Ассимиляция с одним неизвестным

Jun 27, 2012 15:21


Этот текст начал писать как ответ в теме на мегрельнском блоге Шамугия, но потом решил поставить как отдельный материал.

Цель очерка - проследить влияние европейской модели государственности «одна нация - одно государство» в Грузии и, в частноси, на возникновение унитаристской модели ассимиляции «инославных» этнических групп. Также делается обзор нынешнего состояния этого процесса, и возможных путей развития на будущее.

Это только что напсианная версия. На опечатки пожалуйста не обращайте внимания. Некоторые явление представил контрастно, чтобы показать тенденции более выпукло.

Начало современного национализма на барикадах

Современный тип национализма сформировался в Западной Европе с конца 18-го века, в первую очередь во Франции времен Великой французскй революции (Наполеоновские войны какраз были примерами «битв наций»). Этот национализм был основой модели «одна нациа - одно государство», которая пришла на смену средневековой дворянской форме управления государством посредством дворянства. При дворянской модели важен не то, кто русский и кто татарин, а кто дворянин и кто холоп. Целая провинция страны могла быть оторвана и присоедиены к другой стране без спроса мнения населения только потому, что какая-то принцесса выхадила замуж, а эта провинция - ее приданое всего лищь.

Но (технологическое, социальниое, эканомическое и т.д. ) развитие Европы опрокинуло эту модель. НАРОД стал более активным действующим лицом, и поэтому его идентичность, его язык, традиции вышли на первый план, и противопоставления шли уже не по линии «Габсбурги против Бурбонов», а по линии «германцы против французов». Принцип «одна нациа - одно государство» имет много приемуществ: все всех понимают на одном языке, на одном языке все законы и приказы, на том же языке все школы, университеты, Церковь. Все новобранцы в армии четко понимают приказ «шагом марш». Очень эффективная система!

И именно эта эффективность запустила процесс распада всех империи... концентрическими волнами от Парижа, образно говоря. Австрийкая и Оттоманская империи (частично и Российская империя) распались на национальные госдуартва (турки, конечно, все это сделали по-турецки - с морем крови). С другой стороны новый национализм способствовал объединению Италии, Германии (про Германию скажу позже) и других стран.

А тем временем по нашу сторону кардона…

Именно в это время европейское влияние начало активнее проникать в Российкую империю и вообще на Восток, т.к незадолго до этого во-первых Россия сделала при Петре поворот на Запад (а в середине 19го века отменила крепостное право, что стимулировал Капитализм), и во-вторых Османская империя начала гнить уже очень сильно, и по ходу метастаз болезни у «больного Европы», влияние Запада на Османскую империю тоже увеличилась.

Поэтому народы Российской и Османской империй получили именно такой импульс своего развития - строительство своей модели «одна нациа - одно государство» как заветную цель.
Грузинские «терекдалеули» и все поколение просвещенных в российских и европейских универистетах грузинской молодежи через несколько десятилетий именно это и впитали.

Намцы пошли немного иначе

Модель «одна нациа - одно государство» имеет свои недостатки. Их немало, но остоновлюсь на одном. Она лучше подходит тем народам, которые однородны в культурном, языковом, конфессиональном, ментальном плане. Германия не была такой. По ее телу проходил один из важнейшщих разломов Европы: разлом между Католицизмом и Протестантством. Намцы также сильно отличались по култьуре, и по диалектам и языкам (швабский, к примеру, можно считать отдельным языком) и чисто по географической среде: они разбросаны на огромном пространстве от заснеженных гор на Альпах до холодных приморских равнин. Выражаясь на языке сравнений: Германия - страна включающая в себе и регионы ментально близкие к холодной Эстонии, и регионы ментально близки к теплой Венгрии. Их всех собрать в один флакон не легко! Кроме того, часть немцев было инкорпорировано в государства с другими этносами, как австрийцы или швейцарцы с венграми, французами, итальянцами, чехами, поляками и т.д....

Поэтому, хотя принцип «одна нациа - одно государство» и способствовал объединению большей части германонаселенных земель, он же породил много проблем и трений между его частями. Обе мировые войны имеют помимо многих причин также и причины межгерманских неполадок и силовых попыток их решить. Германия иногда становилась унифицированной и централизированной (как при правлении Гитлера, когда вся страна была разделена на провинции «гау», полностью подчиненные центру), а иногда становилась федерацией как сейчас (в современной Германии нету, например, министерств науки или образования, и эта сфера польностью контролируется в каждом бундесланде по-своему. В Баварии и Бранденбурге даже учебный год начинается в разные дни!). Среди немцев диспут по этим вопросам идет и по сей день. Нам об этом в новостях по ТВ не сообщают, т.к. у них хватает ума держать свой сор в своей избе.

Немцам удалось выдержать удар принципа «одна нациа - одно государство» тем, что они модифицировали этот принцип под свои нужды. Немцы поняли, что не надо навязывать прусачество баварцу и швабу, т.к. последние не являются ущербными версиями прусака, и не нуждаются в «исправлении». Альпийский пейзаж с баварскими католическими церквушками и характерными песнями-йодлерами в такой же мере является стопроцентной Германией, как и северные протестанстские города с прямыми улицами и строгой архитектурой. Все внутригерманские течения, которые возмущались этим разницам и пытались «исправить» ту или иную часть Германии, рано или поздно сворачивали корабль Германии в такую сторону, откуда потом их вытаскивали всем Миром, и не без стрельбы…

Можно сказать что и Российская империя в начале 20го века в целом тоже смогла выдержать удар принципа «одна нация - одно государтво», т.к. смога переорганизоваться в новое объединение, где понятие нации было подчинено другим социальным признакам. Это интересная тема, но оффтопна в данном очерке.

В Тифлисе восприняли принцип буквально

Новая интеллиганция Грузии приняла принцип «одна нациа - одно государство» в буквальном виде. Поколение «терекдалеули» и их последователи стали надевать, так сказать, французскую рубашку на Грузию прямо как есть, из упаковки. Но Грузия по своему прошлому ближе к Германии, чем к Франции. Имею ввиду феодальнную раздробленность, недолгий срок реального существования централизованной власти, попадание страны под влияние других держав и культур на долгие века. Новая интеллигенция Грузии увидела свое будущее в полной унификации и ассимиляции (в том числе и тех групп населения, которые до этого не имели унифицированную с Тбилиси культуру никогда за всю Историю). Т.е. она увлеченная образом былого величия Грузии стала «восстанавливать в Грузии» не прежнюю Грузию а... мини-Францию. Может причиной этого выбора была привлекательность европейских идей, а может это была черезмерной болезненной контр-реакцией на влияние Российской империи в Грузии? И вообще провинциальная интеллигенция редко бывает в состоянии по-настоящему глубоко овладеть сутью новых идей из мегаполисов, и часто довольствуется лишь копированием их внешних сторон, видя в точноси копирования признак своей «прогресивности». Есть и другие причины, на которых мы остановимся ниже.

Так или иначе в Тбилиси был выбран унитаристский-ассимиляционный путь, и мегрелы, аджарцы, сваны, хевсуры и т.д. стали восприниматся как ценный этнографический материал, который однако «нуждался в небольших корректировках» для приведения в идеальную кондицию. Показательно то, что попытки перевести Библию на мегрельский и сванский языки клеймились высшей церковной властью Грузии как предательство, несмотря на то, что наказ перевести Слово Божье на все языки однозначно дан самим Иисусом Христом! Грузия пошла не по пути мини-Германии, а по пути мини-Франции. Расхожее сравнение «Тифлис - маленький Париж» видимо говорит о многом…

Но особенно сильно «досталось» тем народам, которые ввиду совсем отличного от иверов этнического происхождения были не самыми желанными инградиентами для ассимиляции. Если например, мегрел - очень желанный объект для ассимиляции как только он поверит, что его язык есть диалкет грузинского, то армянин или еврей - явно некартвельский элемент, и если даже их ассимиляцию можно скрепя сердце принять как факт, то особо радоватся этому явлению не позволяет простой инстинкт самосохранения Иверии. Поэтому для них была избрана модель ассимиляции в сопровождении с выдавливанием, стиранием следов. Например, хотя в «Картлис Цховреба» среди семи языков Грузии на первом месте неоднократно упоминается сомхури (армянский) перед картули (грузинский), и хотя грузинские хроники полны упоминаний об армянах, по отношению к армянам стала культивироватся установка: «А их переселил граф Паскевич после геноцида 15 года». Основная часть армянских церквей Тифлиса либо разрушились, либо были превращены в грузинские.

… и с трагическим распадом СССР…

Гамсахурдия появился не на пустом месте, а явился лишь воплощением тех сил, которые чувствовали себя подавленными за десятилетия российской или советской власти. Хотя в возникновении межнациональный войн в Грузии в 1990х годах определенно присуствует внешний фактор, но и фактор жесткости внутренней политики, определяемый выше упомянтыми факторами, тоже есть... и привалирует над виной «руки Москвы».

В Грузии от мхедриони и от шовинистической интеллигенции, генерирующий мхедрионы и другие подобные фанклубы, пострадали все - и грузины и негрузины. Но, как говорится, у кого жемчуга мелкие, а у кого кортошка гнилая. Кто-то за эти годы отделался тем, что у него разбили фару Жигулей, а кто-то стал беженцем вместе со своей семьей и своей деревней…

За это десятилетие прекратили свое существование такие субэтнические группы, как триалетские осетины, цалкские греки, богдановские духоборы, к минимуму сведены армянские культурно-конфесиональные аттрибуты Тбилиси. Грузинские евреи из Цхинвали и Тбилиси, жившие там уже более 2000 лет (!) неожиданно прониклись любовью к исторической родине, и поспешно переселились в Израиль... именно в это же то время по любопытному совподению к исторической родине любовью воспылали и уехали в Грецию понтийские греки.

В свою очередь в ходе межэтнический войн стали бежанцами основная часть грузин (мегрелов) Абхазии, частично и Ю. Осетии. К грузинам самим были применены ксенофобские тезисы типа: «Их переселил сюда Паск… Лавренитий Берия», и все многовековое присуствие картвелского элемента в Абхазии было приравнено к «злодеянию грузина-Сталина», против чего «повели беспощадную борьбу» и «десталинизацию».

Грузия фашистское государтво?

Грузию нередко называют «фашистским государством». Догадываюсь, чем это мотивировано, но... ведь фашизм-нацизм выражается идеологической установкой типа: «Мы - высшая расса с правильными черепами. Шагаем под бодрыми маршами и где надо мочим вас - уродливых недочеловеков, неполноценных по-рождению! ». Ни один нацист не стремился ассимилировать евреев или славян в немцы, или переделать синагоги в немецкие церкви. Поэтому хотя и симптомы фашизма могут быть попутчиками ассимиляции, эти два явления: фашизм и ассимиляторство - явления разные в корне. Не надо называть фашизмом то, что на самом деле ассимиляторство.

Ключевое слово - «ассимиляция»

Именно ассимиляторство часто домнирует в подходах Тбилиси к окружающему этот город миру, и именно этим критерием часто резонне оценивать грузинских юзеров. У некоторых из них фашизм отсуствует начисто, но как только затрагиваются определенные струны…

Я никогда в жизни не видел армянина, которого интересовало бы насколько хорошо владеют армянским языком езиды или ассирийцы Армении. Зато армянам часто важно насколько высоки у них антитурецкие настроения. Езид или ассириец, защищающие свои национальные чаяния, вызывают симпатию у армян. У грузин же нередко мелькает нотка озобоченности уже при виде представителя нац. меньшинств, слишком интересующегося своми национальными делами (пусть даже лояльного к Грузии). Многим грузинам даже не нужно, чтобы армяне или ассирийцы Грузии, например, осуждали оккупацию Абхазии или как-то иначе были вовлечены в политические чаяния Грузии. Им в первую нужно, чтобы они не были слишком армянами или слишком ассирийцами. Есть и другие характерные примеры, но на этом может отдельно остановится в другом месте.

Причем все это возникло не в последние годы в связи с межэтническими конфликтами, а было и в советские годы, и раньше.

Имя этому явлению - не фашизм а АССИМИЛЯЦИЯ!

Под ее воздействием в Тифлисе (в Тифлисе в широком смысле) формируется каста негрузин, главная востребованная добордетель которых - отрицание своего национального «я». Это еще более эскалирует двигатель ассимиляции, т.к. эта каста неофитов включается в ассимиляцию следующей волны гораздо интенсивнее, чем «старые» грузины. Ну… если для ассимилированного осетина ничего не стоит своя прежняя осетинская идентичность, то для него тем более никакой ценности не имеет армянская или мегрельская идентичность. Более того, армянин или мегрел, слишком часто говорящий о своей культуре, для него уже являюются живыми, ненавистными упреками в свой адрес.

Это явление имеет и неожиданные «рекурсивные» последствия: кахетинец-полуармянин в порыве своей новообретенной «исконно грузинской» идентичности может наломать дров в Абхазии, способствовать провоцированию конфликта и… поставить под вопрос существования в этом крае исконно картвельского населения.

У неофита заниженное чувство опасности за новую Родину, т.к. он не связан со страной нервными окончаниями, не чувствует боль земли.

Наполовину надетая «французская рубашка» и шесть частей, что остались за ней

Грузию сделать унифицированной мини-Францией пока не удалось. За полтора века трудов унификаторско-ассимиляторской интеллигенции «французская рубашка» надета лишь наполовину тела, а остальное разнородные части пока живут в известной мере сами по себе.

В той части, что «в рубашке» царит невообразимое счастье и гармония. Ассимилированные армяне, стыдящиеся своего происхождения, дружно едят хинкали с другими «тбилисцами по национальности», и поют с мегрелами их народные кахетинские песни. И все это в легком английском акценте, конечно.

А вне «рубашки» всего шесть кусков. Первые два - Абхазия и Ю. Осетия, защищенные от Тбилиси той армией, которая победила Наполоеона с Гитлером. Численно абхазов и южных осетин там не много (может не более 90-120 тысяч вместе), но они контролируют очень большую (пропорционально к своему числу), стратегически важную территорию.

Третья часть - Мегрелия. Население Мегрелии примерно 600 тысяч, и под миллион мегрелов по всей Грузии. Трудно сказать какой их процент уже «в рубашке», и для какой части мегрельский язык все еще ценен. Но ввиду их большого числа, важных позиций в государтве, интеллектуального потенциала, они могут иметь важную роль, если заметный процент мегрелов будут думать «как Бавария». Слабая сторона мегрелов в том, что за ними никто не стоит. Даже Россия не может серьеано этого делать, т.к. невозножно одновременно стоять и за мегрелами, и за абхазами ибо национальные победы вторых реализованы за счет горя первых.

Четвертая часть - Сванетия. Отдельно случай сванов подробно рассматривать не имеет смыла, т.к. их численно мало просто. Их случай по-сути вариация Мегрелии в меньшем масштабе.

Пятая часть - Джавахк (к которому можно идейно присоединить заметную часть армянства всей Грузии). Они имеют наиболее яркую национальную самобытность, наиболее развитую систему национальных аттрибутов и институтов (школы, церкви и т.д.). Кроме того за Джавахком определенно стоят Р. Армения и армянская Диаспора с их возможностями. Ну может еще немного и Россия и Запад (каждый по своим мотивам). Географическое положение делает этот край болезненным для Армении, т.к. имея хоть какой-нибудь контроль в Джавахке Турция устанавливает сухопутный «коридор» в Азербайджан через Борчалы. К слабым сторонам армян можно отнести то, что к ним традиционно больше негатива в Грузии (т.е. при каждом случае против них в Грузии легко складывается «неприятелская коалиция»), а также то, что численно армяне сильно уменьшились (почти в два раза за постсоветский период!), и уступили азери тюркам нишу второй национальности Грузии, которую удерживали веками. Всего армян в Грузии вероятно чуть более 250 тысяч, а в Джавахке менее 150 тысяч.

Шестая своеобразная часть - Борчалы. Она исторически самая новая из всех частей. За годы советской власти азери тюрки в Грузии численно выросли в 3.7 раза. Хотя в смутные годы звиадизма и Шеварднадзе имел место их отток в более благополучный Азербайджан, в наши дни устойчивый рост азери тюрков сохраняется. За последние 8 лет население только Марнеульского района выросло на почти 7%. В одном лишь селе Садахло (население 10 тыс. чел.) живет больше азери тюрков, чем армян в столице Джавахка городе Ахалакалак (население 7 тыс. чел.). В Борчалы уже целый ряд сел, кажое из которых превосходит по населению город Ахалакалк! Из Квемо-Картли за советские годы ушло большинство армян, так что теперь об этом крае можно говорить как о тюрконаселенном Борчалы. Реальное число азери тюрков в Грузии вероятно между 300 и 400 тысяч. Помимо демографического потенциала у Борчалы есть еще другие сильные стороны. Во-первых это именно то, что отмечал выше - это кусок коридора из Турции в Азербайджан. Через Борчалы идут все коммуникационные «проекты века» нашего региона: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, ж.д. Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку, новые автодороги из Ардагана (Турция) в Тбилси, и т.д... Кроме того тюрки почти не подвержены ассимиляции, т.к. в основном НЕ живут в таких городах, где большинство населения были бы грузинским. Они живут в в своих моноэтнических селах, или в городах где они сами и состовляют большинство. Кроме того, в отличии от армян, которым для сохранения национальной идентичности нужны национальнные институты (школы, церковь и т.д.), азери тюркам достаточен фактор ислама, чтобы не растворится среди грузин-христиан. Наконец за борчалинцами (точнее не столько за борчалинцами, сколько за их географическим местоположением и другимаи перечисленными факторами) стоят Турция и Азербайджан. По этому фактору тоже борчалинцы превосходят армян и мегрелов, и уж точно и абхазов и осетин, если убрать фактор российской армии...

Таким образом, полтора века унитаристско-ассимиляторской политики в Грузии привели к определенному рубежу, которая идет волнистой линией под Цхинвали, Сухуми, Зугдиди, Ахалкалаком и Марнеули...

Если «завтра мегрелы проснутся кахетинцами»

Дальнейшая судьба этого процесса зависит в первую очередь от мегрелов, т.к. абхазы с осетинами укрыты за спиной российской армии; борчалинцы не подлежат ассимиляции, сваны малочисленны для того, чтобы повлиять на ситуацию, а у джавахкцев еще так много аттрибутов армянского национального бытия, что их ассимиляция, если даже она начнется, потребует времени никак не меньше, чем переориентация Аджарии (а это произошло за полтора века…)

Полностью ассимилировавшись Мегрелия резко приблизит Грузию к унитарной французской модели «один народ - одно государтво». Вероятно это окончательно убедит абхазов и осетин в том, что единственный гарант их национального существования - Россия.

Трудно сказать что будет с Джавахком, но «геополитеическая стержень» этого края идет не столько по линии Ахалкалак-Тбилиси, сколько по линии Турция-Джавахк-Азербайджан. Удары Тбилиси по армянским национальным институтам Джавахка ослабляют этот край, а ослабленный Джавак - потенциальная добыча Турции, что создает для Р. Армении ситуации полного окружения «тюркским кольцом» с вытекающими осложнениями. Муссируемая тема «возвращения турков-месхетинцев» лишь усугубляет эту картину, т.к. возвращенные турки-месхетинцы должны осесть на ныне создаваемый турцких коммуникациях, и заполнить собой пространство мажду Борчалы и Турцией.

Борчалинцы менее чувстеительны к подобным движениям в Мегрелии, т.к. раздлены от происходящего религиозными, языковыми, географическии пробками. Серьезно не завися от этого, они будут скорее наблюдать за этим как за телевизионным сериалом (где начало и конец всего сюжета не особенно важны, хотя сегодняшнюю серию можно посмотреть).

Альтернативная реальность в «Матрице»?

С другой сторорны, если мегрелам удатся отстоять свою культурную идентичность и выработать схему, алтернативную унитаристско-ассимиляторской модели бытия (образно говоря - стать Баварией Грузии), то это будет СИСТЕМНЫМ изменением уже всей Грузии, т.к. потребует изменений в менталитете не только в Мегрелии, но и в Тбилиси.

Это не может не вызвать позитив у армян, т.к. армянская идентичность в Грузии основана именно на культурных рычагах самосохранения, а на не демографическом росте или религиозных преградах. Т.е. менее унитаристская, менее ассимиляторская Грузия означает более легкое дыхание для Джавахка, что хорошо и для Р. Армении и арм. Диаспоры, т.к. не только сохраняется от маргинализации или ассимиляции важная часть армянского этноса, но и поддерживается единственных реальный заслон на пути создания тюркского коридора из Турции в Азербайджан.

Для сванов тоже возрождение Мегрелии - важный ориентир для сохранения своего по-сути исчезающего языка.

У борчалинцев особенно важных бонусов или потерь от победы мегрелов нету по перечисленным причинам, так что они в этом вопросе - наблюдатели. Для них есть гораздо более солидные ориентиры в виде Баку, Анкары или Стамбула, чтобы обращать большое внимание на Зугдиди.

Остаются две из названных шести частей: абхазы и осетины. Пока они за спиной той самой армии, разбившей Наполеона с Гитлером, они могут интересоватся всеми этими делами не больше, чем положением в Сомали и считать, что «За Цхинвалом начинется пустыня». Но Мир меняется, а поддержка великих держав не вечна: было время, когда с полной поддержки Англии сербы присоединили к себе половину Балкан. Но в годы правления супруга Хиллари Клинтон на Белград посыпались уже бомбы...

Я плохо знаком с ситуацией в Абхазии и Ю. Осетии, но и у них все это может вызвать интерес. Ведь независимо от своего политического статуса им тоже важно какие грузины у них будут рядом через 25 или 50 лет. Ведя принципиально жесткую линию «Грузия - No Pasaran! » Абхазия и Ю. Осетии косвенно стимулируют консолидацию определенных течений в Тбилиси и эскалацию идеологического нажима Тбилиси на оставшиеся 4 части «мини империи». Они тем самым способствуют росту в Грузии тех унитаристских-ассимиляторских тенденций, от которого сами натерпелись в свое времня.

Внешние факторы

В таком регионе как Закавказье влияние внешних факторов всегда важно, хотя и не всегда определяющее. Поэтому перспектива возможного мегрелского возрождения может быть рассмотрена в контексе внешних сих. Например:

В РФ за последние годы бывали локальные попытки использовать мегрелов как «Абхазия-2». Но они не имели успеха по двум «системным» причинам. Во-первых, мегрелы хоть и развили отдельный язык, но они собственно говоря грузины (этнографически даже более чистокровные, чем славное население Тбилиси). Во-вторых, современная Абхазия в значиеленой части создана на исторически мегрельских землях. Мегрелы в Гальском районе и в остальной Абхазии находятся в давольно незавидном положении. Поэтому какая бы ассимиляторская не была бы политика Тбилиси, для мегрелов не видны алтернативы на Севере.

Другая внешняя сила - Турция со своим Лазистаном. Исламизированный и ментально отуреченный народ лазов довольно близок к мегрелам. Вернее была близок когда-то, а сегодня сходства лазов с мегрелами выражаются почти исключительно в языке. Это создает довольно обоюдоострую ситуацию: с одной стороны Грузия может постаратся повлиять на лазов, вернуть им картвельское сознание (и в первую очередь через мегрелов). А с другой стороны Турция, имея позиции в Аджарии и Абхазии может постаратся «сомкнуть дугу» между этими регионами по Мегрелии. Мне не раз попадались интернет-янычары, которые представлялись лазами, и выдвигали теории типа: «Лазы и мегрелы - одна нация, просто мегрелов оккупировала Грузия». И попутно предлогали «объединение» этих частей… (например под эгидой Турции). Такая пропаганда забавна, но учитывая какой эканомический, военный, политический, демографический потенциял стоит за этими тезисами, становится менее смешно…

Одно ясно: любое движиение мегрелов будет встечать реакцию как в Грузии, так и за ее пределами. Это создаст очень пеструю картину, гда каждый шаг может трактоватся каждой стороной по-своему.

Из сказанного не следует, что у автора этих строк есть готовые рекомендации. Так что эти посильные соображиения есть не дорожная карта, а постановка вопроса и описание его контекста.

Эпилог и выводы

В важном исследовани Арнольда Тойнби «Постижение Истории» (всем, кстати, советую прочитать) развитие социума, народов, цивилизаций дается с позиции дуализма «вызов - ответ». Получая брошенный себе вызов социум получает стимул к активности для самозащиты. Если он преодолевает вызов и дает адекватный ответ, то он этим лишь услиливается. Тойнби приводит примеры Австрийской империи, которая родилась от вызова, брошенного Европе турками (которых удалось остановить под Веной), или Лондона, где англосаксам удалось консолидироватся и отразить вызов, брошенный им набегами викингов с Скандинавских берегов.

Социум, выдержавший удар, давший ответ на вызов, перевоплощается на новом, БОЛЕЕ ВЫСОКОМ уровне. Австрия, устояв перед турками, стала правителем половины Восточной Европы. А Лондон, устоявший против викингов, стал центром крупной европейской страны, чего на Британских островах ранее не было.

Мегрелия своей Историей и Судьбой поставлена перед выбором. Либо Мегрелия ассимилируется, либо она сможет создать нувую модель грузинской государственности (ну, или серьезный апгрейт имеющийся модели). В этой новой модели признание культурного многообразия, уважения к этому многообразию и наличие законодательных рычагов для сохранения культурного достояния всех народов будет являтся ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩИМ фактором, а не только лишь декоративным пиаром для прикрытия ассимиляционной политики.

Отразив вызов унитаристско-ассимиляторского течения, Мегрелия может стать чем-то больше, чем есть теперь. Мегрелы могут внести свой вклад в будущее Грузии не просто своей ассимиляцией как сырой этнографический материал, а могут стать внутригрузинским рычагом, тормозящим ассимиляционную политику, и как таковой очень привлекательные для всех, для кого это важно. У мегрелов может быть свое историческое предназначение, которое им и нам откроется лишь после того, как смогут показать свой потенциал в этом направлении.

Но может мы об этом уже никогда не узнаем. Ведь в свое время Мегрелия могла стать, но не стала «общегрузинским дирижером» для координации политики в Абхазии. Живя и в Абхазии, и рядом с Абхазией, и в Тбилиси, мегрелы могли скорректировать отношение Грузии к Абхазии, сделать эту политику более гибкой и не такой тапорной. Но этого они не смогли сделать, или не были готовы к этому... и поплатилась много чем…

Ассимиляционное уравение Грузии на данный момент имент лишь одно основное неизвестное, от которого может зависеть и решение всего уравнения.

Р. Тер-Минасян
При полном или частичном копировании материла необходима ссылка на:
http://javakhk.livejournal.com/515135.html

tbilisi, borcali, svanetia, georgia, turkey, yerevan, javakhk, samargalo, azerbaijan, abkhazia, moscow, armenia, ankara, baku, russia, s. osetia

Previous post Next post
Up