Но из него следует также, что ни разум, ни совесть не могут доминировать. Напрямую это но не сказано, но выходит, что они должны подчиниться чему-то высшему. Воле (собственной или высшей), страсти (аффективному началу), сверхрациональной Цели. Или всему этому вместе.
В последних словах Колдуна можно увидеть намёк на это: "... никакая сила не остается долго без хозяина. Всегда находится кто-нибудь, кто старается приручить ее и подчинить себе" .
"Отличный текст". --- Неужели не читали "Обитаемый остров"?
"Но из него следует также, что ни разум, ни совесть не могут доминировать". --- А почему "но"?
"выходит, что они должны подчиниться чему-то высшему" --- А почему бы не быть взаимовлияния, когда воля, разум, совесть и пр. существуют на равных правах и образуют личность?
"В последних словах Колдуна можно увидеть намёк на это: "... никакая сила не остается долго без хозяина. Всегда находится кто-нибудь, кто старается приручить ее и подчинить себе" --- Ну, можно жить чужим умом и(или) чужой совестью и(или) чужой волей.
Например, в допросе одного из подчиненных Берии была формулировка, что Берия жил не своим умом, а умом Меркулова.
Читал, конечно. Но этот фрагмент как-то прошёл мимо.
"воля, разум, совесть и пр. существуют на равных правах и образуют личность"
По православному пониманию в личности, отпавшей от Бога, эти силы не действуют сообща, а конфликтуют. Для того, чтобы восстановить гармонию, нужно подчинение высшей Воле
См. слова Феофана Затворника (он говорит про разум, сердце, волю): Силы эти, исходя из нашего сознания или лица (я) и в него возвращаясь, должны пребывать во взаимной связи и согласии между собою, под управлением своего исходного начала. Взаимное проникновение взаимопомощи при зависимости от действующего лица есть естественное состояние их
( ... )
Тут мы выходим на любопытную тему о том, как политические акторы представляют себе высшее начало. Как они проявляли это в своих декларациях, в своих действиях, в своих последующих объяснениях и оправданиях.
2-я речь Сократа, Платон, Федр http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/21fedr.htm (244) "Между тем величайшие для нас блага возникают от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как божий дар [26]. Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне [27] в состоянии неистовства сделали много хорошего для Эллады - и отдельным лицам и всему народу, а будучи в здравом рассудке, - мало или вовсе ничего"
"Так вот, насколько прорицание совершеннее и ценнее птицегадания - тут и название лучше и само дело, - настолько же, по свидетельству древних, неистовство, которое у людей от бога, прекраснее рассудительности, свойства человеческого. Избавление от болезней, от крайних бедствий, от тяготевшего издревле гнева богов бывало найдено благодаря неистовству, появившемуся откуда-то в некоторых семействах и дававшему прорицания, кому это требовалось"
Comments 10
Но из него следует также, что ни разум, ни совесть не могут доминировать. Напрямую это но не сказано, но выходит, что они должны подчиниться чему-то высшему. Воле (собственной или высшей), страсти (аффективному началу), сверхрациональной Цели. Или всему этому вместе.
В последних словах Колдуна можно увидеть намёк на это: "... никакая сила не остается долго без хозяина. Всегда находится кто-нибудь, кто старается приручить ее и подчинить себе" .
Reply
---
Неужели не читали "Обитаемый остров"?
"Но из него следует также, что ни разум, ни совесть не могут доминировать".
---
А почему "но"?
"выходит, что они должны подчиниться чему-то высшему"
---
А почему бы не быть взаимовлияния, когда воля, разум, совесть и пр. существуют на равных правах и образуют личность?
"В последних словах Колдуна можно увидеть намёк на это: "... никакая сила не остается долго без хозяина. Всегда находится кто-нибудь, кто старается приручить ее и подчинить себе"
---
Ну, можно жить чужим умом и(или) чужой совестью и(или) чужой волей.
Например, в допросе одного из подчиненных Берии была формулировка, что Берия жил не своим умом, а умом Меркулова.
Reply
"воля, разум, совесть и пр. существуют на равных правах и образуют личность"
По православному пониманию в личности, отпавшей от Бога, эти силы не действуют сообща, а конфликтуют. Для того, чтобы восстановить гармонию, нужно подчинение высшей Воле
См. слова Феофана Затворника (он говорит про разум, сердце, волю):
Силы эти, исходя из нашего сознания или лица (я) и в него возвращаясь, должны пребывать во взаимной связи и согласии между собою, под управлением своего исходного начала. Взаимное проникновение взаимопомощи при зависимости от действующего лица есть естественное состояние их ( ... )
Reply
Это тема для отдельного исследования.
Reply
2-я речь Сократа, Платон, Федр http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/21fedr.htm (244)
"Между тем величайшие для нас блага возникают от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как божий дар [26]. Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне [27] в состоянии неистовства сделали много хорошего для Эллады - и отдельным лицам и всему народу, а будучи в здравом рассудке, - мало или вовсе ничего"
"Так вот, насколько прорицание совершеннее и ценнее птицегадания - тут и название лучше и само дело, - настолько же, по свидетельству древних, неистовство, которое у людей от бога, прекраснее рассудительности, свойства человеческого.
Избавление от болезней, от крайних бедствий, от тяготевшего издревле гнева богов бывало найдено благодаря неистовству, появившемуся откуда-то в некоторых семействах и дававшему прорицания, кому это требовалось"
МС
Reply
Reply
Leave a comment