Некопенгаген

Feb 03, 2014 00:20

Марюс Ивашкявичус «Кант» Театр Маяковского, режиссёр Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин 2014

Библиография
Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах. М., 1994.
Кант И. Изречения. Калининград, 2010
Кант И. Критика чистого разума. М., 1999

100 этюдов о Канте. М., 2005
Абдильдин Ж. Диалектика Канта. Алма-Ата, 1974
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998
Гачев Г. Осень с Кантом. Образность в "Критике чистого разума". М., 2004
Голосовкер Я. Достоевский и Кант, М., 1963
Гулыга А. Кант, М., 1977
Делёз Ж., Критическая философия Канта. М., 2001
Калинников Л. Кант в русской философской культуре. М., 2005
Кант: pro et contra. М., 2005
Кант и философия в России. М., 1994
Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., 1997
Ойзерман Т. Философия Канта и современность. М., 1974
Стретерн П. Кант за 90 минут. М., 2004
Философия Канта в критике современного разума. М., 2010


Перечитывать собрание сочинений Канта и работы по кантовской философии перед спектаклем не стоит. Жанр спектакля, указанный в афише («о критике чистого разума») - ироническая обманка. Ключ к спектаклю в интервью М.Филиппова: «Наш "Кант" ближе к хармсовским рассказам о Пушкине и Толстом». Кант - это такой прикольный чудак, обедающий у себя дома в компании своих приятелей (проповедник, судья, врач, полицейский), таких же чудаков как и хозяин. Блюда разносит тоже чудак - слуга. Дом философа Канта совершенен, он построен художником С.Бархиным на сцене театра в виде магического шестигранника, зрители располагаются внутри него, он весь, даже подушечки на лавках для зрителей, обит каким-то сочащимся алым бархатом.


Дом-шестигранник - самая замечательная компонента спектакля. Всё остальное - болтовня во время обеда. О чём? О женщинах, об их специфических характерах и привычках, о погоде, о стульях, о супе, о яблоках, о рыбе, о соседском петухе, о красном и белом вине, о ложках, об англичанах и о шотландцах - обо всём и ни о чём. Нельзя сказать, что эта трёхчасовая беседа утомительна, слушаешь эту «критику пустой болтовни» с вниманием, временами это даже смешно, но смех пустой, как и разговоры, в памяти лишь остаётся пара анекдотов, их повторяли несколько раз, Кант с чудаками-друзьями долго и смачно смеялись, действительно смешные анекдоты, но пустые.
Если Кант, его слуга и его приятели - гротескные чудаки (причём двое актёров, И.Костолевский и А.Лобоцкий, на мой вкус, в своём чудаческом преувеличении слишком уж играют в дурачки своими персонажами), то три женщины, неожиданно для хозяина появляющиеся во время обеда в его доме - прекрасны, в пожилой и молодой монашках, в их коротких монологах приметна их судьба, горькая, настоящая, а очаровательная незнакомка притягивает тайной, которую ни Кант ни его сотрапезники-чудаки так и не разгадают.
Женщины ушли, обед закончен, что остаётся, кроме анекдотцев и разговоров ни о чём? Лишь два вопроса:
Тот самый ли это Кант?
Тот самый ли это Карбаускис?

театр, Маяковка, Ивашкявичус, Карбаускис

Previous post Next post
Up