Я читал забавное описание тактики мангуста при борьбе с коброй: она раскачивается, - он раскачивается, а потом, в некоторый интуитивно избранный момент, ломает ритм и бросается. А глупой кобре на такое не хватает мозгов.
Я эту классику помню по диафильму (а вы застали ещё это явление?). А про мангуста с коброй - я это даже не читал, а смотрел научпоп, про превосходство сложного мозжечка у млекопитающих.
Вроде как физиологи разделяют два типа движений - "медленные", с обратной связью (я вижу, что делаю, и успеваю контролировать-корректировать мозгом), и "быстрые", без обратной связи (вся последовательность движений препрограммируется в мозжечке, и - вперёд). Например, кошка с повреждённым мозжечком нормально ходит и даже бегает, а вот всегда на лапы - не падает. Так и описанные вами восточные единоборцы - сначала им связка прошивается в мозжечок тупо, а потом их учат перепрограммироваться :)
Эх, ностальгия... Да, у нас была дома коллекция диафильмов (штук 150-200?). Я под них, например, болел. В возрасте 5 лет, вернувшись с детского дня рождения, довёл родителей до слёз фразой: "папа, на празднике всем детям показывали диафильмы, но никому не ставили горчичники!"
Только не помню, был ли там мультик про Рикки-Тикки-Тави. Возможно, мне это всё-таки читали как книжку, причём без картинок. По крайней мере, визуальный образ как-то не сохранился.
Насчёт мозжечка интересно. Не думаю, правда, что единоборцы согласились бы ради науки разрушать свой мозжечок :)
второй вариант обучения, к сожалению редко встречающийся. Учим биомеханику и учим отдельным элементам. Как он их выстраивает в спарринге или танце его личное дело. Применяют в рукопашке и танцах. Раньше так же применяли в легкой атлетике, сейчас не знаю. А да. При этом ещё учим думать :-)
к сожалению в восточном подходе так получается редко(сужу исключительно по себе). Обычно все сводится к заучиванию движений, если вдруг ученик придумает свое, а не дай бог применит. А придумыванию своего мешает отсутствие знаний по физике/механике/биомеханике.
кстати ещё один пример правильного обучения. Ли Бо(поэт). В свое время был настолько крутой рукопашник, что шаолиньские монахи сдавались только услышав у кого он учился. Отличительная особенность - его ката не учили :-) Вообще.
Это некоторый результат кристаллизации системы в форме, и хорошему учителю приходится дополнительную задачу "выбивания" ученика из чрезмерно кристаллизованой формы, если он в ней застревает (а это скорее всего происходит само собой - такая уж природа кристаллизации).
Ну всё китайское произошло из 9 потом 12 форм (тайцзы) тао - то есть застывших заученных движений. Метод обучения Ли Бо заключался в том что того в течении 6-7 лет ежедневно наставник молотил бамбуковым посохом. Без каких либо показываний движений. В качестве развивающих упражнений предлагался бег по утреннему лесу (нужно было остаться сухим).
Сдается мне, что Ли Бо до этого кое-чему был научен. Иначе на первом месяце такого обучения он бы прибил учителя , когда тот спал, продемонстрировав совершенно нетрадиционный приемчик - "против лома нет приема"
На эту же тему в принципе пишет и товарищ W. Что основной вид мышления - это сведение к паттернам из коллекции, так он и построил М.
Вообще же, клеточный автомат 30 порождает хаос (он же - генератор случайных чисел в М), в то время, как автомат 110 порождает "полноту бытия". Не хаос, но и не порядок. В основном - длинные, но неожиданно обрывающиеся закономwерности. Каждый день всxодило солнце, а потом вдруг - раз, и не возшло. В жизни так и бывает.
Там же о том, что автомат 110 позволяет реализовать универсальную машину Тьюринга (хотя подача данных на вход нетривиальная, косыми линиями).
Comments 14
Reply
Reply
Вроде как физиологи разделяют два типа движений - "медленные", с обратной связью (я вижу, что делаю, и успеваю контролировать-корректировать мозгом), и "быстрые", без обратной связи (вся последовательность движений препрограммируется в мозжечке, и - вперёд). Например, кошка с повреждённым мозжечком нормально ходит и даже бегает, а вот всегда на лапы - не падает. Так и описанные вами восточные единоборцы - сначала им связка прошивается в мозжечок тупо, а потом их учат перепрограммироваться :)
Reply
Только не помню, был ли там мультик про Рикки-Тикки-Тави. Возможно, мне это всё-таки читали как книжку, причём без картинок. По крайней мере, визуальный образ как-то не сохранился.
Насчёт мозжечка интересно. Не думаю, правда, что единоборцы согласились бы ради науки разрушать свой мозжечок :)
Reply
Учим биомеханику и учим отдельным элементам.
Как он их выстраивает в спарринге или танце его личное дело.
Применяют в рукопашке и танцах.
Раньше так же применяли в легкой атлетике, сейчас не знаю.
А да. При этом ещё учим думать :-)
Reply
Reply
Обычно все сводится к заучиванию движений, если вдруг ученик придумает свое, а не дай бог применит.
А придумыванию своего мешает отсутствие знаний по физике/механике/биомеханике.
Reply
Ли Бо(поэт). В свое время был настолько крутой рукопашник, что шаолиньские монахи сдавались только услышав у кого он учился.
Отличительная особенность - его ката не учили :-) Вообще.
Reply
Это некоторый результат кристаллизации системы в форме, и хорошему учителю приходится дополнительную задачу "выбивания" ученика из чрезмерно кристаллизованой формы, если он в ней застревает (а это скорее всего происходит само собой - такая уж природа кристаллизации).
Reply
Метод обучения Ли Бо заключался в том что того в течении 6-7 лет ежедневно наставник молотил бамбуковым посохом. Без каких либо показываний движений. В качестве развивающих упражнений предлагался бег по утреннему лесу (нужно было остаться сухим).
Reply
Reply
Вообще же, клеточный автомат 30 порождает хаос (он же - генератор случайных чисел в М), в то время, как автомат 110 порождает "полноту бытия". Не хаос, но и не порядок. В основном - длинные, но неожиданно обрывающиеся закономwерности. Каждый день всxодило солнце, а потом вдруг - раз, и не возшло. В жизни так и бывает.
Там же о том, что автомат 110 позволяет реализовать универсальную машину Тьюринга (хотя подача данных на вход нетривиальная, косыми линиями).
Reply
Leave a comment