Есть извечная больная тема военных историков - как сравнивать стоимость военной техники, и вообще, военные расходы сторон во Второй мировой. Проблема в том, что экономики основных участников разные, курсы валют устанавливаются по разным принципам, производства и технологии отличаются, цены формируются по разному и т.д.
Так вот, в порядке баловства.
В СССР купили лицензию на производство пассажирского самолета DC-3 и выпускали советский вариант под наименованием ПС-84, а потом Ли-2. В США DC-3 в ходе войны производили как транспортный С-47. Несколько огрубляя - это одна и та же машина, вот и посмотрим, во что она обходилась в разных экономиках.
Возьмем 1943 год. К этому моменту завод № 84 уже переехал в Ташкент и там освоился, вышел на потолок производства. В 1943 году отпускная цена на Ли-2 была установлена в 424 тыс рублей без двигателей. Двигатели... В принципе, с двигателями есть определенные сложности, ибо советские М-62ИР на Ли-2 были менее мощными, чем R-1830-92 фирмы «Пратт Уитни» на С-47. Выходить из ситуации будем так. По мере исчерпания ресурса двигателей на советских С-47 уже после войны на них ставили более мощные отечественные АШ-82ФН. Вот с ними - два на машину - Ли-2 и посчитаем, на 1943 год тогда еще М-82ФН стоил 70 тыс рублей. Итого: 564 тысяч рублей.
Средняя цена С-47 по
подборке - $92,4 тыс.
564/92,4 = 6,1
В 1942 году обе машины стоили дороже. Отпускная цена тогда еще ПС-84 - 525 тыс рублей, два двигателя тогда еще М-82 по 58 тыс. Итого: 641 тыс рублей. С-47 в 1942 году - $109,7 тыс.
641/109,7 = 5,84
Таким образом, курс рубль/доллар на 1942-43 гг. по индексу "высокотехнологичного бигмака" - 5,84 - 6,1 рублей за 1 доллар, округлим для ровного счета до 6 к 1.
Официальный курс 5,3 рубля за доллар, как ни странно, не сильно расходится с этим расчетом.
Если по этому курсу сравнить по ценам 1944 года поставляемые в СССР "Аэрокорбру" и "Кингкобру" , соответственно, $50,7 тыс и $60 тыс, с Ла-7 за 225 тыс рублей, то цена Ла-7 получится $37,5 тыс по выведенному курсу. В принципе, соотношение цен отторжения не вызывает.
А вот по танкам получится занятнее, массовые Т-34-76 1943 года за 135 тыс рублей, то есть за $22,5 тыс ровно вдвое дешевле самого массового "Шермана" М4А2. Дешево! Т-34-85 за 164 тыс рублей, то есть $27,3 тыс - тоже недорого.
В общем, если чуть серьезнее, то по продукции ВПК официальный курс навскидку, как минимум, не завышен. И в этой сфере послевоенная сталинская ревальвация рубля до курса 4 к 1 не выглядит так странно, как с товарами народного потребления и роскошью, как об этом написано в
"недлинные телеграммы Кеннана".
Кстати, о последней ссылке. Интересно, есть ли что-то более конкретное на тему того, как: "СССР поддерживал хронический дефицит в торговле с ЦВЕ, оплачивая его переоцененным рублем. «Ограбление Восточной Европы Сталиным» - так называют этот процесс политически незрелые граждане, упрощая и грубо округляя. Удешевление импорта продолжалось путем укрепления рубля. Наконец-то за пределами СССР нашелся кто-то, кому стал «нужен» советский женьминби. Наконец-то арбитраж заработал." Как мы помним, многие антисоветские протесты и восстания в Восточной Европе тем и обосновывались, мол, СССР их бессовестно грабит.