И снова в этом блоге один из примеров
сороймоно - гравюр, объединённых определённым набором "числовых" тем.
Но предстанут перед нами на этот раз не пейзажи и красавицы, а могучие и суровые воины - излюбленная тема гравюр Утагава Куниёси.
Серия Куниёси, посвящённая пяти элементам (дерево, огонь, земля, металл и вода), представленным в образе воинов, была выпущена в 1840 году в издательстве Минатоя Кохэй. Всего известно только шесть гравюр из этой серии.
И начинаем мы с самой знакомой широкой публике истории.
1. Дерево. Сато Таданобу защищается от врагов гобаном.
По легенде, к верному соратнику Минамото-но Ёсицунэ, неистовому Сато Таданобу, внезапно нагрянул вражеский отряд. Герой не растерялся и встретил недругов первой попавшейся под руку тяжёлой вещью - столиком для игры в го - и таким необычным оружием одолел немало противников.
Все следующие работы - тоже в основном авторства Утагава Куниёси.
Сцена эта может привести в недоумение любого мало-мальски знакомого с игрой го, ведь столик для этой игры (гобан) - очень ценная вещь. Самый правильный гобан делают из редкого дерева кая, причём его не срубают, а дожидаются, когда дерево само умрёт от старости (а живёт оно очень долго, многие столетия). В Японии даже бытует такая поговорка: "Мой дед пилил дерево, мой отец сушил дерево, а я сделал гобан". Подробнее о гобанах можно прочитать
здесь и
тут.
Тем временем что только не делают с несчастным гобаном на гравюрах - например, размахивают как дубиной:
Камни для го летят во все стороны
Это работа Кацукава Сюнтэй:
Здесь бедный гобан уже бросают изо всех богатырских сил:
Одна из книжных гравюр Хокусая
Ну и самое возмутительное для любого ценителя го - поставить ноги на столик, пусть под ним и ненавистный враг:
Любопытный факт - история об использовании Таданобу гобана как оружия не встречается в хрониках и сказаниях, посвящённых подвигам Ёсицунэ и его соратников.
Появилась она в театральных пьесах бунраку и кабуки, что может пролить свет на характер этого брутального образа, непривычного для степенных любителей древней игры го и ценителей самурайской выдержки.
Ведь как раз именно в японском театре очень любили такие "возмутительные", дерзкие и провокационные сцены - один
легендарный эпизод с подачей курительной трубки ногой героя Сукэроку чего стоит...
Одно из первых изображений театральной сцены "го Таданобу" - гравюра
Тории Киёмасу II, 1728 год
Работа Иппицусай Бунтё
В гравюрах художников эпохи Мэйдзи небывалый накал страстей в этой сцене сохраняется, она даже приобретает новые краски.
Снова гобан летит в сторону врагов...
Гравюра Ямадзаки Тосинобу
... трещат доски пола...
Автора этой гравюры опознать пока не удалось.
... а здесь одним метким броском повержено сразу трое врагов:
Работа Утагава Кокунимаса
На последней в сегодняшней заметке гравюре, по контрасту с предыдущими, Таданобу спокоен и размышляет о чём-то своём, геройском. В верхней части листа изображена другая
замечательная история с его участием, уже появлявшаяся здесь в серии c "зимними историями" Утагава Ёсимунэ II.
Завершаем заметку фигуркой нэцкэ с изображением "го Таданобу" - такой чудесной и выразительной, что хочется рассмотреть её со всех сторон!
Автор - резчик XIX века Масацугу
Все детали хороши - узор древесины на гобане и рисунок на кимоно, но особенно - характерные пальцы ног, больше похожие на когти чертей они, под стать взрывному характеру Таданобу.
Продолжение следует
PS: Любопытная деталь попалась на глаза уже после написания этой заметки -
по сюжету врагов к Таданобу ночью приводит его бывшая любовница по имени Кая, опоившая героя "прощальным вином". Её, скорее всего, мы и видим на нескольких гравюрах - где-то изменница прячется за дверью, а где-то свирепый Таданобу хватает Каю за кимоно или даже за волосы.
И, как мы помним, именно из дерева кая делают самые лучшие гобаны. Такая вот изящная игра слов, очень ценившаяся японцами и в кабуки, и за его пределами (в том числе в гравюрном мире).
Теперь понятно, почему Таданобу на гравюрах такой взлохмаченный - спросонья ведь...