То, что дела у китайских друзей идут как-то не гладко, очевидно довольно давно. А вот масштаб бедствия не был вполне понятен до последнего времени.
Вот
изложение доклада Deutsche Bank AG:
"Центральные банки мира должны планировать скоординированные действия по проведению валютных интервенций, чтобы поддержать китайский юань и предотвратить дальнейшее укрепление американского доллара, как пишет Bloomberg, об этом сказано в докладе Deutsche Bank.
По мнение его специалистов, это надо сделать по той же схеме, что и в 1985 году в рамках соглашения «Плаза».
«Пока не поздно, США и другим крупным игрокам пора задуматься, что они могут предпринять, чтобы поддерживать Китай в переходе к рынку с устойчивым обменным курсом», - заявил глава отдела зарубежных исследований Deutsche Bank Алан Раскин.
Он напомнил, что уже дважды в 1980-х годах именно благодаря валютным интервенциям удалось остановить доллар, так сказать, на полном скаку. Раскин уверен: именно сейчас нужно принять аналогичные меры.
Юань потерял по отношению к американской валюте около 6% за последние полгода, экономисты расценивают это как весьма сильное ослабление. Кроме того, в условиях оттока капитала из КНР рост ее экономики замедлился. Такой спад больно ударил по мировым рынкам.
Центробанку Китая пришлось потратить на поддержание национальной валюты колоссальную сумму из международных резервов - 513 миллиардов долларов. На данный момент там осталось порядка 3,3 триллиона долларов, и Раскин уверен: если не вмешаться и не повлиять на положение дел, уже за полгода этот финансовый запас может стать ниже критического.
Если же денежные резервы Китая истощатся, а капиталы продолжат утекать из страны, КНР может не справиться с проведением интервенции, и это ослабит юань. Все рискует закончиться ростом доллара, что причинит ущерб экономике США и других государств, предостерегает эксперт.
Раскин настаивает: необходимо соглашение «Плаза-2». Напомним, в 1985 году председатели центробанков и главы минфинов самых экономически развитых стран встретились в Нью-Йорке в отеле «Плаза». Поводом стала необходимость выработать меры против подъема доллара, который укреплялся сильнее необходимого, а также для поддержки других валют. В результате были удачно проведены валютные интервенции: за два следующих года курс доллара к немецкой марке и к иене снизился наполовину."
Оригинальная статья Блумберга.
Не преувеличивает ли угрозу Раскин? Ведь $3,3 трлн резервов это очень много, или не много? Давайте посмотрим:
источник:
http://ru.tradingeconomics.com/china/money-supply-m2 Итак, агрегатор денежной массы М2 в Китае составляет 140 трлн юаней. Если поделить ее на ЗВР, то получится 42,4 при текущем курсе юаня к доллару 6,58 к 1.Для сравнения, если поделить м2 России на ЗВР России, то получится ок.80, что примерно соответствует курсу.
Однако это же еще не все. В Китае активно рос фондовый рынок, капитализация которого превышала августе 2015 года $10 трлн. Теперь рынок падает. Плюс есть неизвестный, но, видимо, значительный пузырь на рынке недвижимости. Все это создает огромный потенциал давления на юань.
Набирает силу процесс оттока капитала из Китая ($1 трлн за год) и вывода валюты из страны (потери ЗВР более $500 млрд за год, где-то 12-14%), что валит все рынки и угрожает превратиться в самоподдерживающийся процесс. Это произойдет, если по ощущениям китайцев оставаться в родных активах (валюта, недвижимость, акции) станет рискованно с точки зрения сохранения своих средств. И вот тогда все эти активы превратятся в "денежный навес", который может уничтожить все, от национальной валюты, до банковской системы. По мере развития этот кризис неизбежно перекинется и на остальной мир.
Сейчас мы имеем
оценку Сороса в Давосе, что в Китае идет "жесткая посадка". Имеем мы также и ответы китайских властей:
раз,
два,
три, в которых в проблемах обвиняются спекулянты, играющие на понижение, и сам Сорос. "В долгосрочной перспективе основания для девальвации нет" (с), "враги клевещут" (с).
С учетом того, как именно китайские власти заметают мусор под коврик, арестовывая главу статистического ведомства (ссылки
раз,
два), да, и приведенных выше данных, позиция китайского руководства представляется значительно менее убедительной.
Вообще понятно, что во многом происходящее - следствие кредитной накачки экономики и надувания своих пузырей. Привет, Глазьеву, да. Как говорится, без стратегии невозможны и стратегические ошибки. Стратегия была.
Можно сколько угодно говорить, о том, что в США в отличие от Китая фиктивная экономика, а фондовый рынок в несколько раз больше китайского, но это из китайских активов бегут в американские, а не наоборот. Китайцы вообще переоценили отношение к себе, как к развитой стране, экономической сверхдержаве. В этой экономической системе вся их экономическая мощь разбивается о то, что правила в системе написаны не ими и не под них*. Систему можно было менять в момент острого системного кризиса в США в 2008 году, когда они такое предложение получили от Путина, но они предпочли договариваться с американцами.
Теперь главные надежды Китая заключаются в следующем. Во-первых, это то, что КПК сумеет сломать сценарий самоподдерживающегося процесса выхода из китайских активов. Тут главный упор на валютные и прочие ограничения, да и пропаганду. Во-вторых же надежда также в том, что Китай с точки зрения США и ЕС to big to fail. Вопрос заключается в том, какой компромисс возможен, что китайцам придется за него отдать. К слову в цитированной статье Блумберга про предложения Deutsche Bank AG есть не переведенный на русский момент: This time, intervention may involve the U.S. selling dollars and buying Chinese and foreign assets, said Ruskin. Это привет уже фанатам Авантюриста, мол, никак без гиперинфляции доллара для скупки активов, да и вообще. Не нужна она, эта гиперинфляция, если доллар системно вытесняет другие валюты**.
* К слову в фильме "Матрице. Революция." есть интересный момент, когда Нео, считая себя неуязвимым, сталкивается с тем, кто именно этот фрагмент реальности и создал -
ютуб.
** Хотя идея и без того дурацкая.