Недавно я писала, что
со мной случилась дорама. Меня нехарактерно долго не отпускало эмоциональное напряжение и персонажи, возможность смотреть что-то еще не вдохновляла. Чтобы справиться с этим, я много обсуждала эту историю, заслушивала саундтрек, села на сериальную диету, читала бумажные книги.
Вчера решила попробовать еще один способ - обмануть себя, начать смотреть другую дораму попроще, чтобы заскучать на ней, перестать хотеть смотреть дальше и так постепенно слезть с этой иглы. Имя актера Хон Чжон-хёна (Ван Рин в "Любви короля") мне показалось достойным запоминания, потому что он красавчик, поэтому я достала одну из его первых дорам - "Белое Рождество" 2011го года.
Это оказалось фатальной ошибкой.
Это снято давно - говорила я себе - наверняка, тогда еще не умели делать по-современному круто.
Там всего 8 серий - говорила я себе - это не серьезно, так, игрушка, зарисовка.
Это очень избитый сюжет - говорила я себе - я такое уже видела, от "Десяти негритят" до "13 причин почему".
Что могло пойти не так? *сарказм*
Сегодня рано утром я сидела и смотрела на темный экран. Мой мозг был взорван. Опять.
Закрытая частная школа для самых умных подростков страны. Продвинутая система охраны, и камеры, следящие за каждым шагом. Горы, занесенные снегом, заваленные лавиной дороги. Семь учеников и учитель остаются в школе на 8 дней рождественских каникул. Черные письма с перечислением грехов и обещанием одного трупа к концу праздников. Таинственный гость, случайно нашедший путь сквозь снег к воротам школы. Никто не невинен.
Монстрами рождаются или становятся?
Ну да, конечно, тут все зависит от того, сколько раз вы видели подобную историю прежде. Для Азии это достаточно частая тема и сеттинг, да и для Запада тоже. Я видела свою долю, но не успела пресытится, поэтому сравнения мне не мешали получать удовольствие. Но я допускаю, что кому-то могут.
Для меня важно не что, а как.
К тому же, я сразу делаю допущение, что я - это я, в моем багаже достаточно аниме, манги, дорам и Харуки Мураками, чтобы я просто была настроена на подобную подачу. Плюс личная история.
Это действительно выглядит как 2011й, в самом начале заметно, что дорама снята дешево - в том смысле, что там нет гладкой глянцевой картинки, к которой мы привыкли теперь и особенно в западных сериалах. Больше похоже на отечественный сериалопром.
Молодые актеры в самом начале выглядят неестественно, и есть ощущение, что они то недоигрывают, то переигрывают. Ну вот - думаешь ты - понабрали красивых мальчиков по объявлению...
Но тем не менее, загадка представлена. Кто разослал письма, где чей грех, и чей труп найдут в конце? Сюжет достаточно умело играет со зрителем, наводя подозрения то на одного персонажа, то на другого, заставляя подозревать каждого. С первой же серии включаешься в эту игру, сперва снисходительно, затем все с большим интересом. А вдруг корейцам есть, чем удивить? С высоты своего сериального опыта начинаешь подозревать самых вероятных - самого забитого, или самого веселого, или того, кто больше времени проводит на больничной койке, или единственную девушку как самую отличающуюся в группе из 6 парней, или учителя, или того, кто прибыл последним.
И я была права буквально с самого начала, сходу верно разгадала двух ключевых персонажей. Вот только... это было СОВЕРШЕННО НЕ ВАЖНО. Как удар под дых. Потому что началась совершенно другая игра.
И вот тут актеры каааак заиграли! Можно просто откинуться и смотреть, не отрываясь и кусая ногти, на эту молодежь, которой едва исполнилось 20. И просто наслаждаться тем, как они это делают, какую дают живую энергию клубка волчат и Повелителя мух.
Такое чувство, что есть два параллельных сериала: один ты смотришь на экране - из диалогов и действий, а второй - разыгрывают черти в личном омуте каждого персонажа. Взгляды, мельчайшая мимика, пластика тела, все не сказанное повисает в воздухе и проявляется отчетливо, как полароидный снимок.
А проявитель - ты сам. Поэтому каждый увидит что-то свое, поймет что-то свое, сочтет важным не то, что другие. Тут есть потенциал пересмотреть сериал несколько раз, концентрируясь на разных персонажах и происходящем с ними.
А оператор кааак начал снимать! И вот уже не заметно дешевой картинки, а есть умные и интересные планы, добавляющие новый визуальный уровень к истории. И само здание школы, напоминающее головоломку - помните, в детстве были такие прозрачные кубики с лабиринтом и металлическим шариком внутри? - становится не менее важным персонажем, чем люди.
Или, может, это больше похоже на снежный шар? В любом случае, тут показана очень замкнутая, искусственная система, построенная на экспериментальной условности. Ученики не могут покинуть это место, как будто за пределами школы мира не существует. С психологической точки зрения для них это действительно так. И мы должны принять эти правила игры.
Как и другие более мелкие условности:) Как, например, то, что у каждого ученика находится новое стильное пальто на каждый день каникул:) Но корейцы же короли стильных пальто:) Причем одежда подчеркивает характер каждого.
И все детали сюжета очень тщательно подобраны, плотно подогнаны друг к другу, все пересекается, переплетается и отражается друг в друге. Во время просмотра даже специально стараешься притормаживать, чтобы все отследить и не пропустить ни сцены, ни детали, но жеста. Дорама отлично идет для бессонной ночи, но иногда нужно просто остановиться, когда внимание ослабевает от усталости.
Добавьте саундтрек, состоящий ради разнообразия не из обычной сладкой корейской попсы, а из пробирающих до мурашек крадущихся тревожных тем, западного рока и пронзительной классики.
Я не буду рассказывать сюжет более. И не буду детально обсуждать в посте персонажей, свои выводы и теории. Во-первых, мне не хочется спойлерить, а во-вторых, едва ли кому-то нужна простыня про личностей, о которых они не имеют понятия. И в-третьих - я сама еще до конца не знаю, что и думать, и буду какое-то время все переваривать и читать чужие мнения, сравнивать свое восприятие. Но пока мне надо срочно выпустить пар:)
Но чтобы легче было въехать и не запутаться в большом количестве лиц и имен, и чтобы пост не был совсем скучным без картинок, я сделаю галерею наших героев:
Вот Пак Му-ёль - хороший парень, который всегда старается поступать правильно и готов взять на себя лидерство в группе.
Вот Чо Ён-чже - задира, bully - мне всегда трудно найти правильный перевод этого слова на русский.
А это Чхве Чхи-хун - безэмоциональный технический гений.
Единственная девушка в компании - Юн Ын-сон.
Депрессивный и загадочный Юн-су, которого в школе прозвали Ангелом. Он отгораживается от мира наушниками и живет в своей голове.
А вот парень, который как раз хочет все слышать, но у него не всегда есть такая возможность. Ян Кан-мо - с рождения носит слуховой аппарат, а еще не расстается с видео-камерой. Он, пожалуй, ближе всех к роли шута в этой компании.
И последний из учеников - Ли Чжэ-гю, забитый тихоня. У Хон Чжон-хёна тут интересная роль и сложный персонаж, опять сильно контрастирующий с обоими его будущими героями в
"Алых сердцах Корё" и
"Любви короля". Но как и там, к этому его герою можно относиться и оценивать его действия очень полярно с точки зрения понимания его мотивации и своей симпатии. Для меня лично это персонаж, с которым я вижу больше всего общего в этой школьной компании.
Герои тут сложные у всех, но остальные актеры мне не знакомы в других работах, а по этому юноше я наглядно вижу, какой потрясающе разный он может быть, как полностью меняется его пластика для разных ролей.
А вот молодой учитель физкультуры, оставшийся присматривать за учениками.
Там есть и другие персонажи, но их я не покажу, потому что это сюрприз:)
Если кто-то вдруг это посмотрит, то в комментариях уже можно будет наспойлить и поболтать - кто из персонажей показался самым интересным? кому сочувствовали и кого ненавидели? что вы поняли и не поняли про их истории? что это было с Юн-су? как вы относитесь к Кан-мо? что было в голове у Чжэ-гю в разные моменты? так что там с монстрами? и какого черта это было в конце?!
Но, конечно, надо всегда держать в голове, что это азиаты. Как обычно, в исторических сериалах гораздо проще делать допущения, почему люди ведут себя так, как ведут. Средневековые европейцы тоже странные, если уж задумываться. А с современными азиатскими сериалами - другое, там ситуации постоянно примеряешь на себя и окружающих тебя людей. И от этого многие проблемы и ситуации кажутся надуманными или чересчур усложненными, или ты не понимаешь, почему герои тормозят и не делают кажущиеся тебе логичными вещи.
Лично я люблю не понимать и разбираться, что эти люди чувствуют, что творится в их головах, почему они поступают так, как поступают. Но мой анализ идет скорее через личные параллели и эмпатию, поэтому мне сложно выразить словами. Мне кажется, западного зрителя завораживает азиатское кино и другое искусство, потому что оно другое. Это почти как uncanny valley и поэтому ты можешь посмотреть не замыленным глазом, что оказывается и вот так бывает... а почему? а что, так можно?
Взять, например, буллинг. Ведь какой сериал про школьников обойдется без этой темы... Она очень частая для Японии\Кореи, и кажется, что герои там очень уж нежные и постоянно сводят счеты с жизнью на пустом месте по не стоящим того причинам. Американцы сняли бы иначе. Хотя мы ведь и Ханну из "13 причин почему" не до конца понимаем.
В конце-концов, если бы моя школьная жизнь была бы дорамой, я бы тоже легко прошла квалификацию на роль девочки, которая выходит в окно в начале первой серии и запускает всю цепочку трагических событий. Но со мной этого не случилось, потому что моя культура - другая. На нас нет такого давления по поводу учебы и оправдания надежд родителей. Мы в целом меньше стремимся к коллективизму, и если оказываемся вне общества сверстников и ходим по школьным коридорам, будто призрак, через которого все смотрят, нас это не убивает. Обычно нам нужно что-то более целенаправленное и физически-осязаемое, чтобы толкнуть нас через край. Корейцы и японцы чувствительнее к игнору, это их культурный код.
Однако, на самом деле это все обобщения. В реальности никогда не знаешь, что может стать для любого человека последней каплей. Каждый сломан внутри по-своему. И маленькие действия, которые ты сам и за грехи не считаешь, складываются и становятся невыносимыми для кого-то. Это страшно. И очень не честно. И я не знаю, что с этим делать:( Дорама заставляет думать и искать ответы, но у меня их все еще нет.
Но лучше уж думать. И спасибо "Белому Рождеству" за начало нового диалога хотя бы с собой.
UPD: Осторожно, эта штука заставляет тебя думать. И это сложные мысли.
UPD: C 3 мая в комментариях идет обсуждение со спойлерами. Если кто-то еще не смотрел сериал, не читайте комментарии, спойлеры очень испортят вам впечатление от просмотра.