КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР НА 1991-2010 ГОДЫ

Feb 13, 2012 08:52

На сайте ИНП РАН опубликованы части программы 1988 года на период 1991-2010 там же, в предисловии, рассмотрена история создания программ.
http://ecfor.ru/index.php?pid=history

"В качестве координирующего органа прогнозно-аналитических исследований в стране создается Научный совет по проблемам научно-технического и социально-экономического прогнозирования при Президиуме АН СССР и Государственном комитете СССР по науке и технике под руководством вице-президента АН СССР В.А.Котельникова и академика А.И.Анчишкина. Работа включается в Государственный план важнейших научных исследований. Заказчиками выступают Госплан СССР, Госстрой СССР и ГКНТ СССР.

Результаты оформлялись в виде регулярно выходящей с интервалом в пять лет Комплексной программы научно-технического прогресса СССР (КП НТП). Горизонт сценариев, которые рассматривались в рамках КП НТП, составлял 20 лет, при этом числовые оценки давались с разбиением по пятилетиям. Всего в свет было выпущено три Комплексных программы.

Прогнозно-аналитические исследования в рамках Комплексной программы проводились всеми институтами Отделения экономики Академии Наук, несколькими сотнями научных коллективов, входившими в состав практически всех министерств и ведомств СССР, союзных республик, краев и областей. В исследовательских работах принимало участие более полутора тысяч ведущих ученых страны, хозяйственников-практиков, представителей администрации и т. д.

...был сделан вывод, согласно которому исходным пунктом прогноза должен быть содержательный анализ развития ключевых элементов воспроизводственного процесса в ретроспективе. Это позволяет вычленить и определить сущность сложившихся негативных и позитивных тенденций и явлений, очертить возможный круг “узких мест” и “точек роста”.

В содержательной части этих работ, еще задолго до всеобщего признания, была представлена глубоко мотивированная позиция авторов, согласно которой сложившаяся в советской экономике экстенсивная модель хозяйственного развития в силу целого ряда обстоятельств исчерпала свой конструктивный потенциал. Важнейшим приоритетом должно было стать не увеличение объемов вовлечения в хозяйственный оборот важнейших экономических ресурсов, а резкое повышение эффективности их функционирования.

Особое внимание уделялось изменениям в системе управления, включая переход на новую организационную структуру, расширение сферы прав и ответственности хозяйствующих субъектов, усиление роли финансовых регуляторов и т.д. Иными словами, речь шла расширение арсенала средств регулирования за счет включения в практику методов, присущих рыночной экономике. Вместе с тем постоянно подчеркивалось и обосновывалось, что формирование сферы рыночного регулирования должно происходить строго в меру созревания необходимых социальных и структурно-технологических предпосылок. В противном случае прогнозировались резкое обострение народнохозяйственных проблем. Именно поэтому предполагалось длительное сосуществование двух секторов в экономике: последовательно сужающегося государственного и расширяющегося рыночного (подобно тому, как это происходило в рамках китайских экономических реформ).

При разработки КП НТП были обоснованы такие фундаментальные характеристики отечественной экономики того периода как "неизбежность стагнации", "структурно-технологическая несбалансированность", "черные дыры", "качественная дифференциация инвестиционных ресурсов", "скрытая инфляция", "инфляционный навес", "непомерная военная (внеэкономическая) нагрузка на экономику" и другие, показана их деструктивная роль в развитии воспроизводственного процесса, намечены пути нейтрализации этих воздействий.

К сожалению, возможности своевременного ознакомления широкой общественности с этими результатами были весьма невелики, поскольку все материалы Комплексной программы имели, как минимум, гриф "Для служебного пользования". Кстати, борьба с "компетентными органами" за повышение степени доступности как к необходимой информации, так и к результатам исследований отнимала немало нервов и времени не только у руководителей, но и у исполнителей. Позднее, часть материалов последней Комплексной программы была опубликована в открытой печати («Проблемы прогнозирования», выпуски 1-3, 1990г.).

АКАДЕМИЯ НАУК СССР, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
Для служебного пользования
Экз. N 000121
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР
НА 1991-2010 ГОДЫ (по пятилеткам)
Проблемный раздел 3.1.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

2.1. Материальные предпосылки активизации социальных факторов экономического роста Состояние удовлетворения потребностей населения в СССР в жилье характеризуется:
во-первых, низким уровнем обеспеченности населения жильем. Величина объема жилой площади на человека составляет в СССР 14,6 кв. м. против 26 кв. м. в ГДР, 22 кв. м. в ЧССР, 19 кв. м. в НРБ и ВНР;
во-вторых, значительными масштабами малообеспеченности. В настоящее время более половины населения имеют жилищную обеспеченность ниже санитарной нормы - 9 кв. м. жилой площади на человека, около 40 млн. человек - ниже 6 кв. м;
в-третьих, неудовлетворительным качеством жилища. Свыше 55 % жилищного фонда страны не имеет стандартного набора коммунальных удобств (канализация, отопление, водоснабжение, горячая вода или газовая колонка);
в-четвертых, замедлением развития жилищного строительства вплоть до 1986 г. Объем вводимой общей площади жилищ последние 25 лет практически не возрастал, оставаясь на уровне 100-110 млн. кв. м. в год и лишь в 1986 г. он повысился до 120 млн. кв. м. До 1986 г. уменьшалось и количество построенных квартир как в расчете на 10000 жителей с 121 в I960 г. до 71 в 1985 г. (в 1986 г. повышение до 75) так и абсолютно.
Настоятельность решения жилищной проблемы, повышение социальной значимости жилищной политики в настоящее время не вызывает сомнений.

Важнейшим аспектом укрепления потребительского сектора экономики в перспективе, повышения стимулирующего воздействия потребительской сферы на трудовую активность населения является рационализация структуры розничных цен, К числу основных диспропорций в этой области в настоящее время относится необоснованно низкий уровень цен на продукты питания по сравнению с ценами на непродовольственные товары. В связи с этим расчеты предполагают возможность
повышения розничных цен на ряд продуктов питания, прежде всего на высококачественную продукцию животноводства.

Повышение цен на продовольствие предполагается осуществить на основе возмещения населению возрастающих затрат на продукты питания. При этом часть такого возмещения (около 40 %) - будет иметь характер прямой компенсации путем соответствующего увеличения заработной платы, остальная часть может обеспечиваться в результате одновременного снижения цен на непродовольственные товары, в частности, на изделия легкой промышленности.

IX. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В условиях "закрытой" экономической системы и острой дефицитности большинства инвестиционных и Потребительских товаров масштабная экспортная база в СССР создавалась и развивалась лишь в добывающих отраслях. Так, за 1%1-1985 гг. на экспортные нужды было израсходовано 34% прироста добычи нефти; 22% - газа, 21% - железной руды, 33% - минеральных удобрений, 22% - хлопка-волокна, 56% - деловой древесины и лишь около 6% - валовой продукции машиностроения.

С середины 70-х годов проблемы сырьевого обеспечения роста производства в европейских странах СЭВ и СССР резко обострились. После энергетического кризиса 1973 г. и скачкообразного повышения мировых цен на энергоресурсы масштабное увеличение их поставок стало магистральным направлением развития внешнеторгового оборота СССР. Удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах стало основной формой советского содействия развитию европейских стран СЭВ. На их долю приходилось 80% в 1971-1975 гг. и 70% в 1976-1980 гг. прироста физических объемов поставок жидкого топлива и около 60% (1971-1980 гг.) газа. 16-кратное увеличение экспорта газа и 70% нефти лишь за 1971-1980 гг. было достигнуто ценой резкого усиления нагрузки на сырьевые отрасли и советское народное хозяйство в целом.

Ухудшение количественных и качественных характеристик экономического роста, усиление несбалансированности развития народного хозяйства резко ограничило возможности дальнейшего наращивания физических объемов советского экспорта. В 1976-1980 гг. сократились приросты поставок, а в 1981-1985 гг. абсолютные объемы вывоза многих важных видов промышленного сырья: металлургического, лесного, в отдельные годы - хлопка-волокна. Полный экспорт металлургического сырья (руда железная + металлопродукция в пересчете на руду) уменьшился с 54 млн. т в 1980 г. до 50 млн. т в 1985г

Таким образом, неудовлетворительный уровень развития отечественного инвестиционного комплекса (а также превалирование политических приоритетов над экономическими) обусловил превращение внешнеэкономических связей СССР с развивающимися странами в дополнительную нагрузку на ограниченные капитальные, а также валютные ресурсы СССР. В частности несвоевременный ввод мощностей приводил к крупным штрафам, в том числе в свободно конвертируемой валюте (примером могут служить финансовые санкции за несвоевременный ввод газопровода в Алжире).

Экспорт потребительских машиностроительных товаров увеличивался. главным образом, за счет легковых автомобилей. Количество реализуемым машин возросло в 1987 г. по сравнению с 1985 г. на 73 тыс. (на 28%), в том числе 57 тыс. штук (или 78% прироста) приходилось на развитые капиталистические страны. (Из 150 млн. руб. увеличения машиностроительного экспорта СССР в эту группу стран за 1986, 1987 гг. 120 млн. руб. составляли доходы от продажи автомобилей). Такое наращивание экспорта в условиях практически стабильного выпуска (1327 тыс. в 1986 г., 1332 тыс. в 1987 г.) обусловливало дальнейшее обострение дефицита потребительского спроса, внесло весомый вклад в ухудшение материально-вещественного покрытия денежных доходов населения. Расчеты показывают, что увеличение внешнеторговых поставок автомобилей было и финансово невыгодно. Реализация приростов их экспорта на внутреннем рынке увеличила бы розничный товарооборот на 600 млн. руб. В то время, как даже при 100% использовании полученной валюты на закупку товаров ширпотреба его объемы могли бы возрасти лишь на 450 млн. руб.

Интенсивно нарастал экспорт холодильников: на 110 тыс. штук или на 60% за 1986, 1987 гг. преимущественно в развитые капиталистические страны (на 103 тыс. штук.). На увеличение внешнеторговых продаж было израсходовано около 70% прироста выпуска этих товаров за 1985-1987 гг. При удвоении объемов продаж холодильников в социалистические страны за годы XI пятилетки, приросты физических объемов их экспорта за 1981-1987 гг. в 3,2 раза превышали увеличение выпуска холодильников. Расширение экспорта за счет наиболее совершенных моделей происходило одновременно с усилением дефицитности и относительным ухудшением технико-технологических параметров аппаратов, реализуемых на внутреннем рынке. В то же время резкое увеличение экспорта холодильников принесло дополнительно за 1981-1987 гг. 45 млн. руб., в том числе за 1986, 1987 гг. всего 15млн.руб.

В ХП пятилетке, в отличие от XI, резко возрастали также физические объемы внешнеторговых поставок хлопчатобумажных (в 2,7 раза), шелковых (в 2 раза) и льняных (в 8,4 раза) тканей. На внешнем рынке, главным образом в развитых капиталистических странах, было реализовано 60% прироста производства хлопчатобумажных и льняных тканей, 100% тканей из натурального шелка.

5.7. Нормирование финансовой структуры производства в перспективном периоде. 5.7.1. Анализ динамики финансовых ресурсов народного хозяйства.
В 70-е и 80-е годы постепенно нарастали финансовые проблемы, драматизм которых ярко проявился в конце Xl и особенно в ХП-ой пятилетке. Резко обострилась проблема формирования финансовых ресурсов для экономического развития. Произошло ухудшение структуры финансовых ресурсов: сократилась доля ресурсов, непосредственно связанных с результатами производства, значительная их часть получалась за счет роста цен. Обобщенно эти проблемы выражаются в требовании обеспечения устойчивого финансового положения экономики в целом.

В Xl пятилетке за счет цен получено свыше 30% прироста финансовых ресурсов. Если бы не рост цен, то среднегодовые темпы прироста финансовых ресурсов в этот период составили бы 4,6% вместо фактических 6,4%. Их реальные темпы роста снижались. Из-за падения эффективности производства в структуре финансовых ресурсов с 1970 по 1985 гг. резко (на 10 процентных пунктов) снизился удельный вес прибыли (включая прибыль колхозов) - важнейшего источника финансовых ресурсов. Причем снижение сдерживалось ростом цен. В Xl пятилетке свыше 50% прироста прибыли получено за счет роста цен в результате их реформ 1982, 1983 и 1984 гг.
Даже при растущих ценах темпы роста прибыли были ниже темпов роста национального дохода. При недостаточных темпах увеличения балансовой прибыли на росте чистой прибыли (в 1,9 раза за 1971-1985 гг.) сказался опережающий рост убытков в народном хозяйстве (в 4,2 раза). Это означает, что все в большей мере неэффективная работа одних предприятий компенсировалась за счет эффективной работы других. Особенно тяжелое положение складывалось в сельском хозяйстве, где к началу Xl пятилетки прибыль была почти полностью «съедена» ростом затрат.

Реформы цен 1982, 1983 и 1984 гг. только в малой степени снизили убыточность.
Недостаточная прибыльность сопровождается постоянным увеличением недостатка собственных оборотных средств. За 15 лет он возрос более, чем в 90 раз и в 1985 г. достиг 22% прибыли (без колхозов). Из общего недостатка собственных оборотных средств в 1985 г. 25% его образовалось в 1Х-ой, 50% в Х-ой и 24% в Х1~ой пятилетках. Корректировки прибыли на прирост недостатка собственных оборотных средств вскрывают тенденцию к падению абсолютных размеров прибыли в Х-ой и Xl-ой пятилетках, что отражает снижение эффективности общественного производства. В результате такие показатели финансового состояния хозяйства, как ликвидность и платежеспособность находятся на предельно низком уровне: 0.91 и 0.17, соответственно (платежеспособность показывает соотношение наличных платежных средств и денежных обязательств, срок оплаты которых наступил; ликвидность отражает отношение наличных денег и ликвидных материальных запасов к обязательствам, требующим погашения).

Для перехода к самофинансированию необходимо восстановить собственные средства предприятий, что потребует свыше 70 млрд. руб. При этом следует иметь в виду тяжелейшее положение в сельском хозяйстве, где недостаток собственных оборотных средств в 2 с лишним раза больше, чем получаемая здесь прибыль.
Тяжелое положение сложилось с возможностью получения налога с оборота. Он, как и прибыль, существенно снизил (на 4 пункта) свой удельный вес в финансовых ресурсах и передвинулся в их структуре на третье место. Причем вплоть до 1981 г. темпы роста- налога с оборота были довольно стабильны и составляли в среднем 6,7%. За годы IX-й и Х-й пятилеток общий объем налога с оборота удвоился. Изменилась и его структура. В 1981г. легкая и пищевая промышленность, оставаясь основными плательщиками налога, снизили свой удельный вес за счет опережающего роста налога с оборота по продукции тяжелой промышленности и прежде всего машиностроения

Начиная с 1982 г. в динамике и структуре налога с оборота начался этап, подобного которому в послевоенный период не было.
Абсолютно уменьшились размеры налога, реализуемого в цене продукции легкой промышленности и машиностроения, большинства отраслей пищевой промышленности, а также тяжелой промышленности в целом. Это новое явление в поступлении налога с оборота связано прежде всего с ростом оптовых цен в 1982 г. Оно показывает, что возможности получения налога без соответствующего роста качества, а в ряде случаев и количества производимой продукции исчерпаны. В свою очередь производство высококачественных товаров народного потребления требует дополнительных затрат и повышения рентабельности в ценах для стимулирования их производства, что снижает возможности налогообложения.
Попытка компенсировать снижение налога с оборота по перечисленным товарам увеличением продажи и, главным образом, ростом цен на алкогольные напитки позволила не снижать общий объем налога в течение 3-х лет. Резкий сброс их продажи в 1985 г., несмотря на дополнительный рост цен, привел к потере 5% налога. В целом в Xl пятилетке за счет повышения цен на алкогольные напитки получено свыше 6% общего прироста финансовых ресурсов.
Среди всех источников получения финансовых ресурсов наиболее высокими темпами поступали доходы из источников хотя и важных, но все же не первостепенных для нашей экономики: амортизационных отчислений и доходов от внешней торговли. Причем их темпы роста во многом определялись ростом цен (удорожанием основных фондов и установлением внутренних цен на импортируемые товары народного потребления на уровне равновесных цен).

Из общего объема амортизационных отчислений 8% приходится на удорожание основных фондов. Особенность использования амортизационного фонда в рассматриваемый период состояла в том, что из-за низкого темпа выбытия основных фондов амортизационные отчисления на реновацию в значительной мере использовались на новое строительство. В результате в народном хозяйстве возрастала доля старых и изношенных фондов. Так, в промышленности износ фондов увеличился с 30% в 1970 до 42% в 1988 г. без соответствующего накопления амортизационных средств. При переходе на самофинансирование встает проблема восстановления средств для обновления основных фондов. В противном случае новые предприятия, да и целые отрасли уже изначально окажутся в лучшем состоянии, чем старые.

Восстановление амортизационного фонда, пополнение недостатка собственных оборотных средств, повышение уровня платежеспособности до нормального потребует значительных ассигнований централизованных средств (по нашим оценкам, суммарно 180 - 200 млрд. руб.). Причем, если возврат амортизационных средств не снизит ресурсы на финансирование капитальных вложений, а повлияет лишь на структуру инвестиционного спроса, то пополнение недостатка собственных оборотных средств сократит ресурсы для финансирования народного хозяйства.

Что же нового в рассматриваемые тенденции внесли первые 2 года ХП пятилетки?
В 1986-1987 гг. продолжалась тенденция сокращения абсолютных размеров налога с оборота, В наибольшей степени упал налог с оборота по алкогольным напиткам. Причем сокращение продажи напитков частично компенсировалось ростом цен. В 1986 г. потери налога с оборота за счет уменьшения продажи равнялись 12,6 млрд. руб., а дополнительные поступления от повышения цен - 6,4 млрд. руб. В итоге недополучено налога по этой группе товаров на 6,2 млрд. руб.

Намеченное проектом госбюджета на 1988г. сокращение продажи алкогольных напитков на 11.5 млрд. руб. влечет дальнейшее снижение поступлений налога с оборота.
В результате принятых мер по сокращению продажи алкогольных напитков СССР по официальной статистике превратился в самую малопьющую страну. В 1986 г. на душу населения в СССР было потреблено алкогольных напитков всех видов в абсолютном алкоголе (без самогона) 4,4 литра. Для сравнения, во Франции - самой многопьющей стране - 14 литров. Это, на первый взгляд, отрадное явление.

Однако уменьшение продажи алкогольных напитков наряду со снижением доходов государства породило новые проблемы: использование в качестве напитков разного рода заменителей, более вредных для человеческого организма, чем алкогольные, увеличение самогоноварения и, как следствие этого, появление нового дефицитного продукта - сахара. Самогоноварение достигло огромных размеров, цены на самогон резко возросли. В итоге произошло перераспределение доходов в пользу самогонщиков. Самогоноварение, распространившись в городе, укрепило свои позиции через совершенствование технологии изготовления напитков, повышение их качества.
При относительной дешевизне такого алкоголя пути выхода из создавшегося положения весьма сложны. Возможно, что потребуется целая система мер, направленная

Особо следует отметить случаи разлагающего влияния крупномасштабных закупок импортной техники на качество работы отраслей, производящих отечественные аналоги закупаемого оборудования. Высокая эффективность, надежность, удобство в эксплуатации импортной техники позволяли потребителям осуществлять с ее помощью все большую долю производственных программ, компенсируя этим низку» работоспособность отечественной техники. В качестве примера можно указать на произошедшее за последние 15 лет резкое падение качества выпускаемой в СССР строительно-дорожной техники, которое компенсировалось закупками этой техники в капиталистических странах. При доле импортных мамин в общей численности парка на уровне 10-15% осуществляемые ими объемы работ составляли во многих организациях 50-60% и более. Количественное разрастание парка отечественных машины сопровождалось при этом значительным снижением их производственной нагрузки, ростом числа ремонтируемых машин, увеличением простоев и т.п. Отсутствие претензий к качеству мамин со стороны строительно-дорожных организаций, выполнявших производственные программы за счет импортной техники, открыло дорогу бесконтрольному, росту нарушений технологии в производящей эти машины отрасли промышленности В частности, зазор между поршнем и цилиндром в гидравлической системе мамин, выпускаемых Минстройдормашем, в тридцать раз превышает допустимые нормы, в сотни раз увеличивая расход масла и делая эти машины малопригодными к практическому использованию.

Нарушения технологических требований в значительной мере усиливаются неритмичностью производственной деятельности, чередованием периодов простоев и неполной загрузки с периодами авральной работы. При среднем в течение месяца выполнении нормы выработки на уровне 120-125% фактическая ежедневная выработка рабочих машиностроительных заводов колеблется (за исключением случаев целодневных простоев) в чрезвычайно широком диапазоне, от 20-25% до 400-500%. В связи с этим даже в тех случаях, когда среднее дневное производственное задание рабочего соответствует нормам технологического регламента, производственная аритмия приводит к нарушению этого соответствия, вынуждая рабочего выполнять за смену объемы работ в 2-3 раза превосходящие его реальные производственные возможности. В этой ситуации рабочие идут на грубые нарушения технологии и техники безопасности, зачастую далеко переходя границы субъективно устанавливаемых и ставших привычными "допустимых" нарушений.

11. Значительное снижение квалификации и трудовой морали работников, рост социальной пассивности в предшествующем периоде были обусловлены значительным ростом пьянства и алкоголизма. Почти четырех кратный (в сопоставимых ценах) рост продажи алкогольных напитков за период с 1960 по 1980 годы привел к массовому распространению алкоголизма среди работающих мужчин. На начало 80-х годов численность алкоголиков, т.е. лиц, ежедневно употребляющих не менее 100 мл абсолютного алкоголя в день, составила по минимальной оценке около 25 млн. человек.. Сказанное означает, что не менее трети всех занятых в народном хозяйстве мужчин систематически злоупотребляли алкоголем.

Увеличение продажи алкоголя в предшествующем периоде имело прямую связь с наличием в народном хозяйстве большого числа непривлекательных рабочих мест с низкой культурой производства, тяжелыми и вредными условиями труда. Привлечение на эти места работников и обеспечение их социальной пассивности достигалось за счет выплаты им высокой заработной платы, не обеспеченной необходимым количеством полноценных потребительских ресурсов. Компенсация неблагоприятных условий труда за счет высокого заработка и снижение требовательности к производственным условиям за счет роста употребления алкоголя обусловили значительное снижение качественных характеристик рабочей силы, ослабление дисциплины труда, рост заболеваемости и смертности трудоспособного населения.

70-е, экономика СССР, документы, 80-е

Previous post Next post
Up