(no subject)

Aug 12, 2013 15:06

Элизиум: Рай не на Земле
Режиссёр Нил Бломкамп


Как известно, перевороты начинаются сверху, а революции снизу. К 2154 году Земля превратилась в глобальную свалку, перенаселённую бедняками, страдающими от болезней и голода. Те же, кто был способен приобрести место на орбитальной станции «Элизиум», благополучно покинули умирающую планету, чтобы наслаждаться жизнью и всеми её благами - начиная от всегда хорошей погоды и заканчивая медицинскими капсулами, излечивающими за минуту от любых напастей. И вот уже модель готова, рай и ад созданы, и было бы странным, если бы представители последнего не захотели бы полакомиться плодами первого. Так Нил Бломкамп создаёт глобальную социальную метафору нашей жизни - пропасть между богатыми и бедными становится всё более и более непреодолимой и тянет на эпитет космической. Первые защищаются, вторые пытаются прорваться. Но лишь редкие челноки достигают цели, а достигнув, только и успевают, что лечь на пару минут в медицинскую капсулу. Но под неусыпным контролем жёсткого в мерах пресечения министра обороны Делакорт (Джоди Фостер) и это считается почти немыслимым достижением, поскольку депортации всё равно никому не избежать - беднякам нет доступа на земле обетованной, где министр готовит переворот по смене власти. Вот в таком мире и живёт простой парень Макс (Мэтт Дэймон), завязавший с криминальным прошлым и работающий на заводе по производству роботов для «Элизиума». Звёзд с неба не хватает, довольствуется малым и отмахивается от предложений друзей угнать тачку… до тех пор, пока не получит полного облучения и всего лишь пять дней жизни в придачу. Так начнётся новая революция…
Исходя даже из такого, сильно утрированного распределения противоборствующих сил, очевидно, что противостояние министра Делакорт и облучённого героя и логичней и продуктивней в плане развития сюжета. Но этот конфликт в картине подменяется выяснением не совсем понятных отношений между героем и тайным агентом системы полубезумным Крюгером, поднявшим впоследствии единоличный мятеж после неожиданного отстранения от службы. Очевидно, что мотив личной мести здесь более поверхностный и рядовой, нежели левацкий порыв бунтаря поневоле Макса, заниженный откровенной харизмой Шарлто Копли в образа свирепого злодея с самурайским мечом за спиной.
Вообще, откровенно говоря, с личными мотивами в этой истории не задалось с самого начала. Взять, к примеру, лирическую линию. Такое ощущение, что она режиссёру или мешает, или он не знает, что с ней делать. Всякий раз, как только надо сообщить зрителю о подруге героя, на экране начинают мелькать кадры из его детства, когда было дано обещание увезти подружку на «Элизиум». При этом до самого момента инцидента на заводе с облучением Макса, они больше ни разу не встречались (во всяком случае, режиссёр об этом умалчивает) - известие, что у подружки есть уже не вполне маленькая дочь, герой встречает с большим удивлением. Что это, продюсерское вмешательство в структуру сюжета или режиссёрский крен в техническую сторону, сделавший лирическую линию фильма не просто слабым местом картины, а каким-то заезженным до дыр неприличным местом - герой перед тем как нажать фатальную кнопку, обязательно позвонит подруге и две минуты с ней посентиментальничает?
Никто не мог даже предположить такого поворота событий, когда четыре года назад щедро раздавал Нилу Бломкампу авансы после выхода в свет его дебютного «Района №9», который резко повысил шансы не только самого режиссёра на многомиллионный проект в ближайшем будущем, но и ожидания зрителей на новый виток в истории жанра. Бюджет, как мы видим, появился, а вот с ожиданиями случился конфуз.
Здесь простое сравнение будет красноречивей любых фанатских лозунгов. В «Районе №9» сочетание натуры, социального подтекста и фантастического мира подкупало своей документальной формой. Практически это был сай-фай мокьюментари, то есть псевдодокументальное фантастическое кино о креветках-инопланетянах, вынужденных жить в гетто Йоханнесбурга и испытывать все положенные в таких случаях тяготы и лишения. Да и сама история развивалась не по законам крутого экшена, а скажем, в духе европейской драмы из жизни иммигрантов с положенным в таких случаях беспределом властей. В «Элизиуме» из этого багажа осталась только колоритная фактура - полуразрушенный Лос-Анджелес, напоминающий районы плотной застройки бедных кварталов, ржавые поверхности летательных аппаратов, нищета на тысячи миль вокруг и полудокументальный стиль съёмок. Но сама история при этом поменяла ритм, избавилась от напряжения и лишилась сопротивления к скольжению по накатанным рельсам производства массовой продукции. Появилась завораживающая плоскость, но исчезло главное - глубина.
И ни усилия гуру футуристического дизайна Сида Мида по бесшовному внедрению спецэффектов в натуру, ни харизма Шарлто Копли, который вопреки здравому смыслу по сути дела и вытягивает весь фильм, ни эффект растворения социального настоящего в теле далёкого будущего не спасают эту картину от ощущения поделки не первой свежести. Просто очень обидно, когда качественно проработанный мир (и в этом несомненный плюс и заслуга Нила Бломкампа) вдруг рушится под ударами клишированных топоров большого кинобизнеса. Обидно, потому что «Район №9» пока так и остался недосягаемым рубежом социально ориентированной фантастики даже для самого автора.

ELYSIUM | 2013 | США | 109 мин | Мировая премьера 07.08.2013

Мэтт Дэймон, Нил Бломкамп, Джоди Фостер, pro кино, Шарлто Копли

Previous post Next post
Up