживания (среднедушевая обеспеченность бытовыми услугами в в сельской местности в 1,5-2 раза ниже, чем в городе, причем для групп с высокими доходами ето отношение увеличивается до 4-6 раз).
Услугами организованного отдыха и туризма охватывается в настоящее время менее 20% населения, дошкольные учреждения для детей младшего возраста (0-3 года) посещают менее 25% детей. Сравнительно низкой является социально-экономическая эффективность ряда форм предоставления платных и бесплатных услуг, чрезмерно высока дифференциация (в 2-3 раза) уровней и условий предоставления услуг такими отраслями, как жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение и т.д. Особую озабоченность вызывает низкий уровень потребления услуг группы населения, находящийся в наименее благоприятных условиях

жилищно-комуннальное хозяйство занимает особое место среди отраслей сферы обслуживания, определяя эффективность эксплуатации жилого фонда страны. За период 1979 гг. жилищный фонд СССР вырос на 129%, в основном, за счет интенсивного жилищно­го строительства в городе (темпы прироста жилищного фонда в го­роде примерно в 3 раза выше, чем в сельской местности). При сохранении тенденции ежегодного увеличения среднедушевой обеспечен­ности на 0,2 кв м в год (при достигнутой обеспеченности (полезной) площадью жилищ 13,2 кв.м на одного человека) приближение к рациональному уровню (19-20 кв.м) может быть достигнуто через 35-40 лет.

Уровень обеспеченности и качества жилья до настоящего вре­мени недостаточны для удовлетворения основных потребностей на­селения. В городах и поселках городского типа оборудовано водо­проводом 85% жилого фонда, канализацией - 82%, центральным отоплением - 78%, газоснабжением - 75%, горячим водоснабжением -46%, ванными и душами - 71% В сельской местности уровень благо­устройства значительно ниже: водопровод - 22% жилищного фонда, канализация - 18%, центральное отопление - 21%, газоснабжение -49% горячее водоснабжение - 5%, ванны и души -14%. Уровень среднедушевой обеспеченности жильем в СССР значительно ниже, чем в развитых капиталистических и ряде социалистических стран.
Напряженное состояние в решении жилищное проблемы предъяв­ляет жесткие требования к политике распределения жилого фонда. В среднем за год жилищные условия улучшает около 11 млн.чел.
(в последней пятилетке - 10,2 млн .чел.), из них примерно две трети получают жилье во вновь построенных домах, а одна треть -на освободившейся площади. Средняя обеспеченность общей площадью населения, улучшающего свои жилищные условия, неэначительно превышает среднюю обеспеченность населения в целом, В 10-й пятилетке показатель обеспеченности общей площадью лиц, получивших или построивших собственное жилье в новых домах (14,96 кв,м) впервые превысил жилищно-санитарную норму 13,5 кв.м общей (9 м2 жилой) площади.


В последние годы продолжают увеличиваться различия в жилищных условиях контингентов населения, проживающих в городской и сельской местности, занятых в разных отраслях народного хозяйства, проживающих в различных регионах. Сокращение социально неприемлемого разрыва жилищных условий различных категорий населения (по оценкам, в настоящее время около 40 млн .чел. имеет обеспеченность не более 5 кв.м жилой площади на душу) потребует организации специальной государственной программы и совершенствования жилищной распределительной политики. При сохранении действующего механизма распределения жилой площади этот контингент уменьшится в 1990 г. лишь до 18 млн .чел., а в 2000 г. -до 12 млн .чел. Сказанное означает, что основное содержание долгосрочных задач в области жилищной политики определяется весьма насущными социальными требованиями.

За год в нашей стране совершается около 80 млн. покупок основных товаров длительного пользования (включая часы, дающие половину общего числа покупок), т.е. одна семья совершает примерно одну покупку в год. Малое число покупок определяется не только недостаточным предложением, но и сложившейся спецификой ценообразования на товары длительного пользования. Завышение розничных цен на эти товары ведет к ограничению возможностей их приобретения массовым потребителем и деформации структуры предложения и спроса.

Нуждаются в существенном улучшении показатели биологической ценности ряда продуктов питания, особенно мясных и рыбных. Фактически потребляемое мясо практически полностью относится либо к категории ниже средней упитанности с пониженной долей мякоти, либо к категории с повышенной жирностью (от 20% до 49% содержания жира). Большую долю в потреблении (35-37%) составляет свинина, в основном, жировая. Остальные виды мяса - говядина (40-45%), баранина (4-4,5%) и прочие виды - включают высокую долю низких сортов мяса, субпродуктов и костей. Ухудшились качество колбасных изделий и структура рыбных товаров.

Более полное удовлетворение спроса населения на ряд товаров массового спроса легкой промышленности происходило при значительном увеличении требований к качеству потребляемой продукции. Заявки Министерства торговли СССР в I980 г. на изделия из натурального сырья, полъзупциеся наибольшим спросом населения, удовлетворялись, соответственно, по верхнему трикотажу их хлопчатобумажной пряжи на 54%. из чистошерстяной пряжи -на 78%. обуви с верхом вз натуральной кожи - на 72%. Компенсация за счет перевыполнения заявок по синтетической объемной пряже и полиэфирным нитям (108%), текстильной обуви и обуви из кожзаменителей (112%) усиливает несоответствие структуры выпуска запросам населения.


Относительное насыщение рынка товаров длительного пользования, растущий спрос на замену парка повышают требования к качеству и новизне данной продукции. В то же время рост потребительских характеристик товаров длительного пользования идет недостаточно быстро. Около 50% производства телевизоров в настоящее время составляют относительно дорогие, не пользующиеся спросом (в силу устаревших качественных характеристик) телевизоры черно-белого изображения. Аналогичная ситуация наблюдается в производстве радиоприемников и радиол, магнитофонов, холодильников (брак по некоторым товарным маркам этой продукции достигает 40-50% от общих объемов поставок в торговую сеть).
Источник http://znanie-vlast.livejournal.com/301015.html http://narod.ru/disk/30776659001/KP_NTP_2005_2.rar.html http://narod.ru/disk/30771675001/KP_NTP_2005_1.rar.html

экономика СССР, документы, 80-е

Previous post Next post
Up