Банши Инишерина / The Banshees of Inisherin, автор сценария и режиссёр Мартин Макдонах / Martin McDonagh, Ирландия, Великобритания, 2022
Венецианский кинофестиваль, 2022 - лучший сценарий; лучшая мужская роль (Колин Фаррел)
Он бросил на Ивана Никифоровича взгляд - и какой взгляд! Если бы этому взгляду придана была власть исполнительная, то он обратил бы в прах Ивана Никифоровича.
Николай Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1835)
Жизнь чередовалась обычными явлениями, не внося губительных перемен, можно было бы сказать, если б удары жизни вовсе не достигали маленьких мирных уголков.
Иван Гончаров. Обломов (1859)
Фильмы Макдонаха до этого были криминально-гангстерско космополитическими («Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов») и даже американскими («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), хотя и с фирменной макдонаховской жёсткостью и жестокостью. Ирландский ещё даже по названию «Банши Инишерина» возвращает зрителя в театр Макдонаха, там, где обитают красавицы, однорукие, калеки, лейтенанты, люди из Инишмаана, Инишмора, Линена, Коннемары, Спокана. Фильм поставлен по неопубликованной пьесе Макдонаха и поначалу миссия его видится явлением почвы на которой выросла его драматургия, вот они, эти зелёные каменистые холмы, дороги, огороженные заборами из камней, обрывистый берег сурового моря, дома, стоящие на отдалении друг от друга, бар, где живут и куда приходят выпить стаканчик тёмного эля и хереса его немногословные герои. Но вскоре, по мере развертывания сюжета, становится понятно, что здесь отдельная история, внешне похожая на гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», но в сущности своей она другая. Миргородские персонажи поссорились из-за какой-то ерунды, ни они сами, ни читатели уж и не помнят из-за чего, то ли кабанчик что-то съел в соседском огороде, то ли собака там что-то разорила.
У приятелей из Инишерина конфликт фундаментальный, мировоззренческий. Ирландский Иван Иваныч (Колм) озвучивает экзистенциальную его суть, но приятель-сосед Иван Никифырыч (Падрайк) видит и воспринимает лишь внешнюю житейскую его сторону. Конфликт начинается неожиданно, и продолжается, не затухая от дружеских и родственных увещеваний, вспыхивая эмоциями, страстями и огнём, сочась кровью, превращая фильм в притчу о трагической неспособности принятия человеком перемен, о катастрофе, к которой приводит эта невозможность и непонимание. Как и у Гоголя, конфликт в Инишерине продолжается и за границами произведения, там ссора превращалась в вечную судебную тяжбу, здесь будущая трагическая развязка предрешена пророчеством ведьмы-банши и финальным кадром.