В прошлой
заметке, посвящённой снам и новогодним символам, было несколько работ замечательного, но не очень известного художника Исода Корюсай. На самом деле гравюр с такими сюжетами у него гораздо больше и сегодня здесь будут только его работы. И в основном такого необычного, длинного-предлинного формата:
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/292904/292904_original.jpg)
Называется он "хасира-э" ("столбовые картины") и, как считается, гравюры такого формата обычно украшали хасира - опорные столбы традиционного японского дома. Примерный размер такой гравюры - 76х13 см и довольно сложно вписать в это узкое пространство гармоничную композицию. Но тем интереснее задача для художника!
Одним из первых хасира-э стал создавать Окумура Масанобу, пионер японской гравюры, сочетавший их с ещё одной "новинкой" того времени - трёхцветной печатью бэни-э. Он даже подписывал некоторые свои работы с добавлением надписи "изобретатель гравюр для столбов".
Практически все художники "золотого века" укиё-э тоже использовали этот необычный формат, кто-то чаще, кто-то реже - встречаются такие работы у Харунобу, Утамаро, Хокусая и Хиросигэ. Но больше всего хасира-э (около 350 работ!) у нашего сегодняшнего героя - Исода Корюсай (годы жизни: около 1735-1790).
Следующую пару гравюр Корюсая можно и вовсе считать уникальной - по информации Британского музея это едва ли не единственная известная парная композиция в формате хасира-э.
И здесь мы видим уже знакомые новогодние символы - Фудзи, сокола и баклажаны ))
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/293811/293811_original.jpg)
О жизни Исода Корюсай известно очень немного, даже даты его рождения и смерти точно не установлены. Родился он в самурайской семье, служившей клану Цутия, и после смерти главы клана переехал в Эдо - учиться ремеслу художника. Первые работы под его именем появились довольно поздно, в 1769 году, когда Корюсаю было уже около 35 лет.
Большое влияние на его ранние работы оказал стиль Судзуки Харунобу, о чём говорит первое "творческое" имя художника - Харухиро (первый иероглиф "Хару" взят именно у Харунобу). Следующая работа традиционного формата действительно сильно похожа на классические гравюры Харунобу - с ходу и не отличишь...
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/293958/293958_original.jpg)
Весеннее любование Фудзи. Около 1770-1772 гг.
После смерти Харунобу в 1770 году наш герой берёт себе новое имя - Корюсай, под которым и вошёл в историю как большой мастер жанра бидзин-га (изображения красавиц). Пускай он и оставался немного в тени своих знаменитых современников - Утамаро и Киёнаги - но всё же самобытности и элегантности ему не занимать. И гравюры хасира-э особенно ему удавались...
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/294376/294376_original.jpg)
Красавица мечтает о прогулке по реке Сумида
Надо сказать, что основной период творчества Исода Корюсай пришёлся на так называемый "золотой век" японской гравюры - технологии печати стремительно развивались, цензура была ещё не слишком строгой и недорогие гравюры с популярными сюжетами из городской жизни были нарасхват.
Именно Корюсай может считаться одним из самых плодовитых художников укиё-э второй половины XVIII века - ему принадлежит авторство более 2500 гравюр, в том числе самой масштабной серии из примерно 140 гравюр жанра биздзин-га 1776-1781 годов, посвящённой тогдашним модным нарядам горожанок.
В 1782 году император удостоил его самого высокого для художников того времени титула - "хоккё" ("мост Дхармы" или "почитатель законов Будды"). Такое же звание, к примеру, было у великого живописца Огата Корина.
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/294958/294958_original.jpg)
И снова сон - теперь о прогулке с любимым
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/295341/295341_original.jpg)
Как видим, снов в гравюрах Корюсая действительно много. Любил он эти сюжеты, и публика, наверное, тоже...
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/292296/292296_original.jpg)
Сон о побеге с любимым
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/292496/292496_original.jpg)
Следующая гравюра не менее интересна - здесь источником романтичных видений является сожжённое любовное письмо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/295797/295797_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/295998/295998_original.jpg)
От чудесных снов переходим к символам долголетия, счастья и удачи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/296600/296600_original.jpg)
"Новогодний" сокол
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/296873/296873_original.jpg)
Журавль, черепаха и сосна.
Как известно, для японцев журавль, черепаха и сосна символизируют долголетие, мудрость, стойкость и благополучие. Есть даже старинная поговорка: "Журавль живет тысячу лет, черепаха - десять тысяч лет".
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/291370/291370_original.jpg)
Здесь у нас изображён один из островов Бессмертных - Хорай, с журавлями и черепашками.
По легенде, святые, которые обитали на этих островах, путешествовали на спинах огромных журавлей, вестников удачи и счастья. Кроме того, журавль и черепаха являются символом единства двух начал, мужского и женского. Если черепаха стремится постичь глубину мироздания, то журавль, напротив, устремляется ввысь, олицетворяя духовное совершенство.
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/291753/291753_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/297010/297010_original.jpg)
Ещё одна черепаха острова Бессмертных. И сосна тут же.
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/290692/290692_original.jpg)
А тут просто любование закатом и соснами...
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/291236/291236_original.jpg)
А там где закат, обязательно будет и восход!
Вот этим замечательным рассветным журавлем, пожалуй, и завершим на сегодня рассказ о замечательном художнике Исода Корюсай и его работах.
Хотя, думаю, с ним мы ещё не раз встретимся - много его чудесных работ в "запасниках" осталось ))
![](https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/297425/297425_original.jpg)