Утешение сверхтекстом

Nov 19, 2020 10:01

Евгений Водолазкин. Брисбен. М., АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018
Национальный конкурс «Книга года-2019» - победитель
Национальная литературная премия «Большая книга-2019» - финалист
... )

Водолазкин, смерть, Бальзак, Большая книга, литература

Leave a comment

Comments 35

lj_frank_bot November 19 2020, 07:02:11 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Происшествия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


twins_en November 19 2020, 07:59:47 UTC

... )

Reply


Зачем... twins_en November 19 2020, 08:37:21 UTC
... люди читают сверхотзывы... чтобы еще раз пережить (совместно?) эмоции и переживания (сопереживания?))))...

Reply

RE: зачем люди читают сверхотзывы jeanix November 19 2020, 08:58:46 UTC
Основных причин три:
1) Чтобы ещё раз пережить совместно эмоции. Ключевых слов тут два - ещё раз и совместно. Замечали ведь, когда в театре со сцены звучит какая-нибудь очень смешная шутка или гэг, то зритель, хохоча всегда ловит взгляд своего спутника-спутницы или рядом сидящего соседа - совместное переживание.
2) Увидеть что-то ранее тобой незамеченное, например, вертикаль в фигуре Святого Антония (Моисеева).
3) Процесс диалогики - он весьма продуктивен, и часто приносит значимые результаты. Моя любимая, с юных лет, философская книга - Владимир Библер "Мышление как творчество". В ней обоснована концепция диалогики, логики в диалоге, именно в диалоге, даже в мысленном диалоге, запускаемом в процессе чтения, в голову вдруг приходят такие идеи по поводу прочитанного-виденного, которые сами по себе, или перед чистым вордовым листом никогда не возникли бы.

Reply


Полифония Водолазкина twins_en November 19 2020, 09:12:09 UTC
Что меня еще подкупает и, пожалуй, восхищает в книгах Водолазкина, так его умение играть текстом, чтобы показать практически одновременно взгляд героя и взгляд НА героя. Удивительно он изобретателен в управлении и выражении авторского голоса, голоса героя, персонажей и... нашего, читательского, мнения...

Reply

RE: взгляд героя и взгляд НА героя jeanix November 19 2020, 09:35:35 UTC
Спасибо, N, за тонкое замечание!
Да, у него нет цельно-монологического авторского текста, читательское впечатление складывается из разных линий, из параллельных и пересекающихся, он использует для этого разные приёмы, в "Брисбене", например, линия настоящего времени идёт от первого лица, а линия прошлого главного героя рассказана в третьем лице. Или, например, мелкая деталь: в "Лавре" смятая пластмассовая бутылка валяющаяся в средневековом лесу, как бы освещала взгляд на житие героя из сегодня.

Reply

RE: "смятая пластмассовая бутылка" twins_en November 19 2020, 10:21:04 UTC
Многим покоя не дает, это какой-то "шоковый стопер")

Reply

RE: шоковый стопер jeanix November 19 2020, 11:36:43 UTC
Шоковым стопером эта деталь является для поклонников старой литературы, костюмной исторической беллетристики, типовой пример которой - «Зулейха открывает глаза». Аналогично, и в театре, этой публике нужен Шекспир «в бархатных штанишках и в кружевах» (© Н.Коляда), и когда они видят на сцене смятую пластмассовую бутылку в шекспировском спектакле Бутусова, их точно также стопорит.
Назначений у этой детальки, у смятой пластмассовой бутылки, несколько, помимо проводника «взгляда из сегодня», это ещё и знак новой литературы, знак жанра - неисторический роман, житие, написанное современным языком.

Reply


ourania_m November 19 2020, 12:26:09 UTC

... )

Reply


Leave a comment

Up