(no subject)

Apr 05, 2013 16:05

Охота
Режиссёр Томас Винтерберг


Одна из особенностей фильмов Томаса Винтерберга в том, что его изнаночный шов, открытый наружу и свойственный по большому счёту всей датской кинематографии, отличается особым лоском - с одной стороны арт-хауз, а с другой вполне себе массовое кино. В этом подвох. У датчан, видимо, этот вирус провокации проникает в кровь с молоком матери и становится отличительной чертой характера. Вот и в своём новом фильме он превращает тему охоты в историю травли человека, где напрасно обвинённый охотник оказывается в роли жертвы, неожиданно повесившей себе мишень на грудь. И в этом смысле выстрел по главному герою во время настоящей охоты отнюдь неслучаен. Но всё по порядку.
Маленький и уютный датский посёлок предстаёт в фильме как модель большого мира. Все друг друга знают, ходят в гости, выпивают, общаются. Не является исключением и разведённый со своей женой Лукас (Мадс Миккельсен), работающий воспитателем в детском саду. К нему неравнодушна пятилетняя Клара (Анника Веддеркопп), дочь его друзей, как обычно бывают влюблены дети в кого-нибудь из взрослых. Однажды под Рождество она дарит ему валентинку, а Лукас пытается ей объяснить, что такие вещи надо дарить только родителям. Маленькая Клара обижается, и неожиданно её обида превращается в настоящую катастрофу для Лукаса - его обвиняют в педофилии и закрывают перед ним двери общества: увольняют с работы, не продают продукты в магазине, бьют стёкла в доме и убивают любимую собаку. То есть практически изгоняют из рая с вывеской «цивилизация». Правда потом откроется, да вот только вопрос, а действительно ли верят в неё обвинители? Последние кадры совсем в этом не убеждают, и трещина в этих налаженных заново отношениях ощущается очень сильная. Так сказать, в сухом остатке. А эта ссадина будет ныть ещё очень и очень долго.
При всём драматизме происходящего, фильм Винтерберга «Охота» наглядно показывает одну достаточно любопытную вещь - цивилизованное общество стало своеобразным закрытым клубом до такой степени, что способно вытеснить из себя любого человека, которого до этого принимало в свои объятия, но осудило по каким-то своим внутренним законам, смахивающим на средневековые. Оно способно отказать ему в элементарных правах. А было ли вообще Возрождение, хочется спросить? Это вещь поразительная, особенно если учесть все эти современные разговоры о толерантности, человечности и общей культуре. И разве это не происходит сейчас и с нами?
Если принять во внимание теорию спиралевидного развития истории, то в скором времени нас должен ожидать ад инквизиции. И в этом смысле «Охота» Винтерберга - пророчески сильный фильм. Та болезненная индивидуализация, которая, как кажется многим, ведёт к развитию личности, на самом деле развивает неслабый стадный инстинкт, возведённый в ранг нормы жизни.
Теперь никак и никем не предполагается, что дети умеют врать. Взрослых теперь не пробить на тему, что заложенное в чад воспитание может обернуться для них и обратной стороной, они всегда будут уверены в том, что их дети никогда не врут, никогда не грубят, не курят, не пьют и не ругаются матом. Но Винтерберг мельком показывает сцену, когда мимо девочки пробегает подросток брат и его друг, который остановившись, комментирует ей эпизод из увиденного на планшетнике порнофильма. Эпизод длится не более пяти секунд, но именно он, а не воспитание и не уроки по этикету вонзится в голову ребёнка сильнее, чем разговоры о благовоспитанности, и при удобном случае просто всплывёт из памяти. Знает ли ребёнок, что повлечёт за собой его ложь? Нет, он таким образом пытается отомстить за свою обиду, индивидуальную и личностную. Но он не знаком с последствиями своего поступка и с тем, как он может повлиять на другого человека. Ему никто об этом не рассказал. Ведь родители водят Клару в сад и на воскресную службу и при этом каждое утро выясняют друг с другом отношения, которые отменяют и сад и воскресную службу, а вся любовь этого мира оказывается в итоге большой и беззастенчивой ложью. И сказать это у Винтерберга получилось более чем убедительно.

JAGTEN | 2012 | Дания | 106 мин | Мировая премьера 20.05.2012

Мадс Миккельсен, Томас Винтерберг, pro кино, Анника Веддеркопп

Previous post Next post
Up