(no subject)

Jul 03, 2013 17:16

Великий мастер
Режиссёр Вонг Кар-Вай


Было бы неправильным сказать, что «Великий мастер» - это лишь фильм-биография Ип Мана, учителя Брюса Ли. В этом случае пришлось бы собирать карваевский пазл заново, отыскивая в его поэтическом реализме логически завершённые эпизоды. И частично это скорее всего удалось бы, ведь сам режиссёр заботливо расставил титры с датами, отсылающими к тому или иному периоду жизни легендарного мастера кунг-фу. Но этот метод обязательно приведёт к зияющим дырам в прошлом персонажа - где обучение у Леун Бика, где служба в полиции, где бегство из Китая от захватившей власть компартии, где воссоединение с сыновьями?
Отсюда сам собой напрашивается вывод - не это заботит Кар-Вая в первую очередь. Надо заметить, что к некоторым фактам биографии Ип Мана режиссёр за время фильма возвращается не один раз, а некоторые даёт словно впроброс, стремительно переходя к следующей сцене, словно боясь упустить из виду основную мысль повествования - рассказать о философии равновесия мира через историю любви Ип-Мана (Тони Люн) и Гун Эр (Чжан Цзыи) на языке кунг-фу, в котором «есть только два положения - стоять и лежать…»
Надо признать, что Кар-Вай создал новый образец для подражания в узком пространстве такого жанра, как байопик. Поэтический строй его картины вычленяется из красноречивой недоговорённости, невыраженных желаний, метафорического жеста и эстетической упругости кадра и похож на чтение между строк, когда ощущается мощное внутреннее давление смысла в простых словах, написанных простыми чернилами по простой бумаге. Через это ощущение и рождается образ внутренне наполненной истории.
По большому счёту Кар-Вай и рассказывает о внутренней красоте, но использует для этого изысканные внешние декорации - рискованный, но более чем оправданный шаг. В связи с этим многочисленные поединки Ип Мана не просто демонстрируют зрителю его владение кунг-фу, а дают ещё один повод понять через киноизображение тот неуловимый смысл жизни, который очень часто ускользает, как только начинают звучать слова, хотя на этот раз они у Кар-Вая особенно ёмки и значительны. И будь то мастерская уличная драка, искусный интеллектуальный бой с Гун Ма Саном, полный подлинной эротики поединок между Ип Маном и Гун Эр или демонстрация искусства перед недоверчивыми посетителями школы - это ни что иное как мощный метафорический ряд непростого жизненного пути героя.
При этом всё снято настолько красиво, что иногда можно задохнуться от полученного эстетического чувства. Рапид, долгие планы, медленные движения, смонтированные с быстрыми, почти мельтешащими на экране кадрами создают полное ощущение неуловимой техники Вин-Чунь (что в переводе с китайского означает «вечная весна» - и это ещё одно свидетельство Кар-Вая в копилку чувственного отношения к жизни) вкупе с полученным от природы даром мастерства. Ведь как ни крути, а речь в фильме идёт об искусстве, которое режиссёр на всём протяжении картины дополняет лишь уточняющими определениями - искусство войны, искусство ума, искусство любви и искусство ухода из жизни.

YI DAI ZONG SHI | 2013 | Гонконг, Китай, США | 130 мин | Мировая премьера 08.01.2013

Чжан Цзыи, Вонг Кар-Вай, pro кино, Тони Люн

Previous post Next post
Up